Подписка на новости
Героем фильма режиссера Алексея Германа-мл. является талантливый архитектор, работающий над проектом высотного здания. После начала строительства работы приостанавливают. Недостроенный бетонный каркас становится в фильме символом целого поколения талантливых и невостребованных профессионалов.
Завтра, 10-го февраля, фильм будет впервые представлен прессе на 65-м Берлинском кинофестивале.
09.02.2015, 19:34
В процессе работы над созданием картины был организован архитектурный конкурс, стратегическим партнером которого выступил портал ARCHiPEOPLE. Целью конкурса было получить лучший эскиз высотного здания. Недостроенный бетонный каркас становится в фильме символом целого поколения талантливых и невостребованных профессионалов.
На конкурс было прислано более 160 работ. Авторы фильма надеются, что после его выхода будет возможность организовать выставку, посвященную картине. На ней будут представлены лучшие из присланных проектов.
Елена Окопная, главный художник-постановщик и главный художник по костюмам:
- Мы были счастливы встретить такое количество крупных и сложных авторов. Безусловно, интересными мы считаем работы следующих авторов:
1. Ирина Мунштукова и Константин Заиграев
2. Алена Капчегашева
3. Егор Мочалин
4. Конева Анастасия, Гехова Фатима, Константин Зыков
5. Сергей Мишин
Особый интерес и внимание привлекли проекты:
1. Рубена Мкояна
2. Дениса Гаврилова
Финалистами и победителями стали проекты:
III место: Антон Литовский
II место: Шаэн Тевьян
I место: Анна Ткачева и Андрей Волынцев
Поздравляем победителей и благодарим всех за сотрудничество.
СИНОПСИС
Действие фильма происходит в 2017 году. Мир находится в ожидании большой войны. Герои фильма живут совершенно разными жизнями, но каждый из них принадлежит к тем, кого в классической русской литературе называют «лишними людьми». Это история об их жизни, преодолениях и борьбе. Это также история одного недостроенного здания, вокруг которого оказались разбросаны их судьбы.
СОЗДАТЕЛИ
автор сценария и режиссер | АЛЕКСЕЙ ГЕРМАН-МЛАДШИЙ |
главный художник-постановщик и главный художник по костюмам |
ЕЛЕНА ОКОПНАЯ |
операторы-постановщики | ЕВГЕНИЙ ПРИВИН, СЕРГЕЙ МИХАЛЬЧУК |
композитор | АНДРЕЙ СУРОТДИНОВ |
звукорежиссер | ИВАН ГУСАКОВ |
режиссер монтажа | СЕРГЕЙ ИВАНОВ |
генеральные продюсеры | АРТЕМ ВАСИЛЬЕВ |
АНДРЕЙ САВЕЛЬЕВ | |
РУШАН НАСИБУЛИН | |
продюсеры | СЕРГЕЙ АНТОНОВ |
ЕГОР ОЛЕСОВ | |
ДАРИУШ ЯБЛОНСКИ | |
сопродюсеры | ИЗАБЕЛА ВУЙЦИК |
ВИОЛЕТТА КАМИНЬСКА | |
КШИШТОФ ЗАНУССИ |
В РОЛЯХ
ЛУИ ФРАНК
МЕРАБ НИНИДЗЕ
ЧУЛПАН ХАМАТОВА
ВИКТОРИЯ КОРОТКОВА
ВИКТОР БУГАКОВ
КАРИМ ПАКАЧАКОВ
КОНСТАНТИН ЗЕЛИГЕР
АНАСТАСИЯ МЕЛЬНИКОВА
ПЕТР ГОНСОВСКИЙ
АЛЕКСЕЙ ВЕРТИНСКИЙ
РАМИЛЬ САЛАХУТДИНОВ
ВЕНИАМИН КАЦ
ИРИНА СОКОЛОВА
МАРИЯ ОЛЕЙНИКОВА
ФИЛИПП ДЬЯЧКОВ
ДМИТРИЙ ВОЗДВИЖЕНСКИЙ
ВЛАДИМИР РАННЕВ
СЕРГЕЙ СИПЛИВЫЙ
РЕЖИССЕР АЛЕКСЕЙ ГЕРМАН-МЛАДШИЙ
О ФИЛЬМЕ «ПОД ЭЛЕКТРИЧЕСКИМИ ОБЛАКАМИ»
«Для нас было важно попытаться через переплетение человеческих историй ухватить общее ощущение страны, которая, невероятно разная, наполнена противоречиями и несовместимыми, порой, умонастроениями. По сути дела, мы пытались вернуться к традициям большого русского классического романа с его комплексным подходом к действительности в разных ее сочетаниях. Поэтому каждая из глав это – новая, отличная от предыдущей, точка зрения. Как на футбольном матче, когда для того, чтобы разглядеть главное, т.е. саму игру, все время приходится менять углы зрения.
