Подписка на новости
В 25 километрах от Москвы вдоль Боровского шоссе расположилась непримечательная деревня Большое Свинорье. Проезжая мимо, вы ее не заметите еще и потому, что непосредственно напротив нее возведен исключительно интересный «архитектурный» поселок, о чем сообщает надпись при въезде. Даже не зная, что дома в нем построены по проектам Тотана Кузембаева, Юлия Борисова и других знаменитых архитекторов, вы обратите на него внимание. В Подмосковье достаточно поселков, проекты которых в лучшем случае предполагают хотя бы короткий променад по территории, а плотность застройки лишает напрочь отдыха и покоя. Именно поэтому «Западная Долина» с ее малоэтажной частной застройкой, уникальной современной архитектурой и продуманной пространственной планировкой заслуживает отдельного упоминания.
26.06.2016, 23:42 | Автор: Андрей Кановка, Людмила Малкис
Многоквартирные дома КУБ
Архитектор Светлана Васильева, ученица Евгения Асса, встречает нас возле трехэтажных многоквартирных домов, спроектированных в бюро POLYGON, в котором она работает. Называются они КУБ, выглядят – соответствующе. КУБы предназначены тем, кто устал от высоток, но не готов к жизни в частном доме. Снаружи видно, что потолки в квартирах высокие. Уже одна эта характеристика внушает любопытство и желание заглянуть к кому-нибудь в гости: все дома заселены, поэтому пройтись по пустым гулким этажам не представляется возможным. К нашей радости, нашу большую компанию уже ждут в апартаментах, в которых живут дизайнеры из известного рекламного агентства. Переехавшие сюда несколько месяцев назад, гостеприимные хозяева рассказывают нам о том, как и ради чего можно поменять привычный столичный стиль жизни на жизнь в «Западной Долине» и приглашают на экскурсию по квартире, а затем - по поселку.
В центре поселка располагается первая в России постройка, воплотившая принцип active house. В основе проекта кажущегося огромным «Активного дома» лежат передовые решения в области энергоэффективности, инновационных технологий и экологии строительства. Фасад дома выполнен из термодерева, материала, надежно предотвращающего здание от перегрева. За счет ориентации большей части кровли на южную сторону удалось значительно сократить потребление электроэнергии. В какой уголок дома не зайдешь – везде непривычно много для подмосковного дома солнечного света, который попадает сюда в том числе из мансардных окон. В доме используются гибридная вентиляция, датчики температуры и влажности, позволяющие контролировать микроклимат помещений. В летнюю жару в нем прохладно, а зимой – должно быть тепло.
Светлана рассказывает, что в «Западную Долину» архитектурное бюро POLYGON пригласили именно для постройки «Активного дома», здесь же архитекторы практически постоянно и жили, пока проект не был полностью реализован. Кроме архитекторов в его реализации с самых первых дней и до сдачи в эксплуатацию, принимала участие целая команда. Семен Гоглев из «НЛК Домостроение», например, разрабатывал конструктивные особенности здания и помогал в выборе материалов, Олег Понитков (Velux) курировал вопросы, связанные с качеством естественного освещения и создания комфортной и безопасной среды для большой семьи, которая в порядке эксперимента какое-то время проживала в доме и вела лабораторные замеры.
"Активный дом"
Светлана Васильева (С.В.) Когда команда работает вместе с самого начала, можно избежать многих ошибок. Все получилось так, как и было задумано. Разве что фасады порядочно выгорели. Древесина здесь обожженная, раньше она была почти рыжей.
Мария Пашкова (М.П.) Вы никак ее не обрабатывали?
С.В. Покрыли маслом один раз и все. Мы, правда, нашли способ, как вернуть изначальный цвет, но ждем, пока он выгорит до конца.
М.П. На других домах деревянные элементы тоже не трогали?
С.В. Все, что вы видите, – это термодерево. В жилых домах обработка была более основательной. С «Активным домом» мы решили поэкспериментировать. Вообще, нас никто здесь в этом никогда не ограничивал, поскольку и дом создавался как опытный образец. Повсюду в ограждениях использованы элементы из открытого бетона. Мы активно продвигаем подобные идеи и просим жителей относится к ним с уважением и не менять изначально заложенные нами особенности планировки.
Андрей Кановка (А.К.) POLYGON не единственный проектировщик поселка?
С.В. Мы разработали общий генеральный план, предложили развить всю необходимую инфраструктуру для самодостаточности «Западной Долины». Здесь будут не только жилые кварталы, но и городская площадь, окруженная коммерческими и сервисными объектами, офисный центр, школа, детские сады, спортивные и рекреационные площадки. До нашего прихода «Западная Долина» задумывалась как коттеджный поселок, для территории которого знаменитые архитекторы спроектировали бы типовые дома. Свои проекты разработали Тотан Кузембаев, Юлий Борисов, Вадим Греков и Андрис Трушиньш. Кстати, наши многоквартирные КУБы не были запланированы как один из типов домов, но как же полноценной территории без таких!
