Завершился 12 архитектурный фестиваль Города "Необычное практичное", проходивший с 23 июля по 7 августа на АрхФерме - новой площадке, открытой для всех желающих жить и творить вне города. 32 об'екта, 180 участников, более 1000 гостей, более 30 команд из разных городов России и из-за рубежа и две недели творческой атмосферы - таков первый АрхФермерский урожай.
15.08.2011, 14:33
Завершился 12 архитектурный фестиваль Города "Необычное практичное", проходивший с 23 июля по 7 августа на АрхФерме - новой площадке, открытой для всех желающих жить и творить вне города.
32 об'екта, 180 участников, более 1000 гостей, более 30 команд из разных городов России и из-за рубежа и две недели творческой атмосферы - таков первый АрхФермерский урожай.
Жюри
Николай Белоусов, Тотан Кузембаев, Сергей Скуратов, Николай Лызлов и многие другие
Три лучших объекта – 2011
- вышка спасателей "Столпы О.С.ВОД.а", Степан Липгарт ("Дети Иофана"), г.Москва
- "Рупор культуры", лестница в галерею, команда "БУДУ", г.Москва/Владимир
- "Астановка", команда FartArt, г.Москва
Интервью с куратором Фестиваля ГОРОДА и АРХфермы Иваном Овчинниковым. Специально для ARCHiPEOPLE.RU
Л. М.- Какие впечатления твои от первого опыта фестиваля на новом месте?
И. О.: Во-первых, мы кардинально поменяли структуру фестиваля. Мы ввели два дня воркшопа, когда два дня все проектируют, а только потом строят. А обычно все проектировали заранее. В этом году у нас появился куратор Николай Владимирович Белоусов. Он очень сильно поднял планку объектов за счет авторитета, за счет знаний, опыта, очень толково объяснял. Поэтому, если начинали в первый день со студенческих почеркушек, то к концу второго дня стали появляться роскошные идеи, которые затем и реализовались.
Л. М.- Иван, ты знаешь, у многих, с кем я общаюсь, в голове произошла путаница – ГОРОДА на АРХферме – слишком сложно для неподготовленного человека.
И. О.: - Фестиваль ГОРОДА – событие, а АрхФерма - площадка. Идея Архфермы у меня-то уже давно была, причем, я сначала придумал концепт, придумал название «Архферма», а только потом нашлась площадка, и оказалось, что это реальная животноводческая ферма, где мы сейчас живем вместе с коровами.
Все произошло космическим образом. Пришли именно те люди, которых я искал.
Как? Мы строили архприют, пришел молодой человек, захотел помочь. А потом познакомил с площадкой.
Вообще, Фестиваль ГОРОДА сейчас трансформируется в глобальный проект. Архферма – как площадка, ГОРОДА – как событие, и новый проект «БРЕГА», о котором я пока не упоминал. Это пространство творческой молодежи: архитекторов, музыкантов, художников и т.д., целый план развития Заокского района.
Л. М.–Из того, что построено на фестивале твой любимый объект какой?
- Было три объекта: автобусная остановка, мобильные студии, бани и домики на воде, вышка спасателей. Я голосовал за автобусную «Астановку». Этот проект необычный, практичный, в нем очень яркая социальная составляющая и она уже сейчас пользуется успехом.
Л. М.- Как ты сам оцениваешь: что получилось, что – нет?
Не получилось то, что многие объекты не успели доделать. Команды, которые сделали самые крупные, самые красивые объекты, не смогли уйти от «просто арта» в функциональные практичные проекты. Ведь изначально просили сделать функциональные нормальные дома. Но все равно многие ударялись в арт в эстетику…
Л. М.- Если я правильно понимаю, то обычно подобные пространства – площадки для творческих практик и свободы мысли, полета фантазии. Возможность от функционала уйти в «вооброжариум»?..
- Мы таких объектов построили уже около полутысячи по всему свету. Но я всегда просил, начиная с самого начала фестиваля строить полезные объекты. Я же практичный человек. В Каргополе начали строить снежные избушки, иглу. А потом та же тема была на Алтае.
Я всегда говорил: «Сделайте небольшой качественный, но функциональный объект. Туалет, например».
