Похвала глупости, или архитектура российского капитализма
В субботу на "Винзаводе" открывается выставка Дианы Мачулиной. Проект ставит своей целью проявить характер новейшей российской архитектуры и городской среды, почти неизобразимой в крайних проявлениях ее глупости, и недооцененной в плане формирования уродливого менталитета людей, живущих в этой среде.
09.02.2012, 11:11
ПРОЕКТ СТАВИТ СВОЕЙ ЦЕЛЬЮ ПРОЯВИТЬ ХАРАКТЕР НОВЕЙШЕЙ РОССИЙСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ И ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ, ПОЧТИ НЕИЗОБРАЗИМОЙ В КРАЙНИХ ПРОЯВЛЕНИЯХ ЕЕ ГЛУПОСТИ, И НЕДООЦЕНЕННОЙ В ПЛАНЕ ФОРМИРОВАНИЯ УРОДЛИВОГО МЕНТАЛИТЕТА ЛЮДЕЙ, ЖИВУЩИХ В ЭТОЙ СРЕДЕ.
Сначала мы строим дома, потом дома строят нас.
Уинстон Черчилль
Открывают выставку три картины с пылающими в огне изданиями на русском языке «Десяти книг об архитектуре» римского архитектора Витрувия, автора эргономической системы пропорционирования, чья формулировка необходимых для любой постройки качеств «польза, прочность, красота» была целью архитекторов во все разумные периоды истории. Сожжение книги Витрувия подразумевает, что архитектура последних 20-ти лет в России не имеет отношения ни к одному из этих качеств, ее авторам следовало бы сгореть от стыда.
Это подтверждает серия графических работ с фрагментами новых зданий и их интерьеров, которые можно было бы считать смешными ошибками, если бы они не были ярким проявлением закономерностей функционирования нашего государства, бетонной копией социальных отношений. Некоторые из фрагментов соотнесены с образами из времени, к которому относится и название проекта, «Похвала глупости» - это одна из самых известных работ Эразма Роттердамского, мыслителя эпохи Северного Возрождения, и более поздними апокалиптическими видениями, на которые часто так похожа наша городская среда.
Бетонные объекты, напоминающие строительную площадку, похожи на абстрактные скульптуры, вещи минималистов, в которых объектом созерцания становятся чистые пропорции, длина к ширине. Но это не абстракция, а документалистика – пропорции объектов обусловлены мрачными статистическими данными о Москве.