Подписка на новости
В рамках второго дня деловой программы первого Всероссийского фестиваля с международным участием «Архитектурное наследие» прошли мастер-классы по работе с объектами культурного наследия от Никиты Явейна и Алексея Гинзбурга. Оба архитектора отметили, что при работе с наследием важно правильно определить будущую функцию.
19.07.2018, 09:43
Первый Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие» состоялся в ЦВЗ «Манеж» с 2 по 5 июля. В рамках деловой программы фестиваля выступили реставраторы, архитекторы, представители власти, а также правозащитники и городские активисты.
Никита Явейн, архитектор, руководитель архитектурной мастерской «Студия 44», поделился практическими приемами реставрации на примере работ бюро: реконструкции электростанции на набережной в Пскове под жилье, приспособлении конюшен под новый корпус ВШЭ, предложении по развитию центра Калининграда, реконструкции Гостиного двора и других проектов. Особенно тяжелым для восстановления Никита Игоревич считает деревянное зодчество. Архитектор рекомендовал коллегам на месте подвешивать фрагменты крыши, стен и другие оригинальные детали, которые нужно оставить в памятнике и «подбираться к ним конструкциями».
Он обратил внимание и на тот факт, что «государство не может вдохнуть жизнь в дом. Без конкретного владельца здание уже через 15 лет может вернуться к предыдущему состоянию. Единственный способ решить эту проблему, — привлекать волонтеров, предпринимателей, фонды».
Специалист также затронул проблему выбора, с которой ежедневно сталкиваются реставраторы: «Когда решаешь судьбу деревянной постройки, надо выбрать: либо сохраняем все целиком, и она сгорает, либо идем на компромиссы, и она живет».
Алексей Гинзбург, руководитель архитектурной мастерской «Гинзбург Архитектс», член правления Союза архитекторов России, на своем мастер-классе детально представил процесс исследования и восстановления здания «Известий» и дома Наркомфина, а после развенчал несколько мифов о конструктивистской архитектуре.
«Существует два вектора работы архитектора над реставрацией памятника архитектуры: осмысленная консервация с выделением старых элементов, когда чувствуется, где – старое, а где – новое; продуманная эксплуатация с учётом того, для каких целей здание строилось, и переосмысление этой функции сегодня», — отметил архитектор.
Алексей дал свою оценку предыдущей реставрации памятника советского конструктивизма — дома Наркомфина: «Чудовищный внутренний ремонт здания 5 лет назад — пример того, как люди, увлеченные авангардом, могут принести не меньший вред, чем те, кому он безразличен».
Кроме того, Алексей представил свою точку зрения относительно разных способов реставрации: «Консервация – это значит очистить и сохранить, защитить от агрессивной внешней среды, воссоздать утраченное. Что значит реставрация — не понимаю».
Во второй половине мастер-класса Гинзбург коснулся распространённого мифа о том, что здание Наркомфина было коммунальным. «Все квартиры были созданы для одной семьи, имели достаточно большую даже по современным меркам площадь — 78 кв.м. Эту постройку можно назвать современным европейским термином "социальный конденсатор", потому что она объединяла людей. Что особенно важно, эта архитектура не имела случайной детали. Так, в доме Наркомфина северная стена целиком стеклянная, потому что она летом не нагревается», — рассказал архитектор.
Затем он перешел к следующему мифу о некачественных материалах архитектуры начала XX века. «Говорят, что конструктивистская архитектура — хорошая архитектура, правильная, только строили из некачественных материалов, поэтому ее реставрировать невозможно. Неправда! Конструкция Наркомфина была инновационной, все элементы которой — предтечи современных технологий строительства. Это первый в Москве дом с зелёным фасадом и зеленой кровлей, что в моде и сейчас».
На трех площадках прошло всего более 25 мероприятий разного формата, в том числе конференции, мастер-классы, лекции, семинары и круглые столы.