Корреспондент ARCHiPEOPLE и архитектор в одном лице Алиса Прихудайлова встретилась с основателями школы МАРШ, побывала на открытии новой архитектурной школы в БВШД и делится своими мыслями с читателями.
13.04.2012, 14:42
Текст: Алиса Прихудайлова
Фото: пресс-служба БВШД
архитектурное образование в Москве/
В Москве на сегодняшний день существует несколько архитектурных школ.
МАрхИ, МГСУ, архитектурные факультеты в Строгановке и ряде других ВУЗов — образцы классического образования, практически не претерпевшего изменения с наступлением нового тысячелетия, а вместе с ним и не коснувшегося новых проблем, которые ставятся перед современным архитектором. Правда, два года назад появилась "Стрелка", но там учат уже состоявшихся в каком-то смысле специалистов новому образу мышления и возможности по-новому применять уже имеющиеся знания, но не дают базового образования.
До последнего времени в России не были представлены международные образовательные программы в сфере архитектуры, в отличие от, например, управления бизнесом (MBA) и даже дизайна (Британская Высшая Школа Дизайна).
Это лишь некоторые из причин, которые делают открытие МАРШ (Московская Архитектурная Школа) более чем востребованным.
создателиМАРШ— Евгений Асс, ректор и идейный вдохновитель, и Никита Токарев — директор и руководитель одного из образовательных блоков.
МАРШ создаётся в сотрудничестве слондонским университетом London Metropolitan University, получит его аккредитацию и будет соответствовать европейским стандартам с точки зрения набора дисциплин, их структуры и содержания. Что позволит российскому архитектурному образованию стать более интегрированным в европейскую и общемировую систему, а российским архитекторам даст возможность работать на одном уровне с европейскими коллегами, опираясь на европейские стандарты.
программа обучения/
составлена с учётом курса Professional Diploma in Architecture, который преподаётся в Metropolitan University of London и готовит архитекторов для реального проектирования. От английской программы будет взята четырёхдневная учебная неделя, оставляющая один день на самостоятельную работу. Количество часов для самостоятельной работы в первый год обучения значительно меньше, чем предусматривает оригинальная английская программа. Это сделано для того, чтобы у студентов было время перестроиться на новый режим работы. Это важное отличие магистратуры от бакалавриата — предполагается, что если человек пришел на postgraduate, он должен работать самостоятельно, сам вырабатывать решения и сам за них отвечать.
Можно предположить, что в первое время студенты будут воспринимать этот свободный день как ещё один выходной, в то время, как он должен быть днём самой напряжённой работы.
В то же время программа будет во многом отличаться от магистерской программы Metropolitan University of London, в первую очередь гуманитарной составляющей. Создатели МАРШ считают, что в классическом российском архитектурном образовании этот аспект незаслуженно обойдён вниманием, из-за чего архитекторы зачастую не умеют мотивированно обосновывать свои решения, опираясь только на техническую область и игнорируя социо-культурную. В Московской Архитектурной Школе гуманитарный блок будет основываться на курсах философии и истории архитектуры, которые позволят встроить архитектуру в широкий культурный контекст. Кроме того, включен ещё один блок, посвящённый взаимодействию архитектуры и культурных практик, искусства. Гуманитарный цикл будет курировать Сергей Ситар.
Большое внимание будет уделяться междисциплинарности и комплексности образования. Создатели школы считают, что архитектуру нельзя рассматривать как часть одного из искусств, как это делается в Академии Художеств и в Суриковском институте. Нельзя и включать архитектуру в один ряд с техническими дисциплинами, как это часто принято в Европе, например, в Политехнической школе. В МАрхИ исторически сложилось так, что в 30-50-е годы было очень сильно художественное начало, а в 60-е годы была сделана инъекция инженерных дисциплин и усилились инженерные кафедры.
