Подписка на новости
Четверть века назад Никола-Ленивец был укромным местом для открывших его художников. Сюда ехали за свободой, вдохновением и покоем. Но к сегодняшнему моменту из маленькой далекой деревни у реки Угры Никола-Ленивец превратился в большой арт-парк, стал площадкой для творческого международного обмена и привлёк большое количество людей, тем самым упустив идею уединения.
Летом 2016 года будет реинтерпретирована первоначальная роль Никола-Ленивца как укрытия. На международном фестивале ландшафтных объектов «Архстояние» парк представит новые объекты — убежища не ради физического сохранения, но ради сохранения эмоциональной чистоты и покоя, для возможности продолжать жизнь.
08.07.2016, 12:29
ОБЪЕКТЫ
WOWHAUS
Мост
Гибкий вязаный мост к Ландшафтному парку «Версаль» — символ союза природы (построивших здесь плотину бобров) и человеческого разума: металла и глины, декоративных кустарников и туземных мхов и камышей. Деревянные мостки пристраиваются друг к другу, образуя как переходы с берега на берег, так и площадки для наблюдений за природой, размышлений и других полезных занятий.
Ирина Корина и Илья Вознесенский
«Шишка»
Шишка высотой 5,6 метров с металлическим скелетом и оборонительными щитами вместо чешуи, будучи когда-то нежной и зеленой, теперь окрепла и может считаться укрытием для человека. Вдохновившись русскими сказками и мифологией, авторы проекта постарались создать трансцендентную атмосферу защищённости — наблюдатель чувствует себя внутри объекта как игла Кощея, спрятанная в длинной веренице её хранителей. В Шишке можно обнаружить молодой побег, напоминающий о бесконечности Матрёшки со множеством будущих зарождающихся миров.
Дмитрий Жуков
«Личная вселенная № 5»
Пространство, в котором могут одновременно находиться два человека, оборачивается вокруг «беглецов», затягиваясь как узел, и отрезает от внешнего мира. Портал между мирами закрывается, оставляя наблюдателя наедине с самим собой. Сложные связи человеческих воспоминаний и чувств сплетаются, отсекая ненужное. Ведь истинное убежище, по мнению автора, заключено в сердце человека, а не в его поиске и географическом местоположении.
Комитет Аполлона и Patkonen Projects
«Походная Пагода»
В Древнем Китае сооружали пагоды с целью положительного влияния на местность. Защитница пейзажа на «Архстоянии», «Походная Пагода», станет убежищем для тела и духа, продолжая историю культовых архитектурных сооружений, находящихся в гармонии с природой и философией востока. На пагоду проецируется видео-мэппинг, а с наступлением темноты её освещают антенны, расписанные фресками.
Наиль Гареев
Reflection performance
Психологический перформанс посвящен размышлениям на тему глобальной информационной медиа-войны, которая сегодня управляет процессами формирования самопознания. Попадая в клетку из арматуры, наблюдатель сталкивается лицом к лицу с зеркалами-телеэкранами, одновременно транслирующими online новостные каналы стран мира. Зритель видит отражение и непрерывно встроенную в него идеологическую информацию, которую он не может отделить от действительности. Выход и «убежище» — замочная скважина в зеркальной стене и дверь, которую всегда можно открыть.
ARCHPOINT
«Закопанный Гелендваген»
Объект представляет собой автомобиль-бункер Мерседес Гелендваген, закопанный в землю по крышу. Внутрь гости фестиваля смогут попасть через люк. Предусмотренные подача воздуха и отведение выхлопных газов, позволяют заводить закопанную машину, в которой можно слушать радио, включать свет или попробовать сухпаек. Дополнительную маскировку убежища обеспечивает трава, высаженная на крыше.
Павел Суслов
Голова «Дом бомжа»
«Голова» — это временное жилище художника на пленэре, созданное из 254 мобильных полотен. Проект возник из регулярной практики поездок автора на природу и необходимости хранить написанные картины большого формата в полевых условиях. На «Архстоянии» появится 15-я из уже созданных голов, неизменным принципом которых было реалистичное изображение окружающей среды. Стены-этюды создаются в течение определенного времени и, когда последняя из них готова, объект демонтируется, а художник лишается статуса «бомжа».
Kawarga
«Обитаемая скульптура для людей»
Арт-объект, основанный на идее взаимопроникновения ландшафтной скульптуры и архитектуры, внутри которого можно сидеть или лежать, осознавая себя живым существом внутри другого существа, и вместе с тем испытать состояние оторванности от земной тверди и социального шума.
