10 вещей, которым вас не научили в архитектурном институте.
Мы перевели и впервые публикуем на ARCHiPEOPLE правила Линды, которым вас не научили в архитектурном институте.
11.11.2012, 21:46
Австралийка Линда Беннетт, она же Архи Ниндзя, одна из немногих женщин, ведущих критические блоги про архитектуру. Помимо оценок явлений и тенденций она публикует собственные интервью с молодыми архитектурными звездами, такими как Эндрю Мейнард, основатель бюро AMA. Он, кстати, фигурирует в списке самых недооцененных архитекторов, составленном Линдой после опроса большого количества коллег. Первые места в списке переоцененных достались мэтрам — Фрэнку Гери и Захе Хадид.
Перевод: Юрий Бутенко
Правило №1:
В творчестве нет победителей и проигравших.
Когда ты перестанешь сосредотачиваться на том, что делают остальные, ты станешь лучше фокусироваться на своих идеях и задачах.
Без сомнения, архитектура субъективна, поэтому ваши наставники будут постоянно находить качества (или недостатки) там, где вы (и другие) их не замечаете, и наоборот. Когда ты перестанешь сосредотачиваться на том, что делают остальные, ты станешь лучше фокусироваться на своих идеях и задачах. В конечном итоге, перестав сравнивать себя с другими, ты начинаешь сам себе задавать точку отсчета и планку для успеха, что, как было в моем случае, приносит большее удовольствие, чем оправдание чьих-то ожиданий.
Оформи свою работу как следует, найди хороший форум, например pushpullbar.com, чтобы выставить там свою идею напоказ, и будь открытым для критики и следующего за ней роста. Всегда будь доволен своими достижениями, независимо от своей оценки и оценок, которые получили другие. Это и делает архитектуру захватывающей, потому что каждый вносит в неё свой вклад, в соответствии со своим восприятием, суждениями и опытом.
Правило № 2:
Считай, что твой учитель = твой заказчик.
Учителю, как и твоему заказчику, необходимо видеть, понимать и быть посвященным как в процесс проектирования, так и в выбор окончательного решения. Ты должен уметь убедить своего учителя в том, что твой проект хорошо обдуман, как минимум, отвечает требованиям задания (см. п.4). В проектном конкурсе фирма, которая разными способами убедительнее других доносит свою идею, скорее всего, выиграет его. Также и студент - тот, кто лучше преподнесёт свою идею, скорее всего, получит высшую оценку. Помимо своих преподавательских обязанностей, ваши учителя, вероятно, имеют много ответственной работы за пределами ВУЗа, поэтому, выполняя задание профессионально, усердно работая и принимая во внимание их советы, ты даешь понять, что ценишь их время. Если тебе не хватает институтских консультаций, попроси совета, напросись в мастерскую или договорись о встрече в кафе, только делай это своевременно и будь в курсе происходящего.
Тратя время на то, чтобы лучше узнать своего преподавателя (как и в будущем - заказчика), ты начнешь лучше понимать его знания, ценности и мотивы. Зная их методику и интересы в архитектуре, ты сможешь быстрее найти с ними общий язык, понять, чему ты у него можешь научиться и как ты можешь достичь и отработать свой подход к проектированию.
Правило № 3:
Настройся на творчество.
Самые удачные проекты обычно не делаются за одну ночь.
Многие лидеры бизнеса (включая Дональда Трампа) говорят о важности установления и сохранения импульса - некой движущей силы. Без импульса трудно что-либо начать; когда тобой движет импульс, тебе трудно остановиться. Учителя надеются видеть твой прогресс каждую неделю, поэтому если ты начнешь разрабатывать свой проект с первого же дня без остановки, вероятнее всего тебе не придется сидеть в последнюю ночь перед сдачей. Самые удачные проекты обычно не делаются за одну ночь, а учителя обычно хорошо осведомлены, что проект студентом обдуман. Без импульса студент не способен достичь состояния мыслительного процесса, при котором нужна сосредоточенность и многочисленные поправки. Такое состояние характерно для студентов, нацеленных на результат. Поддерживая это состояние, ты избежишь последних исправлений перед сдачей, которые чаще приносят больше вреда, чем пользы. Обычно к таким изменениям в последние минуты относятся скептически, поскольку их труднее обосновать.
Правило № 4:
Не принимай всё на веру – правила существуют для того, чтобы их нарушать.
