Подписка на новости
Архитектурное бюро Archpoint знаменито интерьерами ресторанов и баров.
Неудивительно, что мы встретились с его основателем и совладельцем баров Parka и Prosecco Валерием Лизуновым в одном из спроектированных им заведений, чтобы обсудить современные тренды в дизайне ресторанных интерьеров и пути создания целостных концепций. Проекты, которые создает Валерий и его команда нравятся и самому изысканному гурману, и хипстеру из сообщества foodies, и туристам, которые прогуливаясь по Москве случайно заглядывают в одно из многих созданных им мест.
30.08.2018, 15:21 | Автор: Андрей Кановка
— Валерий, расскажите, как изменился рынок дизайна интерьеров за время существования Archpoint - а это почти 20 лет. Как изменились запросы и вкусы заказчиков?
В конце девяностых, начале нулевых, перед архитекторами ставили задачу создания удивляющих, ошеломляющих интерьеров. Сейчас же все понимают, что в ресторане прежде всего должно быть комфортно.
От гламурного дизайна отказались в пользу интуитивно понятного и эргономичного интерьера. Меняются представления об эстетике — само понимание “красивого” стало иным. Никого не заманишь блеском золота и бриллиантов, нарочитой роскоши. Теперь ценятся интерьеры, в которых нет показного блеска, а демократичные материалы интересно “миксуются” с дорогими. Раньше дерево надо было обязательно лакировать, камень выбирали такой, чтобы он бросался в глаза. Сейчас же дерево обрабатывают аккуратнее, а камень используют спокойный, матовый, не привлекающий внимания, создающий теплые ощущения.
Сегодня существует тренд на натурализм, честность, “новую искренность”, если хотите.
Скандинавский стиль набирает популярность, потому что в нем уделяется много внимания качеству дизайна, поддержанию его чистоты. Он досконально продуман, каждая линия буквально выстрадана, нет ничего лишнего. Он схож с японским минимализмом, но в нем есть европейская продвинутость в определении форм и их философии. Даже итальянцы, чья главная особенность заключалась в роскошных деталях, стали двигаться в сторону минимализма. И наоборот - скандинавы, чувствуя нехватку шика, постепенно присматриваются к итальянскому дизайну, начинают допускать какие-то элементы роскоши.
Современным требованиям соответствует стилистика лофта. Некоторые думают, что она устарела. Но нормальный лофт, давайте признаем, мало у нас пока кто-нибудь видел. У нас лофтом называют любое пространство, где открытый кирпич и трубы, а пол — бетонный. У лофта же есть своя философия, которую не так-то просто реализовать. Для одной из выставок мы даже подготовили стенды с эскизами четырех пространств в этом стиле: азиатского, скандинавского, ретро и гастро. Так мы показали, что облик лофта может быть совершенно разным, может передавать совершенно разную атмосферу. Чем он хорош? Простотой. Где еще можно начать разговор с официантом не с «будьте добры», а с «привет, как дела?», если не в лофте?
Рост популярности скандинавского дизайна и лофта как раз связан с запросом на новую искренность в архитектуре и интерьере. Этот же тренд стирает границу между роскошью и демократичностью.
Ресторан ТОКИО, Москва. Авторы: Archpoint
— Валерий, с какими интерьерами работать интереснее - демократичными или премиальными?
Интересно создавать концептуальный продукт, и тут нет разницы - является он премиальным или демократичным. В Archpoint мы стараемся проектировать уникальный продукт, о котором нельзя сказать, что он был где-то подсмотрен, с чего-то скопирован. Нашими проектами мы хотим сказать: все можно придумать самому, не обращаясь к Pinterest.
— И все-таки, где проходит граница в отличиях между демократичным и премиальным пространством?
Эта граница должна быть еле заметна. Посмотрите на бар Prosecco. Это премиальный бар, но с демократичными ценами. В нем столики из ореха с латунными вставками, но за ними наслаждаться высокой гастрономией нужно стоя или присев на “жердочку”. Мы постарались реализовать интерьер, который не испугает роскошью среднего потребителя, но при этом будет интересен искушенному гостю.
Поиск баланса между премиальными и демократичными решениями сейчас в тренде, но найти его нелегко. Можно не удержаться и уйти в грубый стиль или бессмысленную и беспощадную роскошь. Конечно, посетителям все равно надо давать возможность удивляться. Но интерьер — не вещь-в-себе он делается, в первую очередь, для людей, о чем всегда надо помнить. Нужно делать интерьер для людей, а не для того, чтобы увековечивать себя в пространстве.
Ресторан PARKA, Москва. Авторы: Archpoint
— В провинциальных городах работать сложнее, чем в столице?
В провинции архитекторов и дизайнеров ценят больше! Archpoint работает в Нижнем Новгороде, Серпухове, Воронеже, Ярославле, Калининграде и других городах. В Воронеже мы спроектировали пафосный Grand Cafe Empire. Многие столичные рестораторы позднее просили сделать нечто подобное. Пришлось их переубеждать - в Москве такого “жира” уже не нужно. В Калининграде мы сделали Resto Presto – очень демократичное заведение, практически столовую с самообслуживанием. Там, кстати, я буквально заставил заказчика не перекладывать полы, хотя он настаивал, мол, ремонт стоит столько же, сколько замена.
