Заказчик+девелопер+архитектор: новое пространство для диалога.
"...Скупость, холодность и зажатость планировочных решений была в частности вызвана особенностями восприятия заказчика архитекторами как консерватора, который боится сложных и нестандартных путей. В то же время результаты конкурса показали, что при грамотном и убедительном подходе может быть налажен диалог и реализованы достаточно смелые идеи."
26.03.2012, 19:13
Текст: архитектор, редактор портала Archnest.com
Наталия Волкова
Участие в конкурсах и семинарах – отличный способ поддержать в хорошей форме умение думать, и с новой, неожиданной стороны, посмотреть на привычные задачи.
Желая почувствовать особенности другого масштаба проектирования и детализации – на уровне интерьеров - я решила принять участие в конкурсе на создание Лофт-апартаментов. И хотя мое участие оказалось ближе к формату «вольного слушателя», активное общение и взаимодействие с участниками, организаторами и лекторами на протяжении полутора месяцев позволили мне вникнуть в суть процесса, и в то же время, увидеть его достаточно отстраненно и независимо.
Обращение к архитектуре и градостроительству сегодня можно назвать модной тенденцией. В последние несколько лет публичная деятельность архитекторов значительно активизировалась: открываются новые школы, приезжают западные звезды, признанные российские мэтры размышляют о будущем городов, колонки об архитектуре и дизайне появляются в ведущих, в том числе и общественно-политических, изданиях, развивается архитектурное интернет-сообщество.
Динамичное участие в общественной жизни влияет и на восприятие архитектуры в приватном пространстве. Привлечение архитектора становится не просто необходимым условием создания качественного жилья среднего и премиум-класса, а интерьер - частью имиджа его хозяина, он – «элемент стиля жизни, продолжение и «расширение» одежды и тела человека», как писал У. Митчелл, так же как и технические устройства его насыщающие. Поэтому возникает необходимость в поиске новых идей, подходов и во взаимодействии с молодым поколением архитекторов, для которых такое восприятие стало уже частью мировоззрения.
На изменение роли архитектуры и архитекторов в общественной жизни влияют и реагируют не только власти и обыватели, но и девелоперы, формирующие рынок недвижимости.
Анна Лексина, Ростислав Николаев. Победители он-лайн голосования I like loft.
/организаторы
Компания KR Propetrties, занимающая развитием и реконструкцией «Даниловской Мануфактуры 1867», «Красной Розы», «Кадашевских Палат» и других объектов с пометкой «лофт», может послужить примером отношения к архитектуре как к элементу стиля жизни и трезвого, разумного подхода к восприятию и использованию западного опыта в России.
Начав три года назад практически «с нуля» формировать российский рынок лофт-апартаментов на базе депрессивного на тот момент района Даниловской мануфактуры, сейчас компания коренным образом изменила его имидж. Это удалось благодаря пониманию культурной и медийной составляющей архитектуры - компания занимается не только коммерческой деятельностью, но и активно развивает и пропагандирует жизнь в лофте.
Полина Сухомлина, 1 место. EDDE [Education Design Fabric].
Лофт-апартаменты. "Даниловская мануфактура 1867".
Курс-контест EDDE [Education Design Fabric], организованный порталами ARCHiPEOPLE, интернет-каталогом treeDS и KR Properties, стал частью этого широкого и открытого подхода к созданию архитектурного, и вместе с тем, «культурологического» проекта, как охарактеризовала его соавтор курса Людмила Малкис.
ТЕМА
Культурологический подход отразился, прежде всего, на выборе темы курса-контеста и основной теме семинаров – проектировании лофта.
Если основной целью архитектора, особенно молодого, считается желание выразить себя, то в случае с лофтом поступать приходится несколько иначе. Лофт диктует свои закономерности развития пространства, степень насыщенности визуальной и тактильной информацией, а также культурными аллюзиями. Взаимоотношения архитектора и заказчика, которые архитектор Борис Уборевич-Боровский определил на первой встрече как общение психолога с пациентом, становятся здесь любовным треугольником: заказчик – архитектор – место.
Ирина Бессонова. 3 место. EDDE [Education Design Fabric]. Лофт-апартаменты. "Даниловская мануфактура 1867".