Важно понимать, что проектное задание - это минимум, выполнение которого от вас ожидают. Преподаватели формулируют задание, чтобы быть уверенными, что студенты направляют свои усилия и важные размышления в правильном направлении. В задании всегда есть ряд правил: «дом должен быть высотой в 2 этажа», «от дороги нужно отступать 6 м». Однако, если у вас есть лучшее решение, нарушайте и/или обходите правила, только важно это делать осознанно. Любознательность приведет вас к открытию, которое, в свою очередь, заставит задаться вопросом: почему же дом должен быть двухэтажным? Нет одного правильного ответа; скорее, в институте вас приучат задавать правильные вопросы и размышлять над множеством ответов.
Намного больше ценят студента, который стремится найти решения, нарушающие статус-кво, чем того, который просто выполняет все пункты задания и не задумывается, прочему эти пункты являются самыми важными. Поступая так, вы начинаете задумываться над тем, как архитектура устроена, а не над тем, как она выглядит. Когда дело доходит до проектного задания, помните: правила существуют, чтобы их оспаривать. Если ты сделаешь это успешно, ты выделишься на фоне остальных студентов, и это станет поводом для более плодотворной дискуссии, которая является важной частью обучения.
Многие архитекторы, выигравшие большие конкурсы (Бернард Чуми, к примеру) так и делали - нарушали и/или обходили правила, чтобы донести проектное решение или проблему (что даже лучше!), которая выходит за рамки задания, до жюри или заказчика (в вашем случае - до преподавателя). Вынесенные на всеобщее обсуждение неожиданные точки зрения, обстоятельства и архитектурные предложения, таким образом, могут перенаправить всю традиционную логику и завоевать симпатию жюри, заказчика, учителя или общества, предоставив их вниманию нечто неожиданное и ценное.
Правило №5:
Окружи себя наставниками и источниками вдохновения.
Когда вы изучаете архитектуру, проще всего ограничить себя источниками вдохновения и наставниками, которые непосредственно связаны с профессией. Безусловно, важно чтобы такие люди направляли тебя, но также важно иметь людей и источники вдохновения из других профессиональных областей. Такой подход позволил мне учиться у людей с широким мировоззрением, а затем применять их стратегии в архитектуре, внося больше интересных тем для обсуждения и консультаций.
Часто я сама себе определяла темы для работ. Сама себе составляла задания и исследовала такие темы, как «Анархия и архитектура», «Политические вопросы в архитектуре», потому что это больше всего меня интересовало. Также возможно изучать темы не по архитектуре, беря уроки по антропологии, биологии или, например, керамике. Это позволит естественным путем «прокачать» ваши умения, расширить мировоззрение и способ мышления об архитектуре (см. уникальную тканую эстетику Шигеру Бан). А еще больше на создание архитектуры вдохновляют научная литература и фантастика.
Один из моих любимых архитекторов Эндрю Мейнард часто говорит о "детали космического десанта" в своих работах, которая представляет белую поверхность с проступающим черным фоном. Ограничение источников вдохновения ведет к тому, что твое проектное решение выходит общим и можно только предложить картинку того, о чем уже знают или то, что уже видели.
Если вы будете любознательны и вам будет чем вдохновляться, вы сможете постоянно держать в курсе своих коллег и учителей, показывая, что у вас есть своя творческая позиция, отличающаяся от их взглядов.
Правило № 6:
Ясные мотивы дополняются твердой верой.
Как только ты почувствуешь, что не получаешь удовольствия от своего занятия, стоит остановиться, задаться вопросом «почему?»
Будь увлечен чем-нибудь, что мотивировало бы тебя на протяжении учебы и в дальнейшем, в работе. Смена правил игры заставляет архитекторов вырабатывать и защищать свою позицию, основанную на убеждениях. Защищая то, во что они верят, они не выходят на улицу с лозунгами и транспарантами, они позади всего движения. Кто бы что ни говорил, общеизвестно, что у каждого студента-архитектора наступает момент, когда проект «продвигается» с трудом. Как только ты почувствуешь, что не получаешь удовольствия от своего занятия, стоит остановиться, задаться вопросом «почему?» и сделать выводы. Переключи свою энергию на другое занятие и не позволяй ничему мешать своему любимому делу. (Рекомендую прочитать эссе Луиса Салливена.) Ощущение, что ты делаешь что-то только потому, что должен это делать, лучше сменить ощущением, что ты занят этим, потому что сам хочешь. Такое отношение позволит твоей энергии воздействовать и воодушевлять твоих коллег. Зачем изнурять себя, пытаясь механически выполнять какую-либо часть работы?