Л. М.– Туалет… Кстати на АРХстоянии, где в плане архитектуры, объектов, ландшафта, местности все значительно масштабнее, туалетам и местам для умывания, в принципе инфраструктуре, не придали вообще никакого значения. ГОРОДА же произвели лично на меня очень хорошее впечатление. Здесь людей ждали, о них позаботились, была очень добрая располагающая атмосфера.
- А я начал с того, что в мае поставил первый деревянный объект, где был душ и умывальник с теплой водой, нормальные удобные туалеты… Чтобы все приехали, и чувствовали себя максимально комфортно.
Л. М.- Хотя, про ГОРОДА говорят и то, что все в общем-то хорошо, «зарядились», но «вот приехали, как таджики отработали, призы не получили, людей было мало»…
- Ну, если люди при этом не получили никаких знаний, никакого опыта, то тогда как таджики. А если участники за две недели получили практический опыт и знания, научились работать в команде, впервые в жизни попробовали тот или иной инструмент, то тогда не как таджикиJ Все поработали на станках, профессиональных дорогих инструментах. Опыт конструирования из дерева очень важен. И еще важнее ошибки, которые допускали команды. Неправильно подобранное сечение бруска, не тот саморез, неправильный узел и конструкция ломаются. На следующий фестиваль или в реальной работе ребята теперь будут лучше чувствовать и просчитывать конструкции. А какие-то призы…денежных призов не было, потому что их в принципе нет. Фестиваль никогда не был и не будет коммерческим проектом.
Еще для участников была возможность узнать мнение авторитетного жюри. Вместе с Николаем Владимировичем Белоусовым на проект подтянулось много именитых взрослых архитекторов – Николай Лызлов, Сергей Скуратов, Тотан Кузембаев, Андрей Гнездилов, Светлана Головина.
Л. М.- Доволен количеством участников?
- Я ожидал больше, но не расстроился, что их было не больше двухсот. В целом, произошла смена поколений: 90% участников приехали в первый раз. Из старой гвардии остались сильнейшие авторы. И, кстати, отвалилась тусовка, которая создавали фестивалю имидж алко-феста – приехать, отдохнуть и заодно что-то построить. Слава Богу, этих людей не было. Была хорошая рабочая атмосфера.
Л. М.- Ну, а ты не думаешь разделить проекты АРХферма и ГОРОДА? А ГОРОДА передать тем, кто будет дальше с ними ездить…
- Я готов. Но кому его передать? Просто абы кому нельзя доверить фестиваль, потому что очень легко уронить планку. Поэтому ГОРОДА пока будут жить на ферме, хотя не исключены и выездные акции.
Л. М.- Ну, ты же понимаешь, что для того, чтобы вытащить людей за сто километров очень веские нужны основания.
- Из некоторых районов Москвы до фермы можно добраться быстрее, чем до центра Москвы, здесь есть возможность отдохнуть в творческой атмосфере или наоборот оборудовать мастерскую для работы. Для меня самого теперь наоборот нужны веские основания, чтобы поехать в Москву. На ферме уже есть жилые комнаты, туалеты и душевые с тёплой водой, а главное интернет - больше для отдыха и работы мне ничего не нужно. В ближайшее время пространство архфермы вырастет из коровников и уже сейчас для жизни проектируется участок в 5 гектар. Мы придумываем историю по правилам нового урбанизма, зеленую и новую для России. Наша задача создать творческую среду, в которой будет комфортно и молодому студенту, и взрослому человеку с семьёй.
Л. М.–Что в ближайших планах?
Привлекать молодых и сильных ребят с различными проектами, создавать инфраструктуру, развивать туристические маршруты в районе. И главная задача – привлечь больше народу, молодежи. Давайте делать «Архитектурный Новый год» на ферме вместе с ARCHiPEOPLE?
Л.М. - Давайте! 31 декабря подходит?
И.О. - Вполне!
Л. М.- Что сам себе хочешь пожелать?
- Удачи и терпения.
Текст: Л. Малкис
Искренне поздравляем всех участников, самозабвенно трудившихся над созданием объектов, которые украсили собой пространство АрхФермы, а в ближайшем будущем - и жилой комплекс «Эдальго» компании Крост.
Все объекты фестиваля размещены на территории АрхФермы, расположенной в 100 км от МКАД по Симферопольскому шоссе на живописном берегу Нечаевскогоозера.
АрхФерма - новое креативное пространство, открытое для различных творческих проектов.