Подписка на новости
Создатель иллюстрированной карты «Воронеж на ладони» Марина Демченко рассказала ARCHiPEOPLE о своем независимом творческом проекте, посвященном городской среде.
29.09.2017, 10:22
Создание необычных географических карт - одна из популярных тенденций среди художников и дизайнеров. Расскажи, как ты решила создать проект иллюстрированной карты «Воронеж на ладони»?
В то время как с помощью Google Maps можно заглянуть на любую улицу любого города мира, авторские карты пользуются все большим интересом. Города и страны изображаются в виде абстракций (серия «Сities» Джазберри Блю), рисуются от руки («London by hand» Дженни Спаркс), складываются из старых микросхем («World Map» Сьюзан Стоквелл). Я думаю, это связано с тем, что каждая такая карта показывает субъективный взгляд ее создателя на место, призывает зрителя к диалогу и позволяет взглянуть на город и мир с особенной стороны.
Мне хотелось, чтобы у Воронежа появилась карта, которая показала бы его как живой организм, способный влиять на жизнь людей и вдохновлять их на творчество. Я живу здесь уже двенадцать лет и влюблена в этот город. Каждый иллюстратор мечтает создать большой авторский проект, в котором будет воплощено его мировоззрение. Для меня таким проектом стала карта «Воронеж на ладони».
Откуда у иллюстратора возник интерес к городской среде? Какое у тебя образование?
Я закончила Воронежский государственный архитектурно-строительный университет в 2012 году по специальности «Дизайн архитектурной среды». Моим дипломом стал несколько фантастический, утопичный проект: концепция Дома Дизайнера в виде дирижабля. Этот проект научил меня мыслить широко и смело. После обучения я заинтересовалась компьютерной графикой, стала художником по компьютерным играм в студии «Графит». Там я так увлеклась созданием разных миров в масштабах изображений, что к дизайну архитектурной среды не возвращалась, во всяком случае, пока.
Архитектурное образование дало мне важную теоретическую базу. А изучение книг об урбанистке и городской среде, например, «Креативный город» Чарльза Лэндри, убедило меня в том, что творческий проект может повлиять на мир вокруг.
Какие задачи приходилось решать в процессе такой масштабной работы, как создание карты города?
Поскольку проект «Воронеж на ладони» я создавала целиком сама, я была одновременно арт-директором, иллюстратором, дизайнером, копирайтером и менеджером. Круг задач определяла я сама, ориентируясь прежде всего на то, чтобы удивить себя и зрителя. Удивить масштабом проделанной работы, детализацией, стилистикой, визуальными рифмами, особой атмосферой и пусть несколько искаженной, но правдивой реальностью.
Сначала я определила границы самой интересной части города, которая будет изображена на карте. В Воронеже нет концентрированного исторического центра, памятники архитектуры зачастую соседствуют с хрущевками, новостройками и бизнес-центрами. Я хотела показать ту часть города, которая считается центром в глазах большинства горожан. И мне было важно, чтобы, глядя на карту, приезжий мог сразу сориентироваться в его структуре и особенностях: Воронежское водохранилище делит город на правый и левый берег, они соединяются тремя мостами, а большинство достопримечательностей находится на правом берегу.
Следующей интересной задачей было искажение географической реальности. Я была ограничена размером формата, который был бы оптимальным по стоимости печати и в то же время наиболее удобным для того, чтобы носить карту с собой. Фрагмент, который я выбрала, в этот формат не вписывался по пропорциям. К тому же, чтобы вместить на карту хотя бы часть водохранилища, мне пришлось бы добавлять несколько ничем не примечательных районов, а хотелось сделать карту максимально информационно насыщенной. Выход был найден сразу: если география не вписывается в формат, ее надо исказить. Такое решение позволило гибко подходить ко множеству других задач. Например, я могла исказить углы между улицами, чтобы показать больше зданий, смело увеличить памятники архитектуры по размерам относительно соседних серых пятиэтажек, сделать их более детальными, с эффектным силуэтом. Я поставила эстетику выше реальности, и в итоге карта получилась более эмоциональной, чем географической. И в этом, как мне кажется, заключается важная особенность, отличающая ее от других иллюстрированных карт. Это не перспектива, не изометрия, это – исключительно авторская система координат.
