Подписка на новости
4 - 5 июля 2014 г. в Никола-Ленивце прошел фестиваль цифрового искусства в природной среде «Ночь новых медиа». Одной из главных задач фестиваля было переосмысление арт-объектов с помощью звуковых и визуальных эффектов. О том, что получилось в итоге, у ARCHiPEOPLE сложилось неоднозначное мнение.
11.07.2014, 02:52 | Автор: Андрей Кановка
Описывать местность вокруг Никола-Ленивца не имеет смысла: многие там уже были, многие просто знают, как выглядит пейзаж среднерусской полосы. Конечно, необычности никола-ленивецкому пейзажу добавляют масштабные арт-объекты, деревянные, посеревшие, будто сохранившиеся со времен Раннего Средневековья с его еще сильными языческими традициями. «Вселенский разум» Николая Полисского, его же «Бобур» и «Маяк» на Угре должны были стоять на своих местах 10 – 15 веков назад. Это те сооружения, созданные не из самого долговечного материала, которые могли бы быть понятны и древнерусским земледельцам, и современным тинэйджерам.
Я не буду брать во внимание философию объектов. Ею они наполняются в большей степени уже посетителями. Об этом красноречиво говорят надписи, сделанные углем внутри «Ротонды» Александра Бродского: «Остановись мгновение…», «Улыбнись первым лучам солнца…», «Слушай воздух…» Безусловно, в Никола-Ленивце можно в любой момент организовать ашрам, и я надеюсь, что хотя бы немногочисленные окрестные жители, забредая сюда, предаются высоким духовным размышлениям. Однако от «Ночи новых медиа» я в первую очередь ждал мощного рывка в рациональное прекрасное будущее.
Начало. Рядом с прудом, где на плывучей сцене девушка-диджей ставит эмбиент, собираются люди. Точнее, они сначала подходят к бару, расположенного рядом ресторана, а потом идут к пруду. Все очень красивые и довольные. Довольней всех выглядят чьи-то небольшие собаки, их неуемная подвижность прекрасно контрастирует с невыносимо тревожной музыкой.
Тревога – это первое чувство, которое я испытал, когда понял, что фестиваль вроде как бы уже и начался. Видимо, я впервые узнал, что такое демофобия – боязнь толпы. Поэтому я скорее перебрался к месту центрального действа, к «Вселенскому разуму». Идти через поле – приятное во всех отношениях занятие. Темнело, и загорались шары «Connecting Lights», то есть фонарная линия, заявленная как «оптическая коммуникационная сеть, импульсами света помогающая ориентироваться во времени и пространстве».
У «Вселенского разума» людей, к моему сожалению, было не меньше. Наоборот, их становилось с каждой минутой больше. Через поле к моему любимому «языческому» сооружению тянулись все новые и новые вереницы. Благоразумная девочка лет шести спросила у матери: «Мы идем домой?», на что ей ответили: «Нет, солнышко, это только начало». И правда, через несколько минут музыка стала еще тревожней, свет замигал, а на извивающихся частях «разума» стали появляться лазерные проекции. Не берусь судить насколько это сложно, но все, что мне могут показать, я где-то уже видел…
В непонятном настроении я вернулся к «Арке» Бернаскони, следующему важному пункту фестиваля. Фотографы установили камеру для съемки, я воззрился на арку:
- Сколько нам надо ждать?
- Через 10 минут все начнется.
- Что начнется?
- Тут же написано – «с помощью лазеров и геометрии света стены выйдут за пределы строения, а углы трансформируются в новые структуры».
- Подождем…
Прошло полчаса. Съемка продолжалась с разных углов, но углы «Арки» меняться не желали. Черная и красивая, она действительно была порталом между поляной и лесом. На ее площадку поднимались буквально все. На лестнице, ведущей наверх, их окутывал дым, их освещали зеленые лазеры. Эти же лазеры чертили простые, незамысловатые линии на фасаде сооружения… Прошло еще полчаса, пока я не осмелился высказать вслух свою догадку: «Ребята, это и есть обещанная инсталляция. Лазеры эти. Идем дальше».
Фланируя между прочими аудиовизуальными островками, инсталляциями и иллюминациями, я попытался окончательно понять, нравится ли мне фестиваль. Я поспешил дать утвердительный ответ на этот вопрос. Потому что была проделана сложная работа, создатели проектов сделали по-своему привлекающие внимание вещи. Но зачем называть все это «новым»? Лазеры, пульсирующий свет, эмбиент используют уже на протяжении нескольких десятилетий. Зачем стараться объяснять задумку? Ее просто надо рассматривать, может, даже восторгаться не столько ее целостностью, сколько каждой отдельной деталью. И вообще, все эти световые и звуковые экзерсисы мы ежедневно видим в городе, месте, действительно предназначенном для подобного рода представлений. Поле, лес, деревянные арт-объекты надо оставить самим себе.
Только когда солнце начало вставать, а люди притихли, я осознал, что сделал несколько ошибок. Во-первых, не надо было читать про фестиваль, потому что пиар и искусство несовместимы. Во-вторых, я приехал не отдыхать, а работать. И в конце концов, быть придирчивым критиком в летнюю ночь – это просто преступление.
Фото и видео: Александра Голикова, Александр Плахин.