Подписка на новости
20.06.2016, 14:57
Кейс №2. Музей науки и техники в городе Томске.
Сергей Георгиевский: Я правильно понимаю, что это тоже результат конкурса, это конкурсный проект?
Юлия Зинкевич: Да, и в Томске тоже есть большой план по оживлению набережных, который к 2020 году должен быть реализован. И музей - это часть этой комплексной большой программы.
Антон Яр-Скрябин: Да, на самом деле, это так. В 2014 году томская администрация, Томский государственный университет провели конкурс, по итогам которого пять финалистов, в том числе и мы, были приглашены в город. Мы посмотрели на город, на сохранившиеся с конца 18-го и 19-го веков исторические здания.
Город Томск был основан в начале 17-го века. Томск сегодня - это административный центр, который насчитывает больше миллиона жителей, и где-то половина из них - студенты. В Томске очень много научно-исследовательских институтов и вузов. Администрация Томска должна была разработать план, по которому организуются набережные. Побывав в этом городе и посмотрев на его деревянную архитектуру, мы вспомнили искусство авангарда начала 20-го века. Все это сложилось в нашей голове в некий образ здания, которое под одной общей крышей объединяет формы, каждая из которых выполняет свою функцию.
Расскажу про Генплан. Участок, который нам выделен, находится возле реки Томь. Между главной улицей и самой рекой находится район, который называется Татарская слобода, где горохом рассыпаны маленькие, красивые деревянные домики. А на нашем участке высажена березовая роща, и по существующему проекту здесь проходил линия электропередач. Задача была, мы сами ее себе поставили, снести как можно меньше существующих зеленых насаждений под линией электропередач, тем самым мы сохраняли максимальное число деревьев.
Интересно то, что нам пришлось достаточно долго доказывать самым томичам, горожанам, что их деревянная архитектура является ценностью для города...
Еще немножко расскажу про функции здания. Мы выходим в объемы, где есть смотровая башня, магазины, выставочные залы, научный театр… Каждый объем - это своя уникальная зона, так было определено конкурсным техническим заданием.
Сергей Георгиевский: То решение, которые вы предложили, оно достаточно нестандартное, чем продиктована эстетика, которую вы предложили? И на кого, в первую очередь, ориентировано это пространство?
Антон Яр-Скрябин: В первую очередь, пространство ориентировано на молодежь, которая учится в Томске. В городе огромное количество молодых людей, занимающихся наукой и им необходимо выставочное пространство, а так же научно-исследовательские лаборатории. Администрация и институты обещают приводить сюда студентов, в том числе на лекции.
Сергей Георгиевский: Город на воде - это тема, которая в последние несколько лет очень актуальна. В чем инновация и уникальность решения, которое вы предложили? Как вы соединили эту ткань – набережной, музея и воды? Есть ли в городе какие-то исторические предпосылки для такой работы?
Антон Яр-Скрябин: На самом деле, никакой инновации, наверное, здесь нет, но, по крайней мере, мы просто попытались отразить полностью наши представления об этом городе.
Григорий Ревзин: Можно я спрошу? Мне понятны ваши ощущения, и тут как раз все регуляции выполняются. У вас здание от линии воды в метрах ста, наверное?
Антон Яр-Скрябин: На самом деле поменьше. Мы пытаемся максимально его придвинуть к воде.
Григорий Ревзин: Просто там больше нет ничего, вот слева и справа, на вашем плане. Вам не кажется, что это будет выглядеть как-то одиноко, и студенты на берегу такой большой реки, в незащищенном пространстве... Насколько оно вообще, так сказать, городское?
Антон Яр-Скрябин: Первоначально, скорее всего, так и будет выглядеть.
Григорий Ревзин: То есть это типа как казарма?
Антон Яр-Скрябин: Нет, не казарма...
Григорий Ревзин: В смысле по типу посещаемости.
Антон Яр-Скрябин: Ну, по типу посещаемости - это такое место, где, грубо говоря, проводятся открытые опыты, открытые какие-то лаборатории.
Григорий Ревзин: Лучше делать закрытые, потому что они же разбегутся... Простите, понял.
Сергей Георгиевский: А программирование среды входит в задание вашего конкурса? Или это исключительно архитектурный проект?
Антон Яр-Скрябин: На, самом деле, есть Томский государственный архитектурный университет, который является заказчиком, он давал техническое задание, которое вмещало в себя все требования, сформулированные вузами.
Григорий Ревзин: И каждый кусок относится к своему институту.
Антон Яр-Скрябин: Да, это так. И когда мы в итоге выиграли конкурс на данный объект и с нами заключили договор, размер территории увеличился, зон стало больше: стал более развитым конференц-зал, потом добавились архивные хранилища, еще одна лаборатория. Изначально мы предлагали три лаборатории, затем их количество тоже увеличилось.
Антон Яр-Скрябин: Мы пытались максимально поставить дом повыше, потому что дамба очень высокая. И это, на самом деле, интеграция в существующую ситуацию.
Юлия Зинкевич: Скажите, пожалуйста, какая сейчас стадия реализации? Процесс уже пошел?
Антон Яр-Скрябин: Построить в нашей стране деревянный дом, деревянную стенку внутри объекта достаточно сложно, как оказалось. Но мы считаем, что с данными вызовами справились, наш дом будет облицован деревом. Сейчас мы уже на последнем этапе экспертизы, из которой выходим с положительной оценкой. Я надеюсь, что все будет хорошо! (аплодисменты).