Международный Фестиваль видеофильмов в области промышленного дизайна и архитектуры.
Евгений Бручас: "Мы не ждем на фестиваль творческих людей, готовых бросить все и начать снимать видео для фестиваля. Скорее мы ждем тех, кто уже внутренне готов, но не знает или не видит, куда и во имя чего приложить свои силы и где удовлетворить свои внутренние творческие потребности."
13.07.2011, 14:52
Международный Фестиваль видеофильмов в области промышленного дизайна и архитектуры.
Интервью с директором фестиваля Евгением Бручасом.
ARCHiPEOPLE: Кто придумал этот проект и почему в фокусе оказались "современный российский промышленный дизайн и архитектура"?
Проект фестиваля придуман мною из искреннего желания создать в городе интересное, а главное полезное культурное и творческое событие. Что-либо, что приносило бы ощутимую пользу не только организаторам, но и участникам. Более того, вынести подобный формат за пределы города до масштабов всей страны и далее, за ее пределы.
А темы, попавшие в фокус фестиваля, родились из собственного жизненного опыта. У меня два высших образования: архитектура и режиссура, а в жизни я занимаюсь промышленным дизайном. Поэтому все эти три направления, на мой взгляд, очень гармонично соединились в формате фестиваля.
С этим проектом я пришел в НП «РЭК 75», организацию, которая уже не первый год занимается проведением в нашем городе видео фестивалей, а с руководителями которой меня связывают давние и дружеские отношения.
ARCHiPEOPLE:Как идет подготовка к фестивалю, какие самые большие трудности стоят перед организаторами?
Подготовка идет по графику, подходит к своему завершающему этапу – приему работ, к тому же вырисовывается интересная и насыщенная специальная видео-программа, которую мы готовим самостоятельно.
Сейчас выбираем фестивальную площадку и определяемся с точными датами проведения фестиваля, расписываем программу показов.
Если говорить о трудностях, то они скорее не технического, а ментального плана.
Формат видео-презентации объектов архитектуры или промышленного дизайна воспринимается отечественными дизайнерами и архитекторами пока скорее как дорогой и малоэффективный бонус к своему проекту или концепции.
Хотя на самом деле создание эффектного презентационного видео по своему бюджету может не превышать затрат на визуализацию или макет. Почему-то у многих существует стереотип или предубеждение, что видео-ролик должен быть непременно дорогим и супер-качественным, не менее масштабным чем «Война и мир», достойным как минимум «Пальмовой Ветви» или Оскара. Именно с перфекционизмом нам и пришлось столкнуться, когда мы запустили программу «ДИЗ-АРХИ-ВАЦИЯ», по привлечению творческих персоналий и компаний к участию в фестивале.
Сама мысль о создании подобного видео вызывает у определенной части людей недоумение, замешательство, и почти всегда сопровождается вопросом «А зачем?»
В этом отношении легче всего работать с крупными компаниями, у которых подобное видео уже есть, а иногда даже и в изобилии, и со студентами, мировоззрение которых является наиболее гибким и прагматичным. Они сразу «врубаются» в перспективы подобного формата, и вопросов «зачем» у них, как правило, не возникает. Просто берут и снимают. А у многих видео уже имеется.
ARCHiPEOPLE: Видео формат является универсальным инструментом для продвижения собственных проектов и идей, но одновременно более трудоемким и дорогим?
Как я уже сказал, так бывает далеко не всегда. Вопрос лишь в том, чтО автор хочет показать в своем ролике. Если достоинство и оригинальность своего проекта, то для этого ему вполне хватит бытовой видео-камеры, камеры на фотоаппарате, элементарной флэш-анимации или, на крайний случай, слайд-шоу из фотографий.
Нет возможности снять самому, можно обратиться в видео студию. Но есть и другая категория авторов, которые снимают ролики по принципу: «Посмотрите, мы настолько крутые, что можем себе позволить спустить несколько миллионов на забубенный ролик с голливудскими эффектами!»
Это сразу видно по картинке, а сам проект/объект остается на втором плане. И, к сожалению, в поле зрения общественности попадается чаще всего именно такое видео, отчего у многих формируются личные творческие комплексы и неверные стереотипы, о которых я сказал.
