Подписка на новости
КБ «Стрелка» — консалтинговое подразделение Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» — объявило о выборе 6 компаний, которые будут участвовать в международном конкурсе на разработку архитектурной концепции проекта «Умная Школа».
Образовательное учреждение построят в Иркутске на территории в 20 га у реки Ангара. Вместе с детьми из обычных семей там будут учиться дети с особыми образовательными потребностями и дети, оставшиеся без попечения родителей. В состав комплекса войдут здание детского сада и два учебных корпуса, культурно-досуговый центр, спортивная, медицинская и учебно-опытная зоны и поселок приемных семей.
10.04.2015, 15:21
Организаторы проекта «Умная Школа» выбрали 6 лучших мировых архитектурных бюро, одно из которых разработает архитектурный проект первой в России школы, где пространство организуется под идею уникальной образовательной системы. 6 апреля прошел последний отборочный этап конкурса, победитель будет определен 30 июня.
В конкурсе приняли участие 49 архитектурных команд из 26 стран мира. Архитектурный конкурс организован КБ Стрелка (консалтинговое подразделение Института «Стрелка»), которое выступает главным организатором архитектурного конкурса.
«Такого яркого состава участников не собирал ни один архитектурный конкурс в России. Вообще даже мировые конкурсы на проектирование школ нечасто привлекают сильные команды. Но концепция архитектуры как образовательного инструмента, которую предложила «Умная школа», стала настоящим вызовом для современной архитектуры. Поэтому мы получили такой мощный отклик на приглашение к участию в конкурсе» - считает Варя Мельникова, генеральный директор Института «Стрелка».
6 участников, прошедшие в финал, получили возможность доказать преимущество своего подхода и предложить самые яркие и технологичные архитектурные проекты. Финалистами стали: WORK ARCHITECTURE COMPANY (США); CEBRA (Дания); ARCHITECTS RUDANKO (Финляндия); MKPL ARCHITECTS PTE (Сингапур); SOU FUJIMOTO ARCHITECTS (Япония); MVRDV (Нидерланды).
К концу мая каждому из них предстоит подготовить подробное архитектурно-планировочное решение образовательного комплекса «Умной школы». 30 июня Жюри конкурса выберет из них лучшее, и победителю конкурса будет поручено создание эскизного проекта. В дальнейшем проектная и рабочая документация для строительства будет разработана в сотрудничестве с российскими консультантами, которые помогут соблюсти российские строительные и санитарные нормы и правила при разработке.
«Ребенок в школе будет пробовать себя в разных видах деятельности, примерять на себя различные социальные роли — значит, само пространство школы должно дать ему возможность для подобных образовательных путешествий, – подчеркнул генеральный директор ООО «Умная Школа» Марк Сартан. - Выбранные нами команды уже представили 6 уникальных идей, лучшая из которых будет воплощена в жизнь.»
Модель школы предусматривает строительство в рамках единого комплекса отдельных корпусов и специальных объектов. Будут созданы все условия для формирования у ребенка потребности в регулярных занятиях физкультурой и спортом, предусмотрена возможность отдыхать, проводить занятия на открытом воздухе, выращивать фрукты и овощи, формировать ландшафтный дизайн. Территория, прилегающая к учебным корпусам, делится на зоны в соответствии с возрастными особенностями учеников.
Открытие комплекса намечено на 2018 год.
Григорий Ревзин как партнер КБ «Стрелка» рассказал о том, как появилась идея «Умной школы»:
«Школы изменились. Появились школа-город, школа-рекреация и так далее. Мы предлагаем школу-парк. Это школа, которая соединяет архитектуру и ландшафт в единое целое, создавая уникальное пространство. Почему это важно? Школа — институт, который передает базовое представление о мире. Сегодняшний мир — это хрупкое целое, гармонию которого нужно поддерживать. Это принципы экологического сознания ХХI века, основанного на уважении к тому, что было до нас, к настоящему и к будущему. Это философия, но не реальность. Наши города — произведение индустриального ХХ века. Само понимание пространства здесь — это разделение мира на ценную собственность и бросовое обременение, функциональные зоны и пустыри. Это проявляется во всем — в способах освоения земли, в морфологии зданий, участков, улиц. Вы можете долго рассказывать ребенку, как в идеале должен быть устроен мир, но он выходит с урока и видит совершенно иную картину: типовое здание школы, выстроенное как завод с классами-цехами, школьный двор — огороженный железным забором кусок земли, где есть место для торжественных мероприятий, стадион для уроков физкультуры, дороги для передвижения и бессмысленное пустое пространство для уборки на субботниках. Он учится отношению к пространству, которое делится на ресурсы и отходы. Мы хотим привить в «Умной школе» иное понимание пространства. Парк — способ такого понимания. Это иной цивилизационный стандарт отношения к миру. Школьное пространство становится главным учебным пособием. Само здание, его инженерные системы и связи дают представление о современных технологиях и их значении. Эстетика среды, природной и архитектурной, задает представление о красоте мира. Прививается и этика, когда ребенок понимает главные принципы отношения к природе и те социальные механизмы, которые позволяют вместе поддерживать и развивать доставшееся им место. Самое главное, что принципы ценности и целостности мира, содержание уроков не противоречат тому непосредственному жизненному опыту, который получает ребенок в школе-парке, а проясняют его интуитивное впечатление.
Школа-парк — это чудо в пространстве индустриального современного российского города. Уроки объясняют, как это чудо устроено, на каких принципах работает и как его повторить. Если дети выучатся в такой школе, они смогут преобразить наши города».
Финансирование проекта осуществляется за счет благотворительного фонда «Новый дом». Общий объем инвестиций составляет 3,5 млрд рублей. Основная цель «Умной школы» - создать работающий механизм всестороннего образования, развивающего способность делать неангажированный выбор жизненного пути. В рамках проекта планируется интеграция детей, лишенных родительского попечения в образовательный процесс наравне со всеми другими учениками и передачу их на воспитание в приемную семью.
КБ «Стрелка» — консалтинговое подразделение Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», выделившееся в конце 2013 г. в самостоятельную компанию.
КБ («конструктор будущего») специализируется в стратегическом консалтинге в области архитектуры, градостроительства, культурного и пространственного программирования. КБ «Стрелка» является организатором и автором нескольких знаковых для России проектов: Международного конкурса на ландшафтно-архитектурную концепцию парка Зарядье, международного конкурса архитектурных концепций музейно-выставочного комплекса Государственного центра современного искусства, концепции развития ЦПКиО им. М. Горького.
Проект «Умная Школа» - задуман как пространство для широкой общественной дискуссии в сфере образования. Он был инициирован Тиной Канделаки в августе 2011 года. В 2013 году началось создание образовательного кластера «Умная школа» в Иркутской области. В рамках проекта планируется строительство уникального комплекса, где будут учиться дети с разными образовательными, эмоционально-психологическими и физиологическими особенностями.