Подписка на новости



Телеграмм

Переходите на канал Люся ин да хаус !



Маркус Аппенцеллер о хаосе, гармонии и историческом наследии городов.

Завершился I Петербургский Форум пространственного развития «Гармония многогранности», который проходил 22-24 мая 2015 года и собрал на одной площадке ведущих экспертов в сфере городского развития, представителей градозащитного сообщества и общественных организаций. Особенностью Форума стало активное участие в дискуссиях и панельных сессиях большого количества специалистов среднего звена исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, занимающихся в той или иной мере вопросами развития городских территорий. Журналист ARCHiPEOPLE Яна Бутчер отправила ключевым спикерам и экспертам Форума вопросы, на которые нашел время и возможность ответить только один человек - архитектор Маркус Аппенцеллер, преподаватель и куратор курса «Дизайн городских экосистем» в университете ИТМО в Санкт-Петербурге.

09.06.2015, 13:51 | Автор: Yana Butcher



I Петербургский Форум пространственного развития «Гармония многогранности», Маркус Аппенцеллер

Что для Вас является одним из лучших мировых примеров ревитализации и нового использования исторического наследия?

Из множества примеров сложно выбрать лучший, так как все они реализовывались в разных условиях, но можно выделить те, которые показали замечательные результаты. Например, Musée d’Orsay in Paris - бывший железнодорожный вокзал, а теперь музей; The High Line in New York - бывшая железнодорожная магистраль, которая  превратилась в парк; The Matadero in Madrid – бывшая скотобойня, переоборудованная в культурный центр.

Можно привести еще много примеров подобного рода. Общее во всех этих проектах – использование нетипичного «строительного материала» для создания чего-то действительно нового. 

О чем свидетельствует международная практика: на первом месте интересы горожан или инвесторов?

Важны интересы и горожан, и инвесторов, но в разной степени.  По опыту, перевес в сторону интересов горожан зависит, в первую очередь, от возможности города адаптироваться, т.е.  изменять старую структуру для удовлетворения новых потребностей.

Что для вас означает взаимодействие культурного наследия с современной архитектурой?

Большинство исторических городских центров, Лондон, Париж, Манхэттен в Нью-Йорке, придерживаются определенных правил, создавая современную архитектуру, при этом сохраняя историческое наследие. Хорошие примеры такого взаимодействия - Лувр в Париже, Тейт Модерн в Лондоне, исторический центр Амстердама.

Как торговые центры, магазины фаст-фэшн с кричащими витринами, супермаркеты, расположенные в центре городов влияют на уникальную архитектуру города, на структуру исторических построек, их рельеф. Как  предотвратить потерю уникального облика исторической части городов во всем мире?

Важно понять, хотим ли мы сохранить старинный облик или наша цель найти возможность сосуществования обоих стилей, старого и нового. В каждом городе старина соседствует с современностью. Торговые центры нуждаются в пространстве, и исторические центры пытаются приспособиться под новые условия.  При размещении новых объектов важно обратить внимание на создание структуры, взаимодействующей с городом как визуально, так и в обеспечении общественного пространства. И не пытаться затмить город билбордами и яркими назойливыми вывесками.

Какие успешные стратегии и тактики трансформации периферий Вы применяете в своей работе?

Гармоничное расположение объектов, так как  периферии обычно этим не отличаются.

Как вы определяете визуальный хаос городской среды? Что должно быть сделано для гармоничного взаимодействия различных элементов города?

То, что вы называете хаосом – это всегда результат индивидуальных решений: сделать что-то тем или иным способом. В некотором смысле это богатая и красочная картина – результат повышения индивидуализации общества.  Необходимо выявление гармоничных потребностей коллективного характера и наличие социальных инструментов управления, способных запустить процессы их внедрения. Которые часто отсутствуют.

Жесткие регламенты и ограничения, действующие в Европе, позволяют исключить «визуальный хаос», но не делают ли одновременно город выхолощенным?