/концепция
На первом семинаре лекторы уделили особое внимание исследованию и обсуждению стиля жизни заказчиков, их семей, предпочтений, окружающих и сопровождающих их в течении жизни предметов-артефактов и влияния этих факторов на пространство. Фактически, результатом такого анализа должен был бы стать своеобразный «миф», концепция, закладывающая основы всех дальнейших проектных решений. Можно было предположить, что в совокупности сделанные выводы составят определенную информационную и ментальную структуру, вживающуюся в пространство лофта. На практике этот этап вылился, как отметил член жюри архитектор Олег Николаевский, «в достаточно слабые и почему-то исключительно плоскостные планировочные решения, «планировочки»», хотя именно этот этап предполагал, в первую очередь, выработку принципиальных решений и идей.
В то же время участники курса не уделили должного внимания другому, более важному в культурологическом плане аспекту: тема взаимодействия с атмосферой места, если и проявилась в отдельных проектах, то осталась недостаточно выявленной.
Вторгаясь в существующее цельное пространство, архитектор вынужден вступать с ним в диалог, взаимодействовать, перестраивая, трансформируя или разрушая не только его материальную субстанцию – стены, потолки или перегородки, но и сложившуюся из наслоений времени и памяти ментальную структуру. И хотя ментальный уровень организации пространства, учитывающий контекст, должен присутствовать в архитектуре всегда, здесь он особенно силен и требует вдумчивой проработки. Ведь отношения новой архитектуры с существующим пространством лофта оказываются во многом аналогичными отношениям объекта с городской средой, а предпроектное изучение пространства - анализу градостроительной ситуации, на отсутствие которого также сетовал Олег Николаевский.
КУРС
Культурологическая специфика курса не ограничилась выбором основной темы. Общий подход ко всей системе семинаров опредлялся не только объектом, но и особенностями проектирования в сфере частного жилья и ведения самостоятельной архитектурной практики. Именно поэтому в состав курса были включены отдельные модули по авторскому праву (адвокат Жанна Смаль), психологии и самопрезентации (психолог Анастасия Дмитриева), образованию (архитекторы Дмитрий Бархин и Олег Николаевский), успешному участию в конкурсах (участник многочисленных конкурсов, основатель портала treeDS архитектор Владимир Дудин), PR-коммуникациям и «формуле успеха» (творческий директор портала www.archipeople.ru Людмила Малкис) , позитивному и конструктивному диалогу с клиентами (архитектор Борис Уборевич-Боровский).
Ольга Строгова. Участница курса EDDE [Education Design Fabric]. Лофт-апартаменты. "Даниловская мануфактура 1867".
/обсуждение
Живое обсуждение различных тем (архитектура, история, менеджмент, психология, дизайн), активная дискуссия участников и членов жюри показала актуальность заявленных проблем и необходимость их более широкого и детального обсуждения. Эта часть курса могла бы в будущем стать основой для расширения его общей аудитории и выход за рамки конкурса, но уже сейчас она позволила нащупать «болевые точки» современного проектирования небольших объектов – области, в которой сегодня задействовано значительное количество архитекторов и дизайнеров, и которая наиболее близка и понятна частным заказчикам.
Хотя объем и формат курса не позволил развить эти дискуссии в полноценный разговор, их результатом могли бы стать более или менее оформленные инициативы, в том числе и образовательного характера, что вполне соответствует заявленным целям проекта. Однако даже четкое обозначение существующих «белых пятен» в организации архитектурной практики само по себе показывает значимость такого широкого системного подхода к проектированию и важность дискуссии о вопросах управления проектным процессом и постановке общих задач.
Владимир Подолякин. Участник курса EDDE [Education Design Fabric]. Лофт-апартаменты. "Даниловская мануфактура 1867".
/практические проблемы
Меньшее внимание в общей структуре курса было уделено практическим и техническим задачам, таким как общие вопросы решения интерьера (лекция Сергея Васильева), цветовые решения (лекция Анастасии Дмитриевой), текстуры и материалы (компания Tarkett).
Основной темой для практических семинаров, касающихся особенностей проектирования лофтов, стали презентации Александра Подускова – коммерческий директор KR Properties, который вкратце описал технологию проектирования лофтовых пространств, начиная с формирования программы комплекса, и некоторые приоритетные направления при разработке интерьерных решений, а также общие принципы оценки заказчиком концепций. Эти лекции и замечания позволили участникам увидеть разработку лофта не только с внутрицеховой точки зрения, но и с точки зрения заказчика и арендатора, предложив еще один неожиданный ракурс темы проекта.