После того как была сделана схема улиц, искажающая реальность, началась эскизная работа. Я рисовала границы квартала, затем – очертания планов домов. Начиналось все с простых прямоугольников, которые потом «вырастали» до стен и крыш. Эти схематичные наброски претерпевали множество изменений. Я старалась выделить несколько важных (по историческим, градообразующим или эстетическим факторам) зданий в каждом квартале и сделать их побольше, повыразительнее. Другие здания становились второстепенными, фоновыми. Я подбирала особую перспективу для каждого из них. Для одного изображала только условный фасад, для другого - изометрию, для третьего – искажение типа «рыбий глаз». И каждая линия по моей задумке должна была складываться в общую композицию квартала, чтобы было ощущение единого движения жизни, некого городского танца. Я старалась выявить гармонию во всем, пусть даже в реальности соседство зданий в рамках одного квартала выглядит дисгармоничным.
А не было желания воспользоваться картой, чтобы покритиковать существующее положение дел? Ведь для большинства российских городов дисгармоничность среды и хаотичность застройки — это острая проблема.
Я с горечью наблюдаю за подобными примерами, которых действительно очень много в Воронеже. Конечно, было бы хорошо, если бы историческая часть города оставалась нетронутой, как это происходит в европейских городах. Но город развивается и растет, это ему необходимо. И какими бы ни были противоречивыми сочетания исторических зданий и новостроек, я воспринимаю это как единое целое и уже свершившееся. Можно искать какие-то взаимосвязи между таким странным соседством и тем самым изменить свое отношение к ним. С помощью карты я попыталась сгладить эти противоречия и показать, что по своей сути они – часть процесса развития города, о которых не мешало бы задуматься.
Для меня важнее критики было создание концептуальной модели, своего рода визуальной утопии, в которой город выглядит прежде всего гармонично и цельно и ощущается как живой организм. Я верю, что мой проект, показывающий эту утопию, каким-то образом может повлиять на сознание людей. И, кстати, судя по отзывам, действительно влияет!
И как именно карта была воспринята людьми?
Есть в Воронеже и путеводители, и карты-схемы, где указаны какие-то достопримечательности, но такого необычного, креативного продукта до моей карты не существовало. Прежде всего, как мне кажется, большому интересу людей к моему проекту способствовало то, что карта – иллюстрированная. На ней нарисованы практически все здания в центре города (я посчитала, что их около 900), ее интересно разглядывать в деталях, находить какие-то знакомые и родные себе здания.
Во-вторых, я постаралась собрать и коротко структурировать информацию о памятниках архитектуры. На задней стороне карты коротко указана информация более чем о восьмидесяти объектах культурного наследия, о главных достопримечательностях и о неформальных. Почему-то считается, что Воронежу мало чем гордиться. Я нередко сталкивалась с тем, что горожане свой город не любят. Сами способствуют укоренению странных стереотипов, настаивая: «Воронеж - город жлобов», мол, грязно, скучно, дороги плохие, погулять негде. Такая позиция мне удивительна, ведь достаточно немного изменить точку зрения, став более наблюдательным и любопытным, чтобы увидеть множество достоинств.
И действительно, были такие, кто признавался, что, увидев мою карту, изменил в лучшую сторону свое отношение к Воронежу. Многие узнали с ее помощью что-то новое для себя, вдохновились желанием гулять по нему, изучать неизведанное. В первые дни после презентации моего проекта обладателями карты стали двести человек, а за полгода это число увеличилось до полутора тысяч. Для миллионного города это немного, но распространением я занимаюсь сама, через книжные и сувенирные магазины. И очень приятно узнавать, что карту покупают в подарок иногородним друзьям или приобретают как сувенир.
Кстати, я считаю, что по сувенирам можно многое сказать о городе. Если здесь существуют авторские, необычные сувениры, такие как, например, иллюстрированная карта, это показатель того, что город любим и способен вдохновлять, а значит, интересен для изучения.
Расскажи о том, какие данные, кроме исторических, содержатся в карте?
Мне не хотелось, чтобы информация, собранная на карте, была только официальной и серьезной. Поэтому я использовала народные топонимы, обозначая памятники и здания: «Чупа-чупс», «Прищепка», «Утюжок». И еще я обозначила несколько неформальных достопримечательностей. Одна и них – Дом Кролика, который в карте описывается так: «если раздвинуть растения, оплетающие забор палисадника на одной из небольших улиц, то можно увидеть уютный дворик с маленьким прудом и летний домик настоящего кролика, а иногда и его самого». Об этом местечке мне когда-то рассказали мои друзья, а после того, как карта увидела свет, хозяева кролика со мной связались, и мы познакомились. Эти замечательные люди для меня пример созидателей. На своей небольшой территории они создали настоящую городскую легенду, которая удивляет и радует людей вот уже много лет. И каждый может приложить свои силы к тому, чтобы в Воронеже появлялись интересные места и жили такие легенды. А это делает город ближе, роднее.
