Подписка на новости
Жюри конкурса «Русский характер» на разработку концепции Русского культурно-просветительского центра для микрорайона «Бутово Парк» практически единодушно признало лучшим проект «Дача во дворе» архитектурного бюро Megabudka, с которым ARCHiPEOPLE, кстати, организовал в рамках прошедшей АРХ Москвы конкурс «Двор архитектора». Все проекты подавались на конкурс «Русский характер» анонимно, в процессе голосования жюри не знало авторов оцениваемых работ, что гарантировало абсолютную беспристрастность и объективность результатов конкурса.
02.06.2014, 15:10
На первом открытом этапе конкурса организаторы просили участников прислать три документа: портфолио, набор ассоциаций к понятию «современная русская архитектура» и мотивационное письмо. Архитекторы Megabudka написали: «Мы яростно хотим воплотить этот объект! При этом понимаем, что он должен стать лучшим; попасть во все мировые журналы, и своим примером показать, что в современной России тоже делают качественную архитектуру, при этом со своим собственным уникальным стилем! А этот стиль нам и предстоит выработать специально для данного Культурно-просветительского центра».
Изначально на конкурс было подано 96 заявок из 27 стран мира: Германии, Великобритании, Италии, Франции, Финляндии, Швейцарии, Словении, Португалии, Испании и др. Для участия во втором туре экспертный совет конкурса отобрал 15 бюро, до финиша дошли 12, из них 8 российских и 4 зарубежных: Мастерская Тотана Кузембаева, «А-Б cтудия», бюро «Мосин и партнеры», Мастерская ТАФ, Студия MEL, «Поле-дизайн», Мастерская Алексея Козыря, Megabudka, а также бюро OFIS Arhitekti (Словения), бюро ALA Architects (Финляндия), тандем-бюро ENOTA+Arhimetrics (Словения), бюро Kubota&Bachmann (Швейцария).
Чем же Megabudka покорила жюри? Вот как авторы «Дачи во дворе» сформулировали идею своего проекта: «Понятие «дача», столь близкое русскому человеку, - одно из определяющих архитектурно-топологических образований, которое является частью собирательного образа сегодняшней России. Первые дачи появились еще при Петре I, затем приобрели особую социальную значимость в период СССР и актуальны по сей день. Слово «дача», как сугубо национальное понятие, переводится на другие языки не иначе как «dacha». То есть становится в один ряд с такими чертами русского, как «матрешка», «самовар», «бабушка» и «борщ». Способность дачи гибко вписываться в любые жесткие рамки или отведенные сотки, при этом проявляя собственное «я», – идеальная показательная черта русского характера. В современном ритме мегаполиса потребность в даче огромна, а нехватка времени и нежелание проводить время в пробках на загородных шоссе ограничивают возможность её посещения».
Никого из членов жюри проект бюро Megabudka не оставил равнодушным. Шесть из восьми членов жюри безоговорочно отдали «Даче во дворе» первое место. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов отметил возможность наращивания количества элементов, многофункциональность. А также тот факт, что, изменяясь в плане, проект останется узнаваемым вне зависимости от формы участка, на который он будет посажен. Сергей Кузнецов напомнил, проект в «Бутово Парке» – пилотный, позже ГК «Мортон» планирует строительство и других Русских культурно-просветительских центров, поэтому, хотя техзадание было очень четким – под конкретный выделенный участок, возможность по результатам конкурса выбрать проект, способный к трансформации, была приятным бонусом.
Историк и ведущий передачи «Кто мы?» Феликс Разумовский счел, что это единственный проект, отвечающий цели конкурса - полноценная попытка создать русский образ в 21 веке. Он также отметил, что отсутствие жесткого планометризма позволит «Даче» вписаться в любой ландшафт. А дерево как материал для строительства и негородские формы делают этот проект живым и сентиментальным.
Бессменный куратор АРХ Москвы, архитектор и издатель Барт Голдхоорн и историк и искусствовед Анна Броновицкая предпочли другие проекты. Барт обратил внимание заказчика на то, что проект «Дачи» будет не просто содержать и что у него много заборов. А Анна Броновицкая опасается, что проект не «вандалоустойчив». Но другие члены жюри предположили, что это даже хорошо и естественно для деревянной постройки, так как отсылает к настоящим загородным дачам.
Архитектор Евгений Асс, также выбрав победителем проект от Megabudka, предложил изменить его название на «Русская деревня», подчеркнув, что проект соответствует девизу конкурса «Русский характер», предоставляет возможность для очень разнообразных комбинаций элементов и различных интерпретаций самих этих элементов.
Наиболее полно объяснил свою симпатию к проекту архитектор Александр Асадов: «Подкупает очень трогательный и человечный образ этого проекта. Сложный набор простых, традиционных элементов создает ощущение «исторического слоя» данного места, чувство, что на этой земле жило и работало много поколений, чего так не хватает новым микрорайонам. Спонтанная композиция, состоящая из отдельных блоков, связанных галереей, позволяет легко вносить изменения в функции и габариты отдельных элементов, которые могут возникнуть при детальном проектировании, строительстве, и самое главное – дальнейшей эксплуатации общественного центра. Проект очень «живучий». Компоновка проекта позволяет разбить его на очереди и быстро запустить первую из них… Я бы рекомендовал несколько уменьшить количество элементов комплекса, одновременно увеличив их габариты. Считаю, этот проект достойным для присуждения ему первого места и дальнейшей реализации. Он развивает понятие «русского аутентичного» в архитектуре».
Президент ГК «Мортон» Александр Ручьев подтвердил, что компания планирует реализовать проект-победитель и оценил стоимость его реализации в 180 миллионов рублей. Также он отметил проекты мастерской Тотана Кузембаева и Студии MEL, получившие одобрение многих членов жюри. Эти проекты также будут предложены для реализации в регионах России.