1 блок
Участники фестиваля рассказывают о своих объектах и отвечают на вопрос “Спасает ли ваше искусство мир?”:
Wowhaus
Дмитрий Жуков
Павел Суслов
Дмитрий Каварга
Ирина Корина
Далее: круглый стол
2 блок
Мария Рогальская
Психолог, теоретик искусства, литературный критик, историк.
«Убежище в себе. Тревожность как симптом современного общества»
Убежище – это место, где можно спрятаться от опасности. Но что делать, если опасность внутри тебя самого? Эта лекция о самых распространенных психологических проблемах современного общества – повышенной тревоге, необоснованных страхах, панических атаках. Почему возникает беспричинный страх или тревога? Ответы кроются в наблюдениях за современной системой человеческих взаимодействий. Кроме этого мы поговорим о том, что делать и к кому обращаться человеку, переживающему приступы панических атак или постоянно находящемуся в состоянии повышенной тревоги. И как людям, не страдающим от этих симптомов, повысить собственную устойчивость к ним.
Мария Рогальская – психолог, гештальт-терапевт, супервизор, тренер Межрегионального Института Гештальт-терапии и Искусства (МИГИС).
Илья Будрайтскис
«Убежище, рынок и государство»
На протяжении всей своей истории капитализм постоянно создавал лакуны убежищ от самого себя, связанных с разными типами бегства ради безопасности, физической или ментальной. Сегодня, так же, как и на протяжении большей части XX века, ключевым вопросом времени становится проблема беженцев, людей, потерявших дом и скитающихся в поисках нового. В то же время, именно поиск убежища за пределами видимого мира, где возможны другие отношения и другая этика, вдохновляли множество социальных и религиозных утопий.
Илья Будрайтскис - публицист, историк, художественный критик. Член редакций "Художественного журнала", OpenLeft.ru и LeftEast. Составитель и соавтор книг Post-post-Soviet? Art, Politics and Society in Russia in the Turn of the Decade (Chicago University Press, 2013, совместо с Екатериной Деготь и Мартой Дзеванска) и Pedagogical poem (Marsilio Editori, 2014, совместно с Арсением Жиляевым).
Денис Ларионов
«По направлению к убежищу? Перечитывая антиутопии двадцатого века»
Двадцатый век был необычайно богат на антиутопии, предостерегающие человечество от политических ошибок и цивилизационных тупиков: в качестве примеров можно взять целый ряд блестящих романов, в диапазоне от "Мы" Евгения Замятина до "Повелителя мух" Уильяма Голдинга. Эти книги, безусловно, сыграли важную роль в понимании человека и общества, но есть настойчивое желание перечитать их снова, исходя из ситуации, в которой утопия больше не определяет культурную и политическую повестку.
Денис Ларионов - поэт, прозаик, критик. Родился в 1986 году в городе Клин Московской области. Изучал медицину, психологию. Окончил магистратуру "Русской антропологической школы" (РГГУ). В данный момент аспирант Институт Философии РАН. Стихи и проза публиковались в журнале «Воздух», на сайте «Полутона», в альманахах «Солнце без объяснений», «Акцент», в сетевом журнале «TextOnly» и др. Автор ряда критических статей, публиковавшихся в журналах «Новое Литературное Обозрение», «Октябрь», «Новый мир», на сайтах «OpenSpace» и «Colta.ru». В 2009 и 2010 годах входил в лонг-лист премии «Дебют» в номинации «поэзия», в 2013 году в шорт-лист Премии Андрея Белого. Лауреат премии "Московский счет" за дебютную книгу стихов. Один из организаторов поэтической премии «Различие». Член жюри Премии Андрея Белого.
Борис Клюшников
«Мотив убежища и стратегии выживания на примере недавних художественных проектов»
Сурвивализм или "выживализм" (на русский часто этот термин переводят буквально) - субкультура, построенная вокруг различных практик выживания в экстремальных условиях. Несмотря на то, что первые «выживальщики» появились еще во время холодной войны вокруг журнала "Survivor", сегодня их стратегии и формы кооперации используются в современном искусстве в самых различных контекстах. Безусловно, ядерная угроза или глобальное потепление являются страшными угрозами, но разве сама повседневность в капиталистическом городе не обладает чертами чрезвычайного положения и крайней мобилизации? Художники взаимодействуют с мобильной архитектурой (Хаим Сокол), разработками в области разведки и шифрования данных (Кирилл Савченков) и вырабатывают новые экономические модели (проект "Летучая кооперация"). Их объединяет одно - все они видят нашу повседневность скорее как партизанское существование в капиталистической системе и пытаются предложить альтернативные способы существования в ней. На примере недавних проектов будет предложена теоретическая база для рассмотрения этих художественных практик и детальный разбор нескольких примеров, где современное искусство и сурвивализм пересекаются.