Не менее важно, что для нас искусство кинематографии всегда было неразрывно связанно с изображением и традициями живописи, наше кино — это попытка говорить языком, отправной точкой которого являются традиции импрессионизма. Это преломление действительности, а не копирование ее. Это не означает уход от правды или построение умозрительного пространства. Наоборот, преломление реальности позволяет более полно говорить о мире в его многообразии, полутонах и сложных сочетаниях. Если же говорить о коннотациях с реальностью, некоторые герои имеют своих прототипов, но не с точки зрения точного совпадения конкретных судеб, а с точки зрения человеческого устройства и определенной схожести обстоятельств.
Ну, и наконец, несмотря на то, что действие фильма происходит в близком будущем, мы не воспринимали наш фильм как фантастический. Задачей являлось не догонять время, а перегнать его. Остановиться. И ждать, пока время приблизится».
ЕЛЕНА ОКОПНАЯ
главный художник-постановщик
главный художник по костюмам
«В самом начале нашего пути мы столкнулись с очевидной проблемой — отсутствие эстетики в стране, в широком смысле этого слова. Если сейчас выйти на улицу и снимать современный город, мы не попадем, скажем, в Рим времен расцвета итальянского кино: дурная архитектура, плохие фактуры, дешевые краски. Мы много потеряли за двадцатый век. Поэтому хотелось создать свое художественное пространство, при этом абсолютно жизненное.
Мы выстраивали сложную художественную среду – объемную, обособленную, окончательную. Это невероятно сложно, но кино может стать событием только тогда, когда возникает синергия сложного. Именно поэтому я старалась собрать вокруг фильма максимальное количество талантливых людей, например, дизайнера Федора Возианова, молодых талантливых скульпторов, архитекторов. Их объекты и произведения можно будет увидеть в кино. Работа, которую они проделали – колоссальна, поэтому мы планируем, уже после выхода картины, сделать большую выставку, посвященную всем тем художественным историям, которые родились в процессе работы».
ЛУИ ФРАНК
актер фильма
«Совсем не понимаю, каким образом Алексей Герман нашел меня. Я определенно не снимался до этого момента в кино, и точно – не в русских фильмах, поэтому очень нервничал перед кастингом на Ленфильме. Но еще до встречи в павильоне у нас состоялась достаточно непринужденная беседа по скайпу, которая настроила меня позитивно.
Я еще не видел фильм целиком, лишь то, что Алексей показывал мне на площадке. Даже не представляю до конца свой персонаж, уверен зритель составит свое мнение сам. Но что чувствовал я – это то, что мой герой – странник, который совсем не знаком с миром, в котором живет.
Еще я никогда не забуду погоду – непредсказуемую, безжалостную. Съемки были сложные, но все мы были объединены одной идеей, которая нас поддерживала».
МЕРАБ НИНИДЗЕ
актер фильма
«Физическое ощущение холода добавляет остроты на площадке. Мне это помогает. Герман дает шанс прожить персонаж, а не сыграть его. Это очень интересно – достигать цели таким прямым способом – погрузив его в стопроцентно натуральную среду. С другой стороны нелегко работать в таком открытом пространстве, когда не за что спрятаться, где камера в любой момент готова вернуться, чтобы взять крупный план. Но это для артиста шанс выразиться в новом качестве, превзойти свои возможности. Как только выходишь из зоны комфорта, понимаешь, на что можешь быть способен.
Главная трагедия моего героя в том, что он ничего не смог из того, что хотел сделать. Он это понимает и решается на глобальный для себя поступок – который не меняет мир, но меняет вокруг него расстановку и определяет для него новое место в этом мире. Он встает и протестует, открыто. Хотя понимает, что потеряет свое, пусть маленькое, но благополучие. Он не пытается найти общее с новыми «владельцами» его маленького мира – богачами, которые хотят все перекупить и перепродать… Он остается честным человеком».