Первым покупателям дома как обычно предлагались в виде рендеров и проектов. Лучше всего стали продаваться дома с двускатными крышами, спроектированные Грековым. Они были наиболее привычными и понятными. Однако застройщику такая ситуация не понравилась, поскольку хотелось обратить внимание на современные архитектурные формы. Поэтому рядом с «Активным домом» построили демо-улицу, полностью состоящую из домов названных выше авторов. Как только она появилась, продажи сильно изменились. Самым популярным стал дом Кузембаева.
Дом "Тотан", спроектированный Тотаном Кузембаевым
Вообще, девелопер не отдает предпочтения кому-то одному архитектору, ему интересно, каким может быть поселок, созданный большой командой. Нет у компании и своей подрядной организации.
А.К. Чему вы уделили особое внимание в генеральном плане?
С.В. Чтобы не испортить общий вид заборами, мы предложили приусадебное благоустройство соблюсти в едином стиле. Получилось открытое, обозреваемое пространство. Собственно, это видение распространилось на весь поселок. В зоне коттеджей на своих палисадниках и внутри участка можно сажать все что угодно, не выходя за красную линию. Впрочем, и для этого мы разработали ряд рекомендаций. Перед зданиями нельзя что-то построить или посадить деревья, например, еще и потому, что здесь проложены сети.
А.К. Полностью ли людей устраивают дома? Я вижу, что они уже сейчас отличаются от тех, что мы видели в проектах.
С.В. Дома, к сожалению, не всегда остаются в первоначальном виде и перестраиваются жителями. Например, Юлий Борисов предусмотрел навес для автомобиля. Как мы видим сейчас, этот навес используют как основу для постройки гаража. Кто-то идет дальше и вплотную к дому, как к одному из тех, что спроектировал Кузембаев, пристраивает точно такой же второй. К сожалению, здесь мы никак не можем ограничивать жителей поселка. Это индивидуальное жилищное строительство, и как будет жить проект после покупки не всегда ясно. Можем только просить и убеждать не переусердствовать. И жители часто нас понимают, не выходят за рамки приличий, скажем так.
Но бывают и совершенно чудесные истории! В поселке живет пожилая пара – балерина и ученый, они всю жизнь прожили в квартире, но хотели переехать за город. Когда они приехали в «Западную Долину», их смутило, что тут все очень открытое: окружение, планировки. «У нас много вещей из разных стран. Как мы их здесь разместим?» - спрашивали они. Но им вдруг понравился открытый бетон, деревянные элементы на домах, воздух, прозрачные заборы. Они решили большую часть вещей оставить в квартире, и с минимумом привычной обстановки переехали жить сюда.
Вы видели на въезде надпись «Все будет хорошо»? Ее привезли из другого поселка, где жителям она почему-то не понравилась. Здесь ее приняли более благосклонно. Это о многом говорит.
Людмила Малкис (Л.М.) В общем-то, большинству людей необходим реальный готовый пример для того, чтобы они приняли что-то новое. Все влюбляются и покупают дома, в которые можно зайти, осмотреться, потрогать материалы... тактильный контакт необходим. Дома предлагались с уже готовыми интерьерами?
С.В. Изначально над созданием типовых интерьеров работал приглашенный латышский дизайнер. Но потом было решено просто прислушиваться к мнению покупателей, ведь у всех свои предпочтения.
Л.М. Вы сказали, что предполагается строительство офисов. Для кого они задуманы?
С.В. Для нас очень важно, чтобы люди в «Западной Долине» не только жили, но и занимались различными активностями. И у местных жителей на этот счет большие запросы. Например, один из них хотел выкупить целый КУБ, чтобы разместить в нем свое производство. Идея жить и работать в одном месте нравится многим. Аэропорт «Внуково», расположенный поблизости, интересуется нашим проектом. Мы подумываем свое бюро тоже перебазировать в «Западную Долину».
Разговор мы заканчиваем на террасе еще не достроенного здания, которому суждено стать арт-пространством - без этого поселку, названному «архитектурным», никуда. А он между тем растет. Мы видим перед собой только малую часть: американские таунхаусы (их действительно создали BAR Architects из США), столь необычно для Подмосковья не спрятанные за заборами коттеджи Кузембаева и Борисова, КУБы от POLYGON, игровые площадки и прогулочные зоны, на которых действительно собираются люди. И они, кажется, вполне довольны своей жизнью в столь необычном поселке. А мы уже начали им завидовать и задумываться: «Не бросить ли столицу ради «Западной Долины»?»
Официальный сайт архитектурного пригорода «Западная Долина».
Официальный сайт представительства компании Biofa в России.
Фотографии: Александра Голикова, Александр Плахин.
В разговоре принимали участие:
Людмила Малкис, Андрей Кановка (ARCHiPEOPLE),
Мария Пашкова, ведущий специалист по работе с дизайнерами, архитекторами, строителями представительства компании Biofa в России.
Благодарим архитектора Анну Медлеву за идею и помощь в организации поездки.
Авторы статьи благодарят компанию Biofa и лично Марину Вязанкину за помощь в ее создании. Компания Biofa поддерживает принципы социальной ответственности, а также содействует популяризации гуманитарных и технических знаний, касающихся архитектуры и дизайна. Компания Biofa прикладывает активные усилия для того, чтобы поддержать архитекторов, промышленных дизайнеров, скульпторов, декораторов и журналистов в их социально направленной деятельности.