Подписка на новости
Объявлены победители конкурса на редевелопмент кинотеатров «Варшава» и «Восход». ARCHiPEOPLE предлагает вашему вниманию проекты победивших команд и финалистов.
26.01.2016, 14:09
В статье об итогах архитектурного 2015 года Григорий Ревзин точно заметил, что в России за этот период не было построено ничего примечательного, и архитектурная мысль почти полностью сконцентрировалась на идеях реконструкций и благоустройства. Однако в Москве, как и во всей России, есть огромное количество объектов, в основном оставшихся от советской эпохи, которые можно и нужно восстанавливать, перепрофилировать и развивать. К числу таких относятся и бывшие кинотеатры «Варшава» и «Восход». Построенные в начале 1970-х годов, эти островки советского модернизма посреди типовой застройки московских районов с течением времени потеряли свою функцию.
Новый владелец кинотеатров девелоперская группа ADG group совместно с Москомархитектурой, объявив конкурс на их редевелопмент, поставила целью расширить функционал погибающих культурно-досуговых объектов и, конечно, внедрить рентабельную экономическую модель. При этом важным осталось сохранение архитектурной ценности и культурных кодов.
На конкурс было принято 70 заявок: из них 20 – от консорциумов, 50 – от индивидуальных участников. География заявок конкурса обширна, свои идеи прислали архитекторы не только из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Самары, Нижнего Новгорода, Ярославля, Вологды, но и из Нидерландов, Италии, Швеции, Франции, Армении, Великобритании, Аргентины и Испании. В финал попали как молодые российские компании, так и бюро с многолетним опытом работы.
Предлагаем вашему вниманию проекты победивших команд и финалистов конкурса.
25 января 2016 года победителями конкурса были объявлены SVESMI и консорциум Спектрум + EMBT + А2ОМ.
НОВОЕ + Практика + ZOLOTO Group + Хора + Проектная группа 8
Восход
Ключевым подходом является формирование устойчивого сообщества вокруг будущей функции здания. В случае кинотеатра «Восход» функция формируется исходя из потребностей местного сообщества, так как оно целиком составляет будущую аудиторию проекта.
Здание бывшего кинотеатра перепрофилируется в семейный досуговый центр, основу которого составляет досугово-образовательная функция. Первый этаж позиционируется как всесезонное общественное пространство, которое выполняет роль комьюнити-центра района. В здании создается сервисно-бытовой центр нового типа: открытые мастерские, ателье и кабинеты услуг, работающие по принципу одного окна. На последем этаже находится оранжерея с видом на город.
Через новые окна-витрины досуговый центр получает визуальную связь с городом, что усиливает коммуникацию центра с местом и символизирует перемены внутри здания. Окна-витрины, чей размер и место размещения продиктованы внутренним пространством и новой функцией, выходят на фасад, врезаясь в элементы, оставшиеся от старой функции здания. Таким образом новое и старое пересекаются и накладываются друг на друга, создавая непредсказуемый эффект на фасаде.
За счет уменьшения объема здания, новых окон и стеклянной крыши-колпака здание приобретает более выразительные и понятные пропорции, а городская площадь перед ним получает дополнительное пространство. Площадь становится вместительнее и универсальнее с точки зрения проведения на ней городских праздников и районных событий. Таким образом, площади возвращается ее ключевая роль — быть центральным общественным пространством своего района.
Варшава
В центр проекта помещается сильная и привлекательная идея, способная стать стержнем, на котором «конденсируется» новое сообщество. Такой идеей становится ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. Функциональная программа «Варшавы» включает 4 основных компонента: 1) центр ЗОЖ - площадку формирования сообщества; 2) спортивный клуб; 3) кафе здорового питания; 4) спортивный парк на кровле и тренировочную инфраструктуру в парке. Решения генерального плана направлены на взаимодействие здания и парка как единой функциональной и идеологической системы.
При разработке планировочных решений мы исходили из стремления функционально и идеологически реанимировать два главных пространства здания: кинозал и двухсветное фойе. Просторное остекленное фойе - ключевой элемент архитектурного кода модернизма 1970-х; большой зал – основа типологической уникальности и конкурентное преимущество здания. Согласно проекту, зал становится главным пространством спортивного клуба; в фойе размещается бассейн и зона СПА.
Кровля здания превращается в настоящий спортивный парк. Доступ на крышу открыт для всех желающих. В решениях фасадов и внешнего облика мы фокусировались на проявлении кодов, связанных с исходной архитектурной здания.
SVESMI
При всех очевидных стилистических и функциональных различиях между новой «Варшавой» и новым «Восходом» в обоих случаях предлагаемая базовая схема реконструкции одна и та же. Монофункциональное некогда здание (в случае с «Варшавой» сегодня беспорядочно напичканное сервисами) превращается в многофункциональный торгово-культурный центр с богатым реестром помещений, которые можно одинаково эффективно использовать как для социальной, так и для коммерческих функций, и которые благодаря гибкой пространственной структуре легко приспосабливаются под меняющиеся нужды города и горожан.