ЧУЛПАН ХАМАТОВА
актриса фильма
«Когда я готовилась к роли, то изучала все, что только могла найти про наркозависимых людей. И я нашла словарик, который выпускают специально для родителей, чтобы они могли вовремя почувствовать, определить проблему в семье. В лексиконе детей появляются слова – такие маркеры, на которые обязательно нужно обратить внимание и бить тревогу. Вот одно из них – «герман», означающее героин.
Мой персонаж – это сублимация апатии. Вообще, это кино, как я поняла, Лешино высказывание про современный мир, который с моим личным миром очень даже перекликается. Есть моменты совершенно в унисон. Мой герой, как раз, представляет вот эту всю «вытяжку» смысловую. Точнее – потери смысла, не желания жить. Это просто живой труп…
Фильм дает возможность проанализировать, посмотреть на себя со стороны. Это ведь тоже важно. Природа человеческая всегда была так устроена, что она с этим мирозданием не сможет примириться. Мы можем только видеть, анализировать, рассчитывать, давать диагнозы. Дать верный диагноз – самое важное. Это начальный этап «лечения».
ВИКТОРИЯ КОРОТКОВА
актриса фильма
«У моей героини несгибаемое чувство собственной правды внутри. В этом мы с ней похожи. Еще меня очень тронула ее «автоматичность». Она глухая, носит слуховой аппарат. Поэтому если она не согласна се с кем-то или чем-то, то просто снимает его. Буквально отключается от внешнего мира. В этом, конечно, и большая доля юмора есть. За ней и грустно и одновременно смешно наблюдать».
АНАСТАСИЯ МЕЛЬНИКОВА
актриса фильма
«Это была первая моя работа с Лешей. Это фантастическое сочетание двух несовместимых для меня вещей. Я считала, что актриса может работать или в театре или в кино. Для меня это две совершенно разные профессии. Впервые в моей жизни на съемочной площадке я попала в театр.
Я бы очень не хотела оказаться на месте своей героини. Это судьба невероятно талантливого человека, который в нужное время не оказался в нужном месте. Она «настоящая» женщина – ее счастье и особенность характера в том, что она способна быть счастливой только когда рядом с ней человек, которого она очень любит. Она намного сильнее меня, глубже. При ее жестком характере и непримиримости вот эта жертвенность. Не думаю, что я была бы способна на подобную самоотдачу.
Моя героиня не просто персонаж, она олицетворение целого класса людей. Ее личная история – это судьба русской интеллигенции. У нее огромный потенциал, но все что она имеет – это работа в музее».
ПРОДЮСЕР ФИЛЬМА АРТЕМ ВАСИЛЬЕВ
О ПРОЕКТЕ «ПОД ЭЛЕКТРИЧЕСКИМИ ОБЛАКАМИ»
«Идея фильма появилась в 2009 году. Это был естественный процесс для меня и режиссера: мы как раз закончили предыдущую картину Алексея, и плавно перешли от одного фильма к другому. Уже в 2012 году мы начали съемки.
Сразу было понятно, что проект будет достаточно масштабный, что необходимо привлекать дополнительных партнеров. Мы представляли проект практически на всех серьезных форумах – Cinemart в Роттердаме, смотр в Каннах, фестиваль PÖFF в Таллинне, Connecting Cottbus в Германии…
Так появились польские сопродюсеры – Дариуш Яблонский – президент Польской киноакадемии, а позже – и Кшиштоф Занусси, который, прочитав сценарий, стал всячески его поддерживать. Потом подключились и украинские продюсеры – Сергей Антонов и Егор Олесов. Кажется, все это было очень давно; мы работали над фильмом долгие 5 лет, за которые много изменилось – и в кино, и в мире.
Когда заболел Алексей Юрьевич, и нам пришлось остановить проект, чтобы Герман-младший смог завершить картину отца. Взяться с новыми силами за фильм после такой трагедии – очень сложная задача; именно тогда показалось, все может рухнуть. В этот момент очень помог Андрей Савельев – руководитель всех съемок в Петербурге. Он сдвинул нас с мертвой точки – и финансово и психологически.
Герман-младший отчасти запечатлел и ситуацию в Европе. Его картина универсальная, мне кажется, просто на русской почве основная идея фильма приобретает более усугубленные черты.
Фильм предполагает серьезный разговор со зрителем. Он не мрачный, не неуютный, - он просто сложный. Иногда зритель не может объяснить, сформулировать для себя основную идею, но он не сомневаясь говорит «я тоже это чувствую». «Под электрическими облаками» объединяет в себе два начала – интеллектуальное и чувственное, поэтому люди разных национальностей и «культур» найдут в нем каждый свое».