Анна Кропивко. Участница курса EDDE [Education Design Fabric]. Лофт-апартаменты. "Даниловская мануфактура 1867".
КОНКУРС
Каждый блок семинаров был совмещен с выдачей нового конкурсного задания и обсуждением результатов предыдущего, таким образом, конкурс был разбит на четыре этапа, по результатам которых подводились итоги и составлялись рейтинги участников. Его формат авторы обозначили как «Inaprogress», когда в работу участниками могли вноситься необходимые корректировки.
/организация
Если образовательная часть проекта в основном сосредоточилась в рамках семинаров, конкурсные аспекты приняли формат он-лайн обсуждения промежуточных результатов. Такая открытая и демократичная состязательная система – отличительная черта проекта, позволившая не просто посмотреть на те или иные предложения, но и понять логику отдельных участников, их подход и возможности, создать себе имя.
В то же время активное, открытое, конструктивное обсуждение проектов продемонстрировало, что проект EDDE - состязательный и еще в большей степени образовательный и просветительский, позволяющий создать площадку для обмена опытом и знаниями между различными поколениями и школами архитекторов и дизайнеров, создать базу для конструктивного диалога.
Наличие таких демократичных площадок оказывается все более важным для взаимодействия не только между архитекторами разных поколений, но и для взаимодействия с непрофессионалами и заказчиками, налаживания культурных и междисциплинарных связей, формирования умения работать в команде, где ценится любое мнение, независимо от профессионального рейтинга высказавшего его человека.
Мария Васильева. Участница курса EDDE [Education Design Fabric]. Лофт-апартаменты. "Даниловская мануфактура 1867".
/график
Однако большой объем семинаров и образовательных аспектов, а также высокие требования к предложениям конкурсантов имели и свои минусы. Растянутость проекта во времени – на восемь недель и четыре этапа - создала определенную разреженность процесса, когда часто терялась нить, ощущение живого контакта между участниками и консультантами. В частности, промежуточная встреча с Олегом Николаевским между первым и вторым этапом дала принципиальный толчок к развитию, оставшийся единственным для большиства проектов. Как и предполагали организаторы курса, не справляясь с нарастающим напряжением и явным перевесом некоторых из конкурсантов, другие покидали состязание: из 31 участников к финишу пришли только 17. Результаты последнего этапа – планшеты с общей концепцией и проработкой отдельных зон - сами организаторы и жюри сдержанно признали «не совсем удачными».
/методика
Наличие реального заказчика в конкурсе тоже выявило ряд сложных моментов. С одной стороны, участники получили возможность непосредственного взаимодействия с клиентом в работе над конкретными задачами, с другой стороны, обозначились некоторые проблемы и стереотипы архитектурного мышления. Например, скупость, холодность и зажатость планировочных решений, на которую жаловался Олег Николаевский после первого этапа, была в частности вызвана особенностями восприятия заказчика архитекторами как консерватора, который боится сложных и нестандартных решений. В то же время результаты конкурса показали, что при грамотном и убедительном подходе может быть налажен диалог архитектора и заказчика и реализованы достаточно смелые идеи (как в случае концепции К.Черняковой, занявшей второе место), найдено изящное решение всех проблем и задач.
Курс-контест по проектированию Лофт-апартаментов – первый эксперимент по созданию расширенного варианта воркшопа с значительной частью семинаров и открытым обсуждением идей.
Этот проект может стать основой развития абсолютно новых подходов к проектированию, в том числе на основе свободного обмена мнениями и замечаниями в ходе работы (open source). Уже сегодня его он-лайн формат можно назвать уникальным опытом взаимодействия различных участников проектного и конкурсного процесса, который необходимо поддерживать и выводить за рамки отдельной узкой темы.
Подобное пространство диалога необходимо всем: и заказчикам, и архитекторам, и девелоперам, и разработчикам материалов, чтобы архитектура перекратила быть «прилагательным» к моде, а действительно стала реальным инструментом формирования и выражения мировоззрения и стиля жизни каждого конкретного человека, атмосферы комфорта и безопасности.