контекст/
В современном контексте имеет смысл говорить об интеграции архитектурного образования в новый контекст, который, например, даёт Британская Высшая Школа Дизайна. На её базе сейчас развивается «образовательный хаб», включающий саму Британскую Высшую школу Дизайна, а также Школу Кино, Школу компьютерной графики Scream School и МАРШ.
Студенты МАРШ будут иметь время и возможность работать в оборудованных мастерских и использовать различные технологии — фото, анимацию, кино, моделирование, живопись, что позволит им проектировать, используя непривычные для академической школы средства. Ведь современная архитектура должна благотворно взаимодействовать с актуальными художественными практиками — дизайном, веб-дизайном, модой, музыкой.
Курс "Профессиональная практика", который будет вести Никита Токарев, выстроен вокруг понятия «ответственности архитектора». Это и ответственность перед клиентом: договор, спектр услуг, обязательства и график работы, ценообразование, и даже в какой-то степени менеджмент. Это ответственность перед человеком и обществом: соблюдение норм, охрана памятников, соответствие экологическим требованиям. И третья сфера ответственности — это ответственность перед коллегами по цеху, кодекс профессиональной этики, саморегулирование как способ профессионального взаимодействия.
У МАРШ есть договоренность с Buro Happold, известной европейской инжиниринговрой компанией, которая подготовит программу по технологиям, конструкциям и инженерным системам: так называемым «applied technologies». В зависимости от темы проекта будут привлекаться специалисты из разных областей.
Организация учебного процесса также отличается от традиционной для российских ВУЗов. В Школе будет ряд студий, в каждой из которых по два преподавателя: руководитель студии, он же российский практик, и второй преподаватель — человек, знакомый с европейской системой образования.
преподаватели/
Имена руководителей студий уже известны. Это Юрий Григорян, Оскар Мамлеев, Наринэ Тютчева, Александр Бродский, Владимир Плоткин, Сергей Скуратов, Антон Мосин. Каждый преподаватель предложит свою авторскую программу, объединённую с остальными общей широкой темой семестра и количеством часов. Ознакомившись с программами всех студий, студенты смогут выбирать, где учиться. Каждый семестр учащийся должен переходить в новую студию. Таким образом, каждый прослушает программы минимум трёх преподавателей.
как поступить в МАРШ/
Принять участие во вступительных испытаниях могут абитуриенты с дипломом бакалавра архитектуры и выше. По мнению организаторов, будет продуктивно, если контингент учащихся будет разновозрастный и среди студентов будут люди с разным опытом, поскольку в очень большой степени передача знаний идет от студента к студенту.
деньги/
Стоимость обучения будет на том же уровне, что и в других архитектурных вузах. На презентации школы была озвучена цифра 215 000 рублей в год.
конкурс/
Набор будет проводиться в два этапа. Для прохождения первого необходимо прислать портфолио, по результатам просмотра которого кандидат будет приглашён на собеседование. Внимание жюри будет обращаться на качество и количество работ в портфолио, приветствуется участие в конкурсах и воркшопах; важна деятельность абитуриента не только в рамках академической программы МАрхИ или другого профильного ВУЗа, но и его самостоятельная работа, инициативы как в профессии, так и вне её.
Сейчас МАрШ ориентируется на профессиональную подготовку архитекторов. В будущем, возможно, будут открыты дополнительные программы. Как идеальную модель создатели видят школу, которая комбинирует обучение и проектирование, обучение и исследование.
диплом МАРШ/
Получение британского диплома открывает человеку больший спектр возможностей для продолжения своей карьеры. Многие архитектурные компании, которые работают в России, будут рады получить сотрудника с международным диплом и российским опытом. Такой тип профессионала, который может существовать в разных средах, очень ценится. Кроме того, и предложение рождает спрос. Когда такие специалисты приходят куда-то работать, они начинают менять атмосферу вокруг себя.
Очень хочется надеяться, что выпускники МАРШ станут постепенно изменять существующее пространство и архитектурную практику, вводя её в русло лучших европейских традиций.