АНДРЕЙ САВЕЛЬЕВ
продюсер
«Для меня эта картина не про историю России, и не о постсоветском пространстве. Это не бывшая, нынешняя или будущая история нашей страны. Это история отдельных личностей, которые в эпоху глобализации не могут найти себе места. Но это именно те люди, мимо которых нельзя проходить и нельзя потерять. Потому что их характер уникален, и человечество без таких героев просто погибнет.
Я очень люблю новости в фотографиях. Есть такой портал в интернете, где вместо текстов огромное количество снимков всего, что сейчас происходит в мире. Я запомнил очень тяжелый, но ценный кадр, на котором девочка смотрит на дверь, пытается заглянуть как бы за нее; их семья очень бедная, не способна оплачивать аренду, и она боится, что их выселят из квартиры, что они окажутся на улице... Вот герои Алексея Германа-младшего, независимо от своего социального статуса, тоже все находятся под открытым небом. Но все они люди, и заслуживают того, чтобы общество относилось к ним по-другому.
Мы совсем забыли про слово «милосердие». На протяжении всего фильма мы наблюдаем практически документальную историю героев (при всей художественности пространства), но мы не видим, чтобы окружающий мир был к ним милосерден. Он либо агрессивен, либо равнодушен. Это, на мой взгляд, глобальное состояние общества и ключевое звено фильма. Поэтому картина Алексея Германа одним своим появлением несет очень грустную, но гуманистическую идею. Я надеюсь, мы к этой идее сумеем прислушаться».
РУШАН НАСИБУЛИН
продюсер
«Я участвовал еще в создание эпохального фильма Германа-старшего «Трудно быть богом». Наверно, эта «зависимость» еще оттуда – к интересному кино. Для меня этот вопрос научно не объясним, но Алексей Герман-младший получил, кажется, на генном уровне от своего отца восприятие действительности и художественный вкус, притом, делает он кино совершенно свое.
Конечно, после продолжительных съемок с Германом-старшим было опасение вступить в эту воду дважды – «Под электрическими облаками» проект тоже непростой. Но я видел предыдущие фильмы Алексея Германа, посмотрел отснятый материал, почитал интервью… Я понял, что он может сделать уникальное кино, европейское, безусловно.
Я люблю российское кино. Наше кино, пусть медленно, но меняется. И в последнее время стали появляться картины, которые интересно смотреть, легко прочувствовать, тяжело объяснить. Эти фильмы для массового восприятия сложны, но необходимы. Зачастую, они не имеют большого проката, поэтому надеюсь, что Берлинский кинофестиваль поможет картине найти аудиторию здесь, в России».
КШИШТОФ ЗАНУССИ
продюсер
«…Мне хватит одного шедевра, а таким я считаю "Левиафана" Звягинцева, например. Я посмотрел эту картину и уже могу сказать: да, этот кинематограф в прекрасном состоянии! Хватит и одной такой картины. А я еще видел новую картину Алексея Германа-младшего "Под электрическими облаками", и это тоже великая картина. Если такие две в этом году существуют, значит, кино в хорошем состоянии. А сколько там всего производится, десяток или сотня малозначительных картин, это уже не столь важно».
ПРЕСС-ПОКАЗ
Feb 10th at 09:00 at Berlinale Palast
(directly followed by photo call & press conference at the press centre/Hotel Hyatt)
ОФИЦИАЛЬНАЯ ПРЕМЬЕРА
Feb 10th at 15:00 at Berlinale Palast (Red Carpet Gala)
ПОВТОРНЫЕ ПОКАЗЫ
Feb 11th at 12:00 & at 15:00 at Friedrichstadt Palast
Feb 11th at 22:30 at International
Feb 14th at 09:30 at Haus der Berliner Festspiele
ПРОИЗВОДСТВО METRAFILMS и LINKED FILMS
ПРИ УЧАСТИИ ПЕРВОГО КАНАЛА, TVP (TELEWIZJA POLSKA) И APPLE FILM PRODUCTION)
ПРИ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ГОСУДАРСТВЕННОГО АГЕНТСТВА УКРАИНЫ ПО ВОПРОСАМ КИНО
Интервью и видео с Алексеем Германом-мл. и художником-постановщиком картины Еленой Окопной здесь.