Подписка на новости
Музей уличного искусства в Петербурге ещё официально не открыт. Хотя там, на территории завода слоистых пластиков, «Повод для мира» - уже второе мероприятие для широкой публики, если считать девственно-первую экскурсию по недокрашенным помещениям. Открытие выставки Casus Pacis (лат.)/Повод к миру (рус.)/Привiд для миру (укр.)/Motive for peace (англ.) с привлекательными посетителями, СПБЧ, Кровостоком, мороженым со вкусом Guinnes и деревянным мерчем, вечером 28 го июня показало, что в Петербурге и в промзоне тоже хорошо. В рамках параллельной программы Манифеста 10, вплоть до 15 сентября по пятницам, субботам и воскресеньям можно будет приехать и посмотреть работы российских, украинских и прочих зарубежных художников по стенам, по бумаге, камням, дсп и другим поверхностям – куда они денутся потом, доподлинно неизвестно, скорее всего останутся на местах, создавая постоянную экспозицию. После – реконструкция, на зиму поставить окна, провести отопление, чтобы SAM (Street Art Museum) мог работать круглогодично.
04.07.2014, 21:17 | Автор: Саша Никитина
Идея такого музея не то, чтобы витала в воздухе, в этом воздухе она успела порядком протухнуть – и тем не менее чудесно, что такое место всё же появилось в Петербурге.
В каждом мало-мальски приличном городе, конечно, всегда есть некий «музей граффити»: вдоль скрытых рек, на заброшенных заводах, в недостроях и скейт-парках – но такие естественные институции имеют зачастую исключительно субкультурную ценность и массово не слишком известны. Тут же появляется извечный вопрос терминологии: где стрит-арт, где паблик-арт, где граффити, где мурализм? Стоит признать – здесь нужна отдельная подготовка. SAM - объединение как бы лофта, модной тусовки, выставочного пространства и, хочется верить, впоследствии - образовательного центра, поражает величием и комфортом, приятным и понятным для всех.
Автобусы, которые должны бы отвезти нас от Площади Ленина в SAM задерживаются, и приходится воспользоваться маршруткой номер семнадцать, или что-то в этом духе, а дальше просто идти за толпой. Что происходит с теми, кто затерялся в дебрях промышленного гетто в менее популярные для SAM дни, дичают ли они, сливаются ли с окружающим пейзажем или возвращаются в цивилизацию – остаётся тайной. Мы обнаруживаем подход к Музею Уличного Искусства где-то на заднем дворе заднего двора. Здесь у входа арка, составленная из контейнеров тёмно-кирпичного цвета с надписью SAM - величественная и великолепная. Пока вход в Музей бесплатный (только на открытие), далее кураторы планируют установить тарифы, но неизвестно, когда и как именно это произойдёт. Машины, маршрутки, фирменный автобус, ограждения и сетки (как и на фестивалях, сюда нельзя проносить бананы и водку) – и просторный внутренний двор принимает в себя дизайнеров, фотографов, искусствоведов, журналистов, копирайтеров, галеристов, бездельников, художников, музыкантов, наркоманов и алкоголиков, всех, кому небезразлично искусство.
SAM – это несколько залов, а точнее три больших полузакрытых цеха из красного кирпича, пара тех же контейнеров в тон, припрятанные комнаты поменьше, коридоры и коридорчики, объединяющие открытые площадки с муралами, инсталляциями и лужайкой с открытой сценой для музыкантов. Лужайка окружена фургончиками фудкорта, а на сцене стилёвый dj Chowkee. Вообще, на открытии Casus Pacis самым броским оказался именно стиль: подбор музыкантов, своеобразная Морошка и другие питательные стартапы, одежда гостей, логотип SAM, всё со вкусом, всё в едином стиле. Dj Chowkee продолжает свой сет, а мы продолжаем осмотр.