ARCHiPEOPLE: Для того, чтобы сделать документальное кино нужны специальные знания, образование? Или достаточно видеокамеры и объекта?
Ну вот, я опять частично опередил предыдущим ответом вопрос. Отвечу просто: и «да» и «нет». Говорю это как человек с профессиональным телевизионным образованием.
Я начинал снимать подобные видео, когда еще понятия не имел о режиссуре, методах съемки или композиции кадра. В моем распоряжении была лишь любительская камера, два видеомагнитофона для монтажа и горящие глаза.
Конечно, ролики профессионала и любителя будут отличаться, но скорее в техническом плане.
Если у человека есть объект съемки, идея для ролика и внутреннее желание сделать интересное видео, ему ничто не сможет помешать сделать оригинальную работу, даже отсутствие профессиональных навыков. В конце концов, всегда можно получить помощь или совет профессионала, сейчас это вполне доступно.
ARCHiPEOPLE: Не боятся ли организаторы получить видео из разряда "Сам себе режиссер?"
Не боимся, более того, ждем подобного видео. Ведь большинство подобных роликов создается непосредственно авторами проектов.
Другое дело, что под формулировкой «сам себе режиссер» вы, скорее всего, подразумеваете низкие по качеству, с дрожащей картинкой, грязными склейками и невнятным звуком работы.
Такие видео конечно же будут отсеяны отборочной комиссией и не попадут в показ.
Но ведь мы все-таки живем в век бурно развивающихся цифровых технологий и программного обеспечения.
Если еще десять лет назад такое «хоум видео» можно было показывать в озвученной вами телепередаче по одному из центральных каналов, то сейчас это уже считается откровенным техническим браком, и мягко скажем, «не комильфо». Не думаю, что кто-либо из участников решит отправить нам что-либо подобное. По крайней мере, пока нам такого качества видео работы не приходили.
ARCHiPEOPLE: Не эфимерен ли посыл "обрести поклонников и ценителей, которые захотят стать заказчиками и клиентами"? Возможно, речь все же идет о разных группах людей? Есть ли примеры того, как подобные документальные видео-проекты "сдвигали" сознание заказчиков?
Конечно «поклонники и ценители» и «заказчики и клиенты» - это разные группы людей.
Тем не менее, и тем и другим подобные презентационные ролики могут быть интересны, каждому - в своем определенном спектре интересов.
Отвечая на вторую часть вопроса, не сочтите за рекламу, просто я очень часто озвучиваю этот пример, в том числе и в презентациях фестиваля, это интернет-проект kickstarter.com.
Идея проекта предельно проста. Человек придумывает некую вещь, приспособление, технологию, но у него нет денег не ее реализацию или запуск в серийное производство. Тогда он готовит презентацию своего произведения, и выкладывает ее на данный сайт вместе со сметой.
И там, любой человек, которому понравится это произведение, может пожертвовать на его реализацию любое количество своих средств. Есть и такие, кто оплачивает чей-либо проект целиком, выкупая его. В юридические тонкости сделок я не вдавался, но суть в том, что почти каждый подобный проект на этом сайте сопровождается небольшим презентационным видео. Иногда даже кроме видео там больше и нет ничего. Этот пример явно говорит в пользу того, что подобный формат продвижения работает и работает хорошо.
ARCHiPEOPLE: Арт-хаус остается достоянием узкой группы людей, а экспериментальное кино - и вовсе удел фестивалей? Почему нужно все бросить и принять участие в этом проекте творческому человеку? Убедите нас, и мы все бросим и сделаем кино.
Мы не ждем на фестиваль творческих людей, готовых бросить все и начать снимать видео для фестиваля.
Скорее мы ждем тех, кто уже внутренне готов к этому, но не знает или не видит, куда и во имя чего приложить свои силы и где удовлетворить свои внутренние творческие потребности.
Вспоминая героя из фильма «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен», мы ждем тех, кто творит под девизом: «Ну, куда ставить-то?!», отвечая таким как они: «А вот сюда к нам и ставьте!», предоставляя им постоянную фестивальную площадку для подобного видео-формата.