Подписка на новости
Эрез Мулай, промышленный дизайнер из Израиля, провел воркшоп в Никола-Ленивце «Дизайн как шаг к переменам». Со студентами-дизайнерами он пытался найти ответ на вопрос, как дизайн может помочь детскому дому в Кондрово. Идея простая – через вовлечение людей и сообществ с особенными потребностями в процесс создания красивых дизайнерских вещей менять их представление о своих возможностях.
28.09.2012, 12:11
Эрез Мулай, промышленный дизайнер из Израиля, провел воркшоп в Никола-Ленивце «Дизайн как шаг к переменам». Со студентами-дизайнерами он пытался найти ответ на вопрос, как дизайн может помочь детскому дому в Кондрово. В результате была разработана линейка продукции, которую могут создавать и реализовывать воспитанники детского дома.
У Эреза Мулая свой взгляд на решение социальных проблем. Он не использует выражение «люди с ограниченными возможностями», он говорит - «люди с особенными потребностями».
- Почему Вы предложили такой формат воркшопа для Никола-Ленивца?
Нужно идти от потребностей территории. Никола-Ленивец является драйвером региона, сюда приезжают туристы, видят прекрасные объекты искусства. А какую реальную помощь еще может давать искусство? У команды Никола-Ленивца стоял вопрос, как можно взаимодействовать с детским домом в Кондрово (Кондрово – ближайший город к Никола-Ленивцу), как помочь в создании рабочих мест для подростков и выпускников. Сначала мы хотели работать непосредственно с воспитанникам детского дома, но потом решили привлечь студентов-дизайнеров, и вовлечь их в эту работу. Так они могли бы развивать начатое дело независимо от моего присутствия в России.
- Чем вы занимаетесь в Израиле?
За последние семь лет я разработал более тридцати различных проектов для людей с особенными потребностями и для молодежи в зоне риска по всему Израилю. Основной целью этих проектов было создание изменений в жизни других людей и попытка создания лучшего настоящего и будущего для них. Идея простая – через вовлечение людей и сообществ с особенными потребностями в процесс создания красивых дизайнерских вещей менять их представление о своих возможностях.
Для Израиля это новая концепция, новый взгляд на проблему. Когда я начал заниматься подобными проектами, люди не видели в этом смысла, но после первых успешных результатов многие ассоциации и сообщества начали просить меня создать нечто подобное и для них. Моим первым продуктом стала корзина, сделанная из старых журналов.
С самого начала продаж и до сих пор она пользуется большим спросом. Я могу сказать, что эти процессы создают большое изменение в нашем восприятии методов реабилитации, и это демонстрирует существование другого взгляда на способы реабилитации.
На сегодняшний день это является основным методом реабилитации для людей с особенными потребностями в Израиле.
- Какой результат для вас важен?
Я могу сказать, что большинство проектов с сообществами были успешными в коммерческом отношении, но это только часть результата.
Самое важное – это создание иного восприятия групп людей с особенными потребностями в обществе. Общество предпочитает не замечать их существования, поэтому я называю их «прозрачные люди».
Результат моей работы в том, что общество видит плюсы и даже выгоды от изменений в жизни людей с особенными потребностями.
- Приведите, пожалуйста, какой-то пример.
Я расскажу об одном проекте, который отражает мой метод работы.
В моем городе есть маленькая организация, которая выросла из сообщества родственников людей с особенными потребностями.
Эта организация находилась под угрозой закрытия, и они обратились ко мне за помощью в разработке специального производства для сообщества. С самого начала команда работников была полноценным партнером этого проекта. Я делился с ними всеми шагами создания продукта.В первую очередь, мы вместе выявили потребности группы. Результатом нашей работы стал продукт «Onetotree» - набор картонных аксессуаров для офиса, возникший из идеи построить маленький городской бульвар прямо на рабочем столе.
После того, как мы закончили проектирование и приступили к производству, начали происходить невероятные вещи. В первую очередь, это коренным образом изменило веру команды в свои силы.
Если вначале они были уверены, что могут делать только элементарные, простые вещи, то к моменту производства нашей продукции они поняли, что сообщество способно на гораздо большее. Ощущение беспокойства по поводу маркетинговой стратегии, которое присутствовало в начале процесса, довольно быстро исчезло, потому что производимые вещи были очень эстетичны с точки зрения дизайна, а также были сделаны с высоким качеством. Я разработал новый бренд для этой организации, который отражает новый метод и новую концепцию проекта. Новое название организации – «В хорошем обществе». За последний месяц уровень продаж настолько повысился, что они до сих пор не могут поверить, какими эффективными и успешными они могут быть.
- Почему вам интересно работать со студентами? Вы провели вместе с российскими студентами целую неделю в Никола-Ленивце.
Мне действительно нравится процесс диалога со студентами. Каждый обладает серьезным опытом и культурным багажом, которым они могут поделиться. Я приехал из очень молодой страны, в которой все традиции только развиваются. Израиль выстраивает собственную идентичность, в том числе и в контексте искусства. Для меня стало сюрпризом, как быстро студенты учатся новым методам и как серьезно они относятся к процессу. Меня поражает, насколько искренне они хотят создать что-то стоящее для других людей, это очень трогает меня.
В Израиле я не преподаю, но провожу лекции и воркшопы. Меня приглашают в различные образовательные учреждения, чтобы я показал свой метод работы. В следующем месяце администрация одного из крупных израильских городов пригласила меня провести лекцию для работников городских властей, чтобы показать им, как можно изменить подход к работе с группами людей с особенными потребностями, а также использовать переработанные отходы в качестве материалов. Однако я больше занимаюсь бизнесом, нежели образованием.
- Есть какая-то особая маркетинговая стратегия для вашей продукции?
В своей основе маркетинговая стратегия не отличается от стратегии любого другого дизайнерского продукта, главное – это качество и эстетическая привлекательность. Однако не стоит забывать о дополнительных ценностях, вложенных в производство нашего продукта – это экологичность и социальная ответственность. Эти ценности создают особенное отношение потребителей к продукту, покупая его, люди вносят свой вклад в развитие осознанного подхода к дизайну.
Все понимают, что мы должны думать об окружающей среде и предпринимать какие-то действия для этого. Все хотят быть частью этого и, покупая зеленый продукт, человек высказывает свое мнение в отношении этой проблемы. Но в то же время зеленый продукт должен оставаться высококачественным и эстетически привлекательным. Продукт не должен быть слишком дорогим, он должен быть доступным. Поэтому моя продукция – не уникальный, ручной продукт, это продукт массового производства.