Подписка на новости
10 октября в Музее Москвы открылась выставка «12 городов будущего», организованная музеем и журналом «Проект Балтия». Экспозиция представляет собой основную часть проекта «Города будущего / Будущее городов», показанного в Петербурге, на Новой сцене Александринского театра, с 12 июля по 29 августа 2017 года и приуроченного к 10-летию петербургского журнала.
11.10.2017, 11:25
«12 городов будущего» -визионерская архитектура XXI века
Собранные на выставке проекты современных российских и зарубежных архитекторов – утопические образы систем расселения завтрашнего дня – относятся к жанру визионерской архитектуры. Традиция классиков – Пиранези, Булле и Леду – получила в XX веке мощное продолжение: в утопиях футуристов и конструктивистов, а также в антиутопиях постмодернистов второй половины столетия. Чтобы проследить, как развивается жанр в наши дни, куратор выставки Владимир Фролов, главный редактор журнала «Проект Балтия», предложил представителям различных творческих течений – от параметризма до неоклассики – поразмышлять на тему будущего. Зритель получит возможность последовательно двигаться от одной работы к другой, словно бы пролистывая 12 глав книги.
Алексей Левчук
Постлюди-птицы на Постдеревьях-домах
Основой города будущего и грядущей концепции расселения являются дендровидные башни-нанопланты. эти дома выращиваются, как растения, представляя собой гибридную форму жизни, совмещающую естественно-биологическую основу и техно-надстройку. в этих домах обитает основная часть человечества, постлюди, после технотрансформации приобретшие способность летать. Обиталищем летающего постчеловека является объем-емкость, уходящий внутрь ствола, образованный путем вминания-вытягивания оболочки дома внутрь. в сечении этот объем может иметь какую угодно, произвольно изменяемую форму. сезонные колебания температуры для обитателей нивилируются наличием термостойкой прозрачной мембраны, закрывающей "отверстие норы". фактор фотосинтеза у растений-домов присутствует, однако необходимость их одинакового всесезонного функционирования в качестве защитной оболочки/жилья для постгуманистического человечества требует постоянного бесперебойного питания через корневую систему. Эта корневая система, равно, как и емкости с возобновляемой биосредой, питающей дома-нанопланты заключены в защитную оболочку. в рамках сегодняшней визуальной реальности эта оболочка, вместе с содержимым - питающей биосредой, могут вызвать ассоциацию с своего рода "гиперкадкой", из которой выходит гигантское растение-дом. стенки гиперкадок (сами гиперкадки могут быть различными в плане, однако наиболее распространен размер 150х200х25м) заключают внутри себя более традиционные формы постчеловеческого бытия. Эти стенки полые, толщиной 9-12м, представляют собой губчато-стержневую структуру, возведенную также путем билогического роста специально смоделированного биоконструкта, по окончании стадии роста отвердевшего. Губчато-стержневая природа стенок делает возможным использовать их для расселения постлюдей не согласившихся на технотрансформацию в летающую форму, но решивших с помощью техносферы усилить возможности наземного перемещения, а также для производственных пространств. промежутки между кадками могут использоваться для наземной коммуникации, являясь аналогами сегодняшних "улиц" и "городского пространства" для постлюдей, выбравших наземный сценарий существования.
Свои варианты будущего предложили Ренато Рицци (Венеция), «Обледенение архитекторов» (Москва), Алексей Левчук (Санкт-Петербург), Андрей Люблинский и Мария Заборовская (Санкт-Петербург), Степан Липгарт (Санкт-Петербург), Николай Шмук (Москва), Александр Берзинг (Санкт-Петербург), Руслан Тимашев (Москва), Марко Касагранде (Хельсинки), Михаил Филиппов (Москва), «Витрувий и сыновья» (Санкт-Петербург), группа молодых архитекторов (куратор: Сергей Падалко).
Андрей Люблинский и Мария Заборовская (Санкт-Петербург)
Приглашенные авторы видят завтрашний день совершенно по-разному. Если «Обледенение архитекторов» буквально окрылено советским типовым домостроением, то Николай Шмук мыслит о будущем в весьма мрачных тонах: его город спрятан в землю, и жители обустраивают шарообразную полость, оставшуюся от ядерных испытаний. Даже авторы, применившие один-единственный инструмент – параметрическое проектирование, приходят к совершенно различным результатам: Руслан Тимашев создает техноутопию мегаполиса без границ и фиксированной формы, а Марко Касагранде предлагает направить модернизационные усилия на улучшение качества жизни в трущобах. Александр Берзинг воображает антигород как пространство побега из существующего урбанистического кошмара; Алексей Левчук, в свою очередь, заставляет нас поверить в возможность обретения людьми способности летать (после биотрансформации). Наконец, Ренато Рицци заявляет, что помыслить грядущее можно лишь путем буквального аскетического погружения в памятники давно ушедшей Belle Époque.
Ренато Рицци (Венеция)
«12 городов будущего» – это дюжина проектов, выполненных в разных манерах и техниках и показанных в небольших коробочках, которые напоминают те, что используются для демонстрации макетов театральных декораций. Переходя от работы к работе, зритель проигрывает внутри себя различные сценарии, чья вероятность и чьи взаимоотношения с сегодняшним днем и друг с другом остаются загадкой. Исследовав горизонтальное и вертикальное измерения проекта, посетитель остановится в задумчивости и, взявшись за перо, решится оставить запись или рисунок в книге, ждущей его в определенном месте.
«Обледенение архитекторов» (Москва)
Как и в случае премьерного показа, выставка состоит из двух частей, но, вместо сегмента «Будущее городов» (где были представлены Амстердам, Хельсинки, Москва и Санкт-
Марко Касагранде (Хельсинки)
Петербург), здесь речь идет об утопическом ви́дении развития столицы СССР в первой половине XX века.
Для экспозиции Музей Москвы выбрал проекты (графика, фотографии, планы), отражающие трансформацию образа Москвы в момент наиболее кардинального изменения градостроительных концепций: «машинная утопия» начала XX века, «город-сад» согласно проекту «Новой Москвы» Алексея Щусева и, наконец, планы реконструкции 1935 года, связанные с проектированием Дворца Советов, который должен был стать главным зданием страны.
Группа молодых архитекторов (куратор: Сергей Падалко)
Руслан Тимашев (Москва)
Степан Липгарт (Москва), Skryabinu. op. 71, No 1