Подписка на новости
Санкт-Петербург / Лесотехнический Университет
Авторский практикум Николая Белоусова ДРЕВОЛЮЦИЯ состоялся в Санкт-Петербурге. Восемьдесят участников – архитекторы, дизайнеры, столяры из Санкт-Петербурга, Москвы, Вологды, Самары, Томска и Чебоксар - за две недели спроектировали и создали собственными руками 14 архитектурных объектов с применением дерева на территории парка и ботанического сада Санкт-Петербургского Лесотехнического Университета им. С.М.Кирова. Главная задача практикума – научить молодых профессионалов мыслить нестандартно, «отрываться от поверхности», и развить знания и умения работы с деревом как с архитектурным и строительным материалом.
16.08.2016, 15:40
Местом проведения архитектурного практикума стал Государственный Лесотехнический Университет имени С.М.Кирова, парковый комплекс которого в следующем году отметит свой 190-летний юбилей. В своё время Лесная Академия дала не только название местности, но и задала планировочную структуру района, сохранившуюся до наших дней. Парк и Ботанический сад обладают одной из самых богатых коллекций растений в мире – гуляя по ботаническому саду, не перестаешь удивляться, вроде бы вокруг лес, а форма листьев и структуры крон и стволов непривычные. Первые два дня участники исследовали территорию – выбирали, консультируясь со специалистами Университета, места для будущих конструкций, каждая из которых должна была вписаться в исторический ландшафт, нужды парка и быть современной.
В процессе знакомства сформировалось 14 творческих команд, каждая из которых получила техническое задание. Командам было дано несколько дней на проектирование, а затем начался активный процесс реализации. Участники работали над воплощением своих идей самостоятельно, многие впервые держали в руках лобзики и шруповерты, при этом получали советы и поддержку не только от куратора, но и от специалистов компаний-производителей материалов и поставщиков технологий.
Победителями практикума стали: в номинации «Архитектура» - объекты «О.П.» (команда «А») и «АрхЛЕС» (команда «НабункерЗАЛЕС!»), в номинации «Дизайн» - объект «Четыре татами» (команда «4»), в номинации «Арт-объект» - скульптурная группа «Раскол» (команда «вДИНАмиКе).
Специальный приз от СПбЛТУ получил объект «Сад восходящего солнца» (команда «Сад»).
Команда «А» (Санкт-Петербург, Москва, Чебоксары)
Авторы: Авершина Елена, Балахнин Антон, Битколова Алёна, Борматова Анна, Вяземский Даниил, Катаева Надежда, Левандовская Александрина, Нугербекова Жанна, Охрямкина Анастасия.
Концепция:
В качестве места размещения объекта команда взяла непростой участок на закрытой территории ботанического сада недалеко от входа. Здесь была площадка между главным зданием и остатками оранжереи, загроможденная камнями, пнями и кучами земли и гравия. Площадка интересна, кроме того тем, что имеет по периметру три стены из разных фактур: красного кирпича, необработанной деревянной доски и белой штукатурки. Стена с белой штукатуркой наименее привлекательная, в перспективе по проекту ее будет увивать зеленый плющ. Тем самым в этой точке происходит сочетание трех цветов: красный, зеленый и серо-коричневый. Задача от сотрудников ботанического сада была – создать в этом углу беседку – место сбора для посетителей перед экскурсией.
Реализация:
Объект «О.П» представляет собой крытый павильон из двух кубов, внешний сужается в пространстве, а внутренний наоборот расширяется. Габариты беседки (3600*4000*3200) в случае необходимости позволяют укрыть 10-15 человек от дождя. Павильон имеет крытый навес из поликарбоната и две лавочки для размещения посетителей. Стены и потолок создают визуальную геометрическую игру для зрителей. Элементы беседки выполнены из сосновой доски и ЛВЛ-бруса. Детали соединяются в углах у рамок и путем щип-проушина в краях лаг.
Команда «НабузкерЗАЛЕС!» (Санкт-Петербург)
Авторы: Замятин Никита, Замятина Яна, Пушкин Илья
Концепция:
Бункер – это след исторических событий, оставленных войной в уникальном ботаническом саду. Из-за мощного слоя бетона и крутых стен сооружения на холме не могут расти деревья. Команда «НабузкерЗАЛЕС!» решила исправить ситуацию и посадить на холме Архитектурный ЛЕС. Он вырос на возвышении и перекинул свои ветви через тропинку. В основании колонн-деревьев будут высажены вьющиеся растения и летом АрхЛес зазеленеет.