Стержневой функцией центра нового типа становится крытый продуктовый рынок. Рынок - это всегда и место, и действие и зрелище, не зависимо от того, кто и чем на нем торгует. Просторные интерьеры бывших кинотеатров с их высокими потолками и большим количеством воздуха можно без труда приспособить под выразительное рыночное пространство, по периметру которого разместить прочие необходимые в местном контексте функции. Зрелищная, гибкая, живописная, живая, одновременно традиционная и современная программа рынка естественным образом объединяет вокруг себя рестораны, магазины, спортзалы, классы, воркшопы, универсальные помещения для культурных мероприятий (в том числе и для кинопоказов) и т.д.
Оба проекта - каждый по-своему - вступают в диалог с архитектурой советского модернизма, пытаясь сохранить те пространственно-архитектурные особенности, которые в свое время делали эти здания достойными общественными пространствами. При этом оба проекта вступают в диалог и с самой жизнью той эпохи, предлагая сохранить два важнейших качества эти двух столь стилистически разных пространств - общедоступность и демократичность.
Студия 44
Проект «Студии 44» предлагает модель преобразования бывших кинотеатров в общественные центры новой формации. В интерьере зрительного зала создается общественное пространство, трактованное как городская площадь-амфитеатр, прототипами которой послужили венецианские кампо (campo), знаменитая Piazza del Campo в Сиене и другие красивейшие площади мира. В окружающих внутреннюю площадь «домах» размещаются магазины, кафе, рестораны, творческие мастерские и студии, клубы, коворкинги, библиотеки, детские развивающие центры и пр. Попасть в каждое из заведений можно как с улицы, так и с крытой внутренней площади. Архитектурно-планировочное решение отличается максимальной гибкостью и вариативностью функционального наполнения; при этом диапазон мероприятий, которые можно проводить в пространстве площади, достаточно широк – от собраний, лекций и концертов до самых смелых постановочных экспериментов.
Спектрум + EMBT + А2ОМ
Варшава
Устойчивый сценарий для «Варшавы» возможен только в рамках создания платформы, учитывающей всё многообразие инфраструктуры, пассажирских потоков и аудитории этого района. Проект трансформирует кинотеатр в общественный центр, с фокусом на гастрономической тематике.
Создается вариативность функционального наполнения здания в зависимости от аудитории – рынок местных продуктов и школа кулинарии для жителей района, фудкорт для офисных сотрудников ближайших бизнес центров, магазин кухонной утвари и ярмарка дизайнерских аксессуаров для кухни для посетителей «Метрополиса», а так же бар, ресторан и многое другое.
Организуется обособленное пространство «Просветительского центра научной фантастики им. Станислава Лемма», ориентированное на целевую аудиторию по всему городу, тем самым добавляя Войковский район на карту культурной жизни Москвы.
Восход
Зданию придается новая, яркая и выразительная оболочка, программируется максимально вариативное пространство в основном объёме кинотеатра, объединяющее в себе спорт и развлечение.
Проектом предусматривается возведение многоуровневой трибуны на месте бывшего кинозала, которая состоит из террасированных объемов, где каждый объем работает как отдельная ячейка активного досуга.
Так же в теле здания располагаются медиа-центр и Бюро Территориального Развития - место для дискуссий и обмена мнениями с целью улучшения обстановки в районе и формирования местного сообщества - как следствие - увеличение социального капитала.
Nowadays office / Aventica
Восход
Однообразная среда спального района требует достопримечательностей. Обновленный кинотеатр «Восход» обрастает знаками, билбордами, медиаэкранами, на крышу опускается десант — отряд фантастических существ, представленных каркасными и надувными скульптурами, интерактивными обучающими арт-объектами. Аттракцион продолжается и днем, и ночью: в светлое время суток жители наблюдают меняющийся ассортимент причудливых силуэтов на фоне неба, с наступлением темноты здание кинотеатра «Восход», оправдывая свое название, загорается огнями рекламных вывесок. В новом «Восходе» недостатки обращаются в достоинства: в закрытых контурах района на основе идей добрососедства создаются и поддерживаются условия для взаимовыгодного обмена. Скрытые активы становятся конкурентными преимуществами, район развивается как автономия, наращивая собственные ресурсы.
Варшава
В конкурентной, перенасыщенной среде именно «Варшава» становится местом, где реализуется основной принцип новой повседневности — иной подход к проектированию опыта пользования, основанный на понимании потребителя, эмпатии и интеграции подходов из разных областей знаний. Качественное преобразование монофункциональной постройки осуществляется за счет единственного крупного вмешательства: добавления нового перекрытия, объединяющего весь первый этаж в единое, связное, открывающееся в парк многофункциональное пространство, которое раньше было заблокировано объемом зрительного зала. Сохранение облика образцового советского кинотеатра сочетается с точечными дизайн-интервенциями (контрастные цвета и материалы в интерьере, скульптурный пандус, «марсианский пейзаж» на крыше), адаптирующими здание для новых функций. Пространство ностальгии сочетается с пространством новой повседневности, но пользователь точно считывает их границы.