Тема, как можно судить по названию и событиям последних шести месяцев – очевидна. Искусство против насилия, против войны. Ничего оригинального: мир, наркотики, жвачка. Эта тема так или иначе возникает у тех, кто хоть иногда смотрит новости, а уж в стрите и подавно чуть ли не последняя банальность. Для первой тематической выставки – то, что надо. Но дальше – необходимо думать, сужать, видоизменять на нужной волне.
Мнения художников о нынешнем конфликте разные, но в большинстве своём всё-таки направленные в мирное русло. Приятно увидеть работы, знаменитые в сети – теперь и живьём. «Алёнка» легендарного Паши 183, который скончался прошлой весной, акварели жж-звезды Димы Ребуса и стены его авторства, Илья Камар, испанцы ESCIF, яркая работа Владимира Потапова на плексиглассе, снимки Саши Курмаза – Музей Уличного Искусства представил не только уличных художников, но и графиков, иллюстраторов, фотохудожников, муралистов, хотя так или иначе герои Casus Pacis имеют отношение к уличной-культуре.
Я отлавливаю из толпы Анну Нистратову, куратора проекта, «маму русского стрит-арта», и принимаюсь её расспрашивать.
Как вы отбирали участников?
У нашей выставки сложная история, год назад Миша Астахов, (один из кураторов и сотрудник Музея Стрит-арта), предложил сделать серию выставок о Первой Мировой Войне, потому что в этом году столетие Первой Мировой. Это очень сложная тема и, в целом, малоподъёмная для уличных художников. И когда речь зашла о том, что нам нужно делать первую публичную выставку я предложила то, что давно хотела сделать – выставить украинских и русских художников вместе. У нас одинаковые корни, но стайл украинский и русский очень сильно отличаются: и наследие художественное, и язык высказывания. И вот мне захотелось показать рядом художников из России и Украины, потому что я считаю, что если вы открываете культурное место, то конечно же стоит сделать упор, в первую очередь, на те таланты, которые есть у нас на родине, а не пивезти кучу иностранцев и сказать: «Вот, смотрите, как они могут». У нас полно прекрасных авторов и мы собрали большой блок, порядка сорока человек, из России, от Калининграда до Владивостока, из Петербурга большой блок, из Украины в итоге у нас участвуют 11 или 12 человек, и пять иностранцев, это Zbiok, польский муралист, Исаак Кордэл, который делает микро-стритарт, Брэд Дауни, который занимается спонтанными скульптурами и интервенциями в городе, Seth, Escif.
Вообще наша задача, как музея, презентовать то, что принято называть стрит-артом, уличным искусством или монументальным искусством. Потому что наши размеры предполагают монументальность. Когда мы выбирали авторов, мы приглашали не только уличных художников, но и монументалистов, иллюстраторов, дизайнеров, то есть людей, которые работают в более традиционных техниках, они обычно на стене не рисуют. А мы их заставили рисовать на стене. Для многих художников это был вызов – они не привыкли работать с большими объёмами. Володя Потапов, к примеру, не первый раз работал в такой технике, но он впервые сделал её такого размера – мы специально разместили работу на улице, чтобы показать, как такая вещь может работать в городе.
Ну, "в стрите" такое сложно сделать, как минимум работа хрупкая (речь о приметной работе Владимира Потапова «Фонтан «Бармалей»» - распадающемся на куски на разных слоях плексигласа, известном фонтане в Волгограде, который был разрушен во время Второй Мировой и не так давно воссоздан).
Тем не менее, такие вещи могут работать. Вообще хотелось создать такой замес из уличных и неуличных художников. Людей, способных сформировать художественное высказывание. Мы не звали абстракицонистов, хотя их очень много, особенно в среде уличного искусства, нам было важно сформировать месседж.
А что c райтерами, вы приглашали их?
Ну, у нас есть представители группы Зачем, есть Вова… (Анна кричит: «Вова, ты райтер?!», к нам подходит Вова Nootk).
Вова: Для начала, скажем, каждый, кто делает свой стафф – он райтер, может быть графитчик, граффити-мейкер, как угодно можно назвать.