Реализация:
Архитектурный ЛЕС – это единая жесткая пространственная структура. «Деревья»-колонны объединены обвязкой в трех уровнях. Первый уровень обвязки – «корни». «Корни» из бруса жестко связывает все колонны ниже отметки земли, к ним же крепятся деревянные сваи, заглубленные в землю. Второй и третий уровни обвязки – «ветви». Они связывают стволы АрхЛЕСА под разными углами на отметках 2200 – 4200, образуя тем самым «крону» архитектурного леса.
Каждое «дерево» состоит из 8 брусьев разной высоты, связанных между собой. Брусья «распускаются» на вершине по спирали, образуя силуэт утонченного конуса. Это позволяет облегчить конструкцию стволов и подчеркнуть вертикальный ритм колонн, устремленных в небо. Металлические шурупы выбраны с крупными полукруглыми шляпками, и символизируют собой почки живого дерева. Одно из деревьев было сознательно «спилено». «Упавшее дерево» выполняет функцию скамьи на вершине холма. Скамья ориентирована таким образом, чтобы с одной стороны открывался вид на поле цветущих травянистых растений, а с другой на прозрачный и светлый лиственный лес.
Команда «вДИНАмиКе» (Санкт-Петербург)
Авторы: Черемнова Анна, Дудина Ксения, Кузина Анастасия, Мухин Дмитрий, Сметанин Илья.
Концепция:
Пруд Длинный в Парке Лесотехнической Академии хранит скрытые следы трагических событий истории России, раскола общества на «красных» и «белых». Летом, когда берёзовые серёжки устилают воду ровным охристо-оранжевым ковром, авторы увидели сходство водной глади с гигантским полированным массивом гранита. Эти простые почти физически присутствующие ассоциации, направляемые «историей места» привели автором к основной идее объекта – показать раскол прочного, представляющегося не рушимым массива с помощью простого ремесленного способа – когда в трещину камня вбивали сухие деревянные клинья, поливали их водой, древесина набухала, расширялась, и в результате массив раскалывался на части.
В композиции семь стилизованных клиньев расположены на равном расстоянии друг от друга на одной оси. С помощью скрытого под водой каркаса клинья «висят» над водой, «вонзаясь» острием в плоскость «каменного» массива, визуально создавая линию раскола.
Реализация:
Конструкция временная. Клинья (семь штук, высотой 1м) выполнены из фанерных листов по деревянному каркасу на клеевом соединении. Подводные конструкции – деревянная рама шириной 1,58м, длиной 28,5м. Рама выполнена из составных элементов длиной по 6 метров, скрепляемых между собой болтовыми соединениями. Рама для подтопления в 14 точках нагружена грузом. Каждый клин крепится к раме на трех шпильках.
Команда «Сад» (Санкт-Петеребург)
Авторы: Клюева Анна, Козлова Дарья, Сергеева Светлана, Смирнова Екатерина, Шапченко Мария, Хилькевич Анна, Клейн Сергей.
Концепция:
Японский уголок в Ботаническом саду вдохновил команду на создание конструкции, которая напоминала бы о Японии и одновременно переосмысляла конструкции, традиционные для этой страны.
Реализация:
В процессе проектирования, пройдя путь ряда усложнений, команда пришла к идее, что конструкция должна отвечать основным принципам японской архитектуры: симметрия, масштаб, работа с ландшафтом. Поэтому решением стала простая конструкция пропилей, вырастающая из низких традиционных скамеек.
Результаты оценивало компетентное и опытное жюри, в состав которого вошли Тотан Кузембаев, Николай Лызлов, Елена Гонсалез, Алексей Бавыкин, Сергей Антонов, Ольга Севан, Николай Малинин, а также Заместитель Председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга Лариса Викторовна Канунникова и Декан факультета ландшафтной архитектуры СПбГЛТУ Татьяна Альбертовна Мельничук. Все объекты установлены в парке и ботаническом саду ЛТУ и доступны для обозрения горожанам и гостям Санкт-Петербурга.