Фотография: Иван Пустовалов
Заканчивая в 2001 году МАрхИ, Сергей Кузнецов уже был практикующим архитектором. В 2006 году его бюро присоединилось к бюро Сергея Чобана, и появилось «SPEECH Чобан & Кузнецов». Главным архитектором Москвы его пригласили стать в августе этого года, когда в отставку ушел проработавший в этой должности 16 лет Александр Кузьмин
Аэрополисы
Идея аэрополисов простая: использовать возможности аэропортов — и вокруг них сформировать новые места приложения труда — экспоцентры, бизнес- и технопарки. Сейчас мы рассматриваем с этой точки зрения две такие территории: вокруг Шереметьево и вокруг Внуково. Что нам это даст? Для начала какое-то количество людей откажется от поездок из аэропорта в центр города. Далее: компании, бизнес которых связан с международным сообщением, смогут переехать к транспортным узлам. Это поможет решить самую насущную нашу задачу — восстановить баланс разных функций в пределах города, потому что сейчас большинство рабочих мест сосредоточено в центре, а живут люди больше на окраинах. Конечно, развивать эти территории будет не сам город — мы создаем условия, ведем переговоры с инвесторами, объясняем, что сейчас нужно Москве. В конце концов, инвесторы тоже здесь живут и заинтересованы в том, чтобы город приходил в порядок. Как говорил Ле Корбюзье, «архитектура или революция»: или мы найдем возможность средствами архитектуры решить городские проблемы, или станет совсем плохо.
ЗИЛ
В Москве множество промзон, но мы начинаем с ЗИЛа по нескольким причинам. Во-первых, это очень большая территория. Во-вторых, у нее один собственник — Москва. В-третьих, с экономической точки зрения ЗИЛ сейчас — это территория, которая приносит городу убытки, а может приносить прибыль. Поэтому ЗИЛ для нас — пилотный проект, который поможет дальше убеждать инвесторов и собственников. ЗИЛ находится в так называемой срединной зоне, у Третьего транспортного кольца, — люди, живущие на окраинах, через эту зону добираются в центр. Отсюда одна из целей проекта — облегчить это передвижение, потому что существующее положение вещей в городе изменится не завтра, и какое-то время людям будет нужно добираться из окраин в центр — надо сделать так, чтобы промзона не блокировала этот поток, а могла его через себя пропускать. А в будущем на этой территории возникнут уже самые разные функции — рабочие места, жилье, культура.
Большой Сити
Под Большим Сити, конечно, имеется в виду не Москва-Сити, увеличенный в пять раз. Просто территория за Третьим кольцом — там, где находится мукомольный комбинат, и дальше к окраинам Москвы — в какой-то момент получила такое название. Это большие территории, близкие к центру города, но они городом мало задействованы, и их нужно развивать. Планы вести там крупное строительство когда-то были, но сейчас многие планы пересматриваются, и не надо думать, что там будут продолжать расти небоскребы, как в нынешнем Москва-Сити, хотя какие-то отдельные высотные объекты там вполне быть могут. Мы будем идти в сторону гуманизации пространств, разумной нагрузки — опять-таки смешения разных функций и хороших, привлекательных общественных зон. Главный принцип развития города — сделать так, чтобы людям не нужно было ездить из конца в конец, чтобы в каждом районе были рабочие места, кафе, парки, а не только в центре. Надо создавать возможности для внутренней миграции в городе, чтобы люди могли свободно менять жилье, переезжая ближе к месту своей работы.
Рублево-Архангельское
Проект большой и со сложной историей. Та изначальная концепция, которая когда-то рекламировалась как «Город миллионеров», — конечно, это уже не сегодняшний день, а даже позавчерашний. Никаких городов для миллионеров строиться не будет, и не должно быть в принципе разделения на миллионеров и всех остальных — как и на очкариков и всех остальных. Наоборот, мы будем стремиться к максимальному смешению разных людей в городе, максимальному взаимообмену — и культурному, и социальному, чтобы каждому в городе находилось свое место и применение. Кроме того, мы будем уходить от монофункциональных проектов — только спальных или только деловых районов. Потому что для любого монофункционального района есть время суток, когда он вымирает: жилой днем, а рабочий вечером. И это создает пространство для криминала, потому что в темном переулке легко подкараулить прохожего. А если в том же переулке будут по вечерам работать рестораны, магазины, бары, то почвы для криминала не возникнет.
Фотография: Анна Шиллер
Этот Макет Москвы размером 12 на 12 метров стоит в «Доме на Брестской» — его сделали в 80-х, но с тех пор дополняли новыми объектами. Сейчас Москомархитектура заказала два новых макета — они будут полнее, больше и к тому же интерактивные.
Зарядье
Для меня Зарядье — повод для тревоги за современную архитектуру: может она украсить город или нет? Решение сделать на этом месте парк — это своего рода жест, означающий, что парк сейчас может быть интересней, чем строительство. Это проблема современной архитектуры в России, ее уровня, который, конечно, надо поднимать. Но в любом случае парк — это большой подарок для города. В настоящее время мы готовим техническое задание для конкурса, которое будет требовать от участников предложить и что-то связанное с культурой, и с зеленым пространством, и с транспортом. Причем в задании будут оставлены люфты, чтобы участники могли что-то добавлять, предлагать свои идеи. Это вообще очень хорошо, что город начал работать с парками, но мы будем двигаться и дальше, обустраивая все общественные зоны не только в центре, но и в спальных районах. Парки — это только первые шаги. Мы ушли от логики получения быстрой прибыли, которая приводила к большим стройкам, и переходим к стратегии повышения комфорта, которая дает больше экономических выгод.
Золотой остров
Это должно быть место отдыха, жизни и работы одновременно. Слово «элитный» я не люблю — есть хорошее и интересное, а есть плохое и скучное. Блюда в ресторане на «Золотом острове» будут стоить дороже, чем в ресторане в Бутово, — ну да, ничего не поделать. Конечно, этот район не может быть дешевым, потому что он находится в центре города. Нужно стремиться не к тому, чтобы на «Золотом острове» было хуже и дешевле, а чтобы в Бутово становилось лучше. Любая сегрегация, монофункциональность — это плохо. Кварталы Остоженки поэтому — скорее неудачный опыт, потому что там осталось только жилье. Борьба с монофункциональностью будет основным принципом работы над городом в нынешних условиях.
Центр города
Сейчас ведется работа над тем, чтобы в районе Дмитровки сделать город более доступным для пешеходов. Речь не о том, чтобы выгнать машины, — дороги и автомобильное движение нужно. Нужно запретить парковаться на тротуарах, поставить качественную городскую мебель, хорошее освещение, поработать с рекламой и вывесками на этих и других важных улицах в центре. В чистом виде прогулочным, законсервированным центр становиться не должен, чем разнообразнее будет жизнь — тем лучше. Манхэттен, например, не стал же только пешеходной зоной. Чем больше улиц будет приобретать свою атмосферу, чем разнообразнее она будет, тем интереснее для города. Что касается вывода чиновников из центра — сейчас на этот вопрос никто не сможет ответить. В целом, я думаю, вывод любой функции, которая притягивает в центр маятниковую миграцию, — это хорошо. Есть смысл чиновникам начинать с себя — это был бы правильный сигнал. Но не нужно строить для ведомств отдельный квартал, который тоже будет ночью стоять пустым.