Да вы поймите, - говорю, - старый пол энергетику дает совершенно особую!!!
И получилось в итоге отлично! Провинция может дать столице фору во многом. Resto Presto - это еще один пример стирания грани между “дорогим” и “доступным”: в очень демократичном интерьере вы можете увидеть самую изысканную и требовательную публику.
— Заказчики там более восприимчивы?
Они понимают, что у них есть карт-бланш. Там в смысле спроса и предложения была пустота годами, десятилетиями. Мало кто открывал новые рестораны или бары. Было, допустим, одно заведение на один город, куда ходили все местные, и это казалось достаточным. А сейчас города развиваются, новый толчок дает Чемпионат мира (у нас как раз к нему несколько проектов было заказано - в городах, принимающих FIFA), на периферии появляется много особенных проектов, потому что людям у себя дома хочется сделать что-то хорошее именно для себя, а не пыль в глаза пускать.
Prosseco bar, Москва. Авторы: Archpoint
— Чаще всего всего вы имеете возможность делать перепланировки и изменять интерьер до неузнаваемости. Но вот ресторан "Шехтель" - совершенно особый случай, ведь интерьеры для дома, в котором он находился, разрабатывал сам Федор Осипович. Каково было работать с историческим наследием?
Концепция была простой. Мы хотели не бороться с идеями Шехтеля, а лишь показать, что его интерьер всегда актуален. Поэтому мы акцентировали то, что было им сделано: дали неоновые подсветки на барельефы, точечное освещение на камины и прочие детали, внесли в пространство органично смотревшуюся мебель.
Похожая ситуация была в Wine & Crab на Никитской. Там потолки были в лепнине, не соответствующей нашей концепции. Тогда мы покрасили своды в фирменный бирюзовый цвет ресторана и лепнина перестала “давить” на посетителей своей классической строгостью. Простейшее взаимодействие с хорошо осмысленным до нас пространством даёт впечатляющий результат.
— Создавая интерьер, вы рассчитываете, что он станет своего рода эталоном и прослужит по меньшей мере несколько десятков лет? Или об этом не стоит задумываться?
Все зависит от рамок, которые задаются заказчиком, от успешности ресторана как бизнеса. Хотят, например, заказчики классическую тратторию. Хорошо, делаем, но сколько интерьер просуществует, я не могу предсказать. А вот если жестких рамок нет, и концепцию мы разрабатываем самостоятельно от начала до конца, тогда рассчитываем все так, чтобы она прослужила как можно дольше и, главное, чтобы она быстро себя окупила. В этом случае мы, конечно, надеемся на долгую жизнь проекта. Именно поэтому лучше заказывать не интерьер, а концепцию ресторана.
— На сайте бюро упоминается, что вы участвуете в каждом этапе проектирования. Только такой личный контроль способствует достижению хороших результатов?
Контроль важен, но если команда хорошая и все объединены одной целью, достаточно подключаться на реперных точках проектирования. Раньше у меня было правило: проверять каждый лист рабочей документации. Сейчас мы работаем совсем на другом уровне, и мне не обязательно проверять каждый сантиметр.
Ресторан ТОКИО, Москва. Авторы: Archpoint
— Насколько важно дополнять интерьеры предметами, разработанными самостоятельно? Использовать только готовую мебель, светильники и тому подобное - это моветон?
Можно выделить несколько этапов.
Первое время мы старались придумывать все – стулья, лампы, барные стойки. Все должно было быть индивидуального изготовления. Но в процессе реализации удавалось выполнить из задуманного процентов пятнадцать. Кто-то из изготовителей делал по-своему, где-то бюджета не хватало или времени на детальную проработку, или вдруг предмет оказывался неудобным. Затем стало ясно, что лучше созданием уникальных предметов не увлекаться. Ведь предметные дизайнеры могут придумывать одну вещь целый год: чертят, делают заготовки, подбирают идеальные материалы, рассматривают продукт со всех сторон и проверяют его на эргономичность. Это огромная работа. Решено было использовать проверенные изделия, которые можно сразу увидеть, потрогать и использовать. Мы постоянно изучаем рынок готовой продукции, посещаем международные выставки. Однако этим занимаемся не мы одни.
На каком-то этапе в проектах от разных бюро стали попадаться одинаковые предметы, а это раздражает.
Сегодня мы пришли к взвешенной позиции: мы используем и разработки лучших предметных дизайнеров, и “инкрустируем” в интерьер уникальные предметы собственного дизайна.
— В какой момент вы решили стать рестораторами?
Двадцать лет мы выполняли большую часть расчетов того, как ресторан будет работать и приносить прибыль. Поневоле ты становишься экспертом, понимающим как работает эта индустрия, причем с точки зрения многих ее участников. Почему бы самому, в таком случае, не поучаствовать в ней? Успех проектов PARKA и Prosecco показывает, что решение было верным.
Журнал Афиша, Москва, 2003 год
Официальный сайт: http://archpoint.ru/