Классический вопрос: где граница между стрит-артом и граффити?
Если бы я знал – я бы сказал. Это как раз-таки спекуляционный момент.
В смысле граффити – это вандализм, а стрит-арт – искусство?
Ну, это за уши притянутые понятия. Зависит от того, как себя сам райтер позиционирует. Если он считает, что это хобби и не хочет быть привязанным к институции – тогда он просто райтер, а [другой] художник хочет, чтобы то, что он делает на улице, называлось стрит-артом, а кого-то [третьего] это раздражает.
Анна: У нас много ведётся споров, но название у нашего музея «Музей Уличного искусства», конечно «уличное искусство» - очень широкое понятие и мы надеемся, что сможем сохранить нечто, присущее музеям, но и оставить его постоянно меняющимся, расширяющимся, он не будет законсервированным или закостенелым. А также мы хотим экспериментировать с музыкой, с разными жанрами, театром, хоть я его и ненавижу.
Вова: Где здесь выпить можно?
Анна отправляет его в аппендикс для участников, а мы продолжаем.
Фотографа Сашу Курмаза (известного под стритнэймом Гомер) вы пригласили из-за его стрит-арт корней?
Он и сейчас делает разные вещи, в том числе стрит-арт. Его серия «Артефакты Майдана» нам очень подходит, мы планируем дальше с ним одну большую работу, которую не успели сейчас сделать и дальше в течение хода выставки мы её, наверное, осуществим и объявим об этом.
Как вам досталось здание?
Это проект завода. Это не чьё-то там предложение, это идея, которая возникла у самого владельца, у совета директоров. Они довольно долго разминались, но тем не менее сейчас мы видим как это воплощается в жизнь. Это было очень быстро всё сделано, ещё две недели назад здесь была грязь, четыре дня назад не было вот этой арки (Анна говорит об арке на входе). Это такая история, которая живёт и оказывает влияние не только на территорию завода, но и вообще на всё вокруг. Потому что когда на окраине появляется какой-то культурный центр, появляется больше возможностей, улучшается качество жизни. А в Петербурге существует огромная сегрегация между вот этим роскошным классическим центром и спальными районами: вот тут гетто, а вот тут культура. Мы как раз получили шанс сделать что-то новое, другое, хотя, насколько я понимаю, здесь очень привередливая публика. Это работает, работает во всём мире, и здесь тоже будет работать.
Анна спешит по организаторским делам, а мы, затарившись алкогольным мороженым, спешим послушать молодых-перспективных Jack Wood. Ребята стильные, классные и заводные, все в чёрном, девочка-вокалистка надрывна и эмоциональна. Будто бы и не промзона Петербурга, а какой-нибудь Гластонбери: парни и девушки валяются на лужайках, выпивают и добродушно жмурятся на солнце, кто-то пляшет, кто-то болтает о высоком, другие фотографируются на фоне картин. За всем этим наблюдает недокрашеный огромный Вова Воротнёв с работы Zbiok-а. Между гостями проносятся рабочие-таджики в красивой форме работников SAM, улыбаются пьяненьким галеристам. Спустя минут 20 после выступления Jack Wood таинственный ящик с надписью «Полиция» обрёл хозяина – Донатаса Грудовича, который устроил с ним мини-перформанс, раздавал всем мороженое из этого ящика, убеждая в том, что петербургская полиция – сама добрая полиция на свете.
Девушки читали стихи Бродского, чтобы получить заветный пломбир, и соглашались. Немного наивная утопия Музея Уличного Искусства во плоти, её можно потрогать, посмотреть и лизнуть, территорию между государствами и политическими устройствами. Все это казалось слишком странным, чтобы быть правдой. Но только казалось.
Текст: Саша Никитина
Фото: Арина Нагимова, Саша Никитина
Сайт Casus Pacis
Музей Уличной Культуры
Параллельная программа Манифеста 10