Что тебя вдохновляло при работе над проектом «Воронеж на ладони»?
Я изучала старинные карты: средневековые, эпохи Возрождения и даже азиатские. По ним видно, что в прошлом люди мыслили абсолютно иначе. Например, египтяне дома на противоположной стороне улицы изображали перевернутыми. Во многих картах здания изображались весьма условно и схематично. И ещё мне понравилась теплая цветовая гамма, приглушенные цвета, которые часто встречались в древних картах. В теплых тонах я решила делать и свою карту, чтобы подчеркнуть, что Воронеж – город с богатой историей.
Как происходил процесс рисования зданий? Неужели ты рисовала их с натуры?
Иногда приходилось делать скетчи с натуры, но в основном я использовала фотографии улиц, которые я делала во время прогулок, и панорамы сервисов Google Maps и Яндекс Карты. Я изучала на панораме кварталы по периметру, переосмысляла каждое здание, потом рисовала его схематично и создавала своего рода лаконичный знак для каждого домика. На отрисовку каждого квартала уходило не менее одного дня.
Ты считаешь, что карты могут являться одним из способов управления общественным мнением. Расскажи о том, откуда появилась такая мысль и как ты планировала с помощью своей карты повлиять на мнение воронежцев о своем городе?
Карта по своей природе функциональна, она нужна для ориентации в пространстве. Но я стала глубже изучать этот вопрос - какие были карты раньше, с какой целью использовались - и обнаружила, что это был один из инструментов изменения общественного мнения. Были такие карты, где страны изображались в виде зверей или реальных исторических персонажей. Были такие, где отдельные страны больше, чем они есть на самом деле. Это делалось, чтобы внушить людям политическую значимость той или иной державы. То есть карта становилась моделью мира для определенной аудитории.
Мне же виделась важной миссия показать своим проектом, что Воронеж – прекрасный город, порой немного нелепый, но душевный, живой, вдохновляющий. У него богатая история, есть множество интересных мест для изучения, и в силах каждого сделать это место лучше просто с помощью любви к нему.
Состоялись ли какие-то открытия для тебя как горожанина в процессе работы?
Для меня было удивительным заметить, что многие улицы прерываются, а потом продолжаются через определенный промежуток. Такие места несут в себе отпечаток градостроительных и исторических изменений, а обычно об этом не задумываешься. Я узнала названия многих скверов, которые существуют номинально, а в народе не используются. И, конечно, я получила много новой для себя информации и приметила для себя новые интересные и любимые местечки.
О материальной стороне. Над этим проектом ты работала в течении года, было ли финансирование со стороны?
На печать карты я выиграла грант от Департамента культуры Воронежской области. Этот грант выдается для поддержки городских культурных проектов. Сейчас я работаю над развитием проекта и в первую очередь хочу выпустить версию карты на английском языке и раскраску «Воронеж на ладони». Последнюю я вижу игровым способом узнать город, почувствовать с ним свою связь. Надеюсь, что такая раскраска может зародить в детях и взрослых мысль о возможности созидательно влиять на городскую среду.
Поскольку для меня принципиально, чтобы проект оставался независимым, чтобы в нем не было рекламы, я запустила краудфандинг по сбору средств на его развитие. Каждый поддержавший проект «Воронеж на ладони» сможет получить приятные сюрпризы. Мне близок и интересен краудфандинг как особая философия, объединяющая множество людей для реализации независимых творческих проектов. Буду рада поддержке в развитии этого начинания.
Поддержать проект можно по ссылке - https://planeta.ru/campaigns/voronezh_map
Марина Демченко – иллюстратор, дизайнер, художник.
Обладатель гранта от департамента культуры Воронежской области (2015) и премии правительства Воронежской области по поддержке талантливой молодежи (2013). Окончила в 2012 году Воронежский государственный университет по специальности «Дизайн архитектурной среды». Лауреат конкурса «Культпоход», финалист конкурса на памятный знак Платоновского международного фестиваля искусств. Участник различных фестивалей и конкурсов («Архидром», Design Debut, «Золотая блоха», ReThink Art Digital Festival, Международный Открытый Евразийский книжный форум, «Зодчество Черноземья, «Суздальфест»). Является участником творческого объединения «ДВЕНЕОДНА», ставшего номинантом на премию в области современного искусства имени Сергея Курехина в номинации «Лучшее произведение визуального искусства» (2016).