Борис Клюшников - теоретик искусства, куратор, преподаватель кафедры кино и современного искусства РГГУ, зав. кафедры теории современного искусства "БАЗА".
Наиль Гареев
"Reflected. Controlled"
Психологический перформанс "Reflected. Controlled." Наиля Гареева, представленный на «Архстоянии» в этом году, направлен на привлечение внимания к фундаментальным основам человеческого опыта, к вопросу формирования самосознания.
Тема "Убежище" также имеет прямое отношение к основному роду деятельности Наиля Гареева, открывшему первый флоатинг центр в России. Фактически, посредством камер сенсорной депривации, человек отправляется в его первичное, и наиболее естественное убежище: эмбриональное состояние. В таких условиях становится возможным глубокий контакт с собой, отделение внутренних "зерен от плевел". Этот процесс имеет глубокую философскую и психологическую основу. Об этом пойдет речь в лекции.
Наиль Гареев - генеральный директор флоат-центра «Эмбрио». В 2003 году окончил психфак Российского государственного гуманитарного университета, где долго учился, прерывая образование путешествиями и изучением традиционных культур. Два года спустя окончил Институт системного консультирования Вадима Петровского. Разработал ряд методов работы с самопознанием с помощью абсолютно нового для России явления — флоатинга. В 2007 году открыл флоат-центр «Эмбрио», на базе которого в 2014 году также была создана исследовательская лаборатория. Ведет научную и просветительскую деятельность.
Куратор и критик, доктор философии, ведущий в России эксперт в области искусства новых технологий. С 2012 года - заведующий отделом образовательных программ Государственного центра современного искусства.
Образовательная программа организована Государственным Центром Современного Искусства.
Партнёр образовательной программы - Aksenov Family Foundation.
В ночь с 23 на 24 июля в Никола-Ленивце развернется антиутопический музыкальный сценарий — пространство арт-парка станет убежищем для тех, кто спасается от урбанизации и грезит о создании нового индустриального мира на природе. Два музыкальных пространства — ЗИККУРАТ и ТРАЙБЛ — выступят на АРХСТОЯНИИ как метафора двух идейно противоположных лагерей.
Пространство ЛЕНИВОГО ЗИККУРАТА станет пристанищем для сторонников машинального звука, техно-ритмов и индустриальных ландшафтов, неминуемо напоминающих об индустриальном прошлом цивилизации. В свою очередь в обитель для одичалых превратится главная сцена ТРАЙБЛ: здесь ожидаются самозабвенные шаманские танцы, витиеватые трайбл-ритмы и общение с духами посредством модульных синтезаторов.
Сцена Зиккурат
Роль лидеров на Зиккурате возьмут на себя два британских дуэта — адепты экспериментальной электроники и провокаторы от индустриального техно DEMDIKE STARE и сторонники более атмосферного, хотя и не менее мрачного саунда LAKKER. Помогать им будут локальные сторонники: аудиовизуальный дуэт ANDRON NIKOLAEV, практикующийся в области психоделичного дарк-техно, изобретательный брейнденс-музыкант с академическими корнями DIMITRI MAZUROV, автор сложносочиненных техно-повестей ZURKAS TEPLA и свежая коллаборация молодого продюсера SOMA и видеохудожника АНДРЕЯ ФЛЭТА. А откроет все это действо двухчасовой сет резидента Arma17 НИКИТЫ ЗАБЕЛИНА.
Сцена Трайбл
Шаманский лагерь будут представлять артисты из разных уголков планеты. Адепт психоделического модульного синтеза из Лос-Анжелеса M. GEDDAS GENGRAS представит свой танцевальный проект PERSONABLE. Здесь же разобьют свой лагерь резиденты карельского лейбла Full of Nothing — проповедник спиритуального бейса MOA PILLAR и техно-шаман SUOKAS. Москвич HOLYPALMS разрядит накаленную атмосферу своим лайвом из тропической психоделии и вязкого даба. А закроет всю музыкальную программу ее куратор АНДРЕЙ МОРОЗОВ, который исполнит на рассвете двухчасовой сет из трайбла, психоделичной электроники и эмбиента.
ПОДРОБНЕЕ О МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Со-организатор:
Организационный партнер:
При поддержке
Партнер:
Место проведения:
Калужская область, арт-парк Никола-Ленивец