Тот факт, что города выглядят все более и более похожими, связан с шаблонами которые используют международные инвесторы и сетевые строительные компании. Международные инвесторы нацелены на  выделение капитала, сопоставимого с прибылью от реализации конечного продукта,  а  сетевые ритейлеры – на создание узнаваемого бренда. Если вы хотите изменить эту схему, то нужно изменить работу всего рынка. Прямое финансирование строительных проектов, привлечение сторонних ресурсов, а также общая суматошность современных покупателей недвижимости приводят к известному нам быстрому строительству типичных объектов,  что свидетельствует о  невозможности скорого перелома этой тенденции.

Какие ограничения, на Ваш взгляд, необходимы в Санкт-Петербурге в первую очередь.

Исторические части Санкт-Петербурга должны принять две  стратегии:
1. Сохранение и укрепление уличного пейзажа, где следует, возможно, ввести применение  строгих запретов. Однако  с допущениями для уличных фасадов, которые позволят вводить активные элементы, такие как увеличение числа внешних лестниц, ведущих в магазины, расширение оконных проемов и их превращение в витрины.
2. Применение новаторских решений в интерьерах зданий  (за исключением самых важных памятников архитектуры). Изменение первоначальной функции зданий даст ту степень свободы, которая необходима, чтобы сохранить и обновить исторический центр города.  Так Амстердам стал примером того, как город, сохранив свое многовековое «лицо», преобразился благодаря изменению содержательного наполнения исторических построек.

Численность населения больших городов с каждым годом растет, учитывается ли этот факт при развитии городов?

Большинство разрастающихся мегаполисов пытаются  бороться с ростом. Некоторые города пытаются сдерживать темпы  своего роста, что отражается в той модели стратегического развития, которой они придерживаются.

Как современная передовая архитектура и дизайн способны проникать в «спальные» районы?

Таким же образом, как они появляются в центрах. Качественно и количественно передовые разработки должны быть представлены во всех частях города – в центре или на периферии.

Какие черты или подходы присущи российским архитекторам?

Превалирование  норм и правил над всем. Часто эти правила затрудняют  превращение точечной (уплотнительной)  городской застройки в милые и уютные  жилые районы.

По-моему мнению, вся нормативно-правовая база, которая определяет архитектуру и существует сегодня в стране, должна быть пересмотрена и изменена.

I Петербургский Форум пространственного развития «Гармония многогранности», Маркус Аппенцеллер


Маркус Аппенцеллер получил образование в сфере банковского дела, а также обучался праву, архитектуре и городскому планированию в Констанце, Штутгарте и Чикаго. До основания MLA+ Аппенцеллер возглавлял архитектурное бюро KCAP Architects&Planners в Роттердаме, где осуществлял международную проектную деятельность (2006-2011). Маркус работал в UnitA Architects в Штутгарте (1999-2003), в мюнхенском Fink&Jocher Architects в качестве руководителя проекта (2003-2004) и в Office for Metropolitan Architecture (OMA) в Роттердаме в качестве архитектора (2004-2006).

В 2011 г. Маркус Аппенцеллер стал сооснователем бюро MLA+. Команда MLA+ принимает участие в масштабных исследованиях и разрабатывает стратегии для таких городов, как Лондон, Роттердам, Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург и Шанхай. Г-н Аппенцеллер специализируется на устойчивом планировании городов и возглавляет исследования, нацеленные на преобразование административных, социальных, экономических структур для развития городов, комфортных для горожан.

Маркус преподает в ряде институтов Европы, в том числе в институте Берлаге (Роттердам) и в Архитектурной школе Ассоциации архитекторов (Лондон, Великобритания). Является преподавателем и куратором курса «Дизайн городских экосистем» в университете ИТМО в Санкт-Петербурге. В качестве лектора освещает социальные, экономические и правовые вопросы в сфере городского планирования, а также альтернативные и инновационные технологии для развития городской среды.


 I Петербургский Форум пространственного развития «Гармония многогранности» - официальный сайт.


Еще по теме:
Урбанисты
Яна Бутчер
Фестивали

Просмотров: 9304

Оставить комментарий

Телеграмм

Переходите на канал Люся ин да хаус !





Конкурсы

Все конкурсы