Правило № 7:
Совершенствуй навыки.
Тебе стоит развить сильные визуальные, словесные и письменные навыки презентации.
Инструменты, техники и методы презентации существенно влияют на вашу способность доносить до других своё видение архитектуры. Тебе стоит развить сильные визуальные, словесные и письменные навыки презентации. Благодаря лаконичной, и, в то же время, расслабленной манере изложения Бьярке Ингелс мастерски рассказывает об идее, процессе, проектных решениях и… выигрывает конкурсы, (В интервью «The New Yorker» он обозначил себя как «настоящий экстраверт» и пояснил: «Ваша способность доносить идеи – это ваш молот и долото».) Такой, казалось бы, элементарный навык, как мастерский поиск в Google, владение CAD-программами или лазерной струной (для создания макетов) могут сберечь часы твоего времени!
Правило № 8:
Создавай долговременные отношения.
Помимо товарищей, с которыми можно просто провести время, воспринимай каждого, с кем тебе доведется познакомиться как потенциального партнера в будущем.
Люди, с которыми ты строишь отношения в школе и за её пределами, во многом определяют твои взгляды и начало собственного пути в архитектуре. Многие архитектурные компании образованы людьми, которые встретились ещё в школе (например, Asymptote Architecture или Herzog & de Meuron). Помимо товарищей, с которыми можно просто провести время, воспринимай каждого, с кем тебе доведется познакомиться как потенциального партнера в будущем. Следи за событиями и мероприятиями, на которых ты смог бы заявить о себе другим людям. Общение с большим количеством людей в профессии больше всего способствует твоему росту и формированию новых профессиональных знакомств и связей, без знакомств невозможно найти себя.
Правило № 9:
Изучай управление архитектурным проектом.
архитектура - и количественный, и качественный процесс, поэтому в ней нет такого понятия, как «финальный штрих»
Одной из первых вещей, с которой тебе, будучи студентом, предстоит столкнуться при проектировании, и одна из последних, которую ты поймешь позднее – выполнение задания, скорее всего, будет занимать в 3-5 раз больше времени, чем ты планировал вначале. В основном, то же самое происходит и в дальнейшей архитектурной практике. Поэтому архитектору необходимо приучиться эффективно распоряжаться своим временем. Это актуально, ведь архитектура - и количественный, и качественный процесс, поэтому в ней нет такого понятия, как «финальный штрих». Как бы архитектор ни был доволен своим проектом, у него всегда возникает ощущение, что он что-то (или многое) мог сделать иначе. Закон Паркинсона гласит, что сложность задачи напрямую связана со временем, отведенным для её решения.
Понимая важность поставленной задачи, ты сможешь продуктивно сосредоточить внимание на значимых вопросах и, в то же время, принять разумные решения касательно того, куда направить усилия, время, деньги, ресурсы и т.д. Более подробно об этом можно почитать здесь и здесь.
Правило № 10:
Сосредоточься на поиске, а не на результате.
Если вы изначально слишком зациклены на конечном результате, вы сами отметаете возможность сделать открытие, которого даже не ожидаете.
Часто, преждевременно размышляя о конкретных деталях проекта «на выходе», студент тем самым ограничивает свой творческий поиск. Если вы изначально слишком зациклены на конечном результате, вы сами отметаете возможность сделать открытие, которого даже не ожидаете. Когда ты думаешь только про уже сформулированный результат, твой поиск, все твои инструменты, действия и фокус внимания, конечно, будут соответствовать ожидаемому проектному решению. Если же, наоборот, ты пытаешься настроить себя на некое открытие, переключая свое внимание на случайные события, происходящие попутно, ты начнешь замечать среди своих мыслей никому неведомые и часто очень субъективные откровения, интуицию, толчки индивидуальной мысли и экспрессии. К моему собственному удивлению, такой идиосинкратический труд приносит больше удовольствия, чем чья-либо оценка.
Никто не может дать тебе ответ - придется найти свой путь. Ты должен быть поглощен своей работой и быть активным, нужно открывать и творить. Многие люди никогда не пользуются своей инициативой, потому что никто их этому не научил. Как уже упоминалось выше, в п.1, нет победителей и побежденных – архитектура этим и интересна, что дает возможность постоянно удивляться!
Автор статьи Линда Беннет с отличием окончила Сиднейский Технологический Университет. Она надеется, что каждый, кто изучает архитектуру или планирует этим заняться, найдет её советы ценными. Связаться с автором и узнать больше можно по электронной почте: linda@archi-ninja.com.