Подписка на новости
По словам профессора Монссона, на первом плане в шведской архитектуре сейчас находятся три составляющих: все, что строится, должно быть экологичным, энергоэффективным и социально устойчивым. Последний пункт он объясняет следующим образом: «В современном обществе люди становятся все более разобщенными, растет приток населения в города и отчужденность от этого только усиливается, нарушается социальная структура. Я вижу роль архитектора в том, чтобы попробовать нивелировать этот процесс, изменить тенденцию».
05.05.2017, 17:48 | Автор: Yana Butcher
ARCHiPEOPLE поговорил с Магнусом Монссоном, профессором архитектуры и владельцем шведского архитектурного бюро Semren&Mansson о массовом строительстве в Швеции и России и принципах, которыми руководствуются архитекторы в этих двух странах.
Что вас вдохновляет и дает силы и энергию работать и генерировать новые идеи?
Меня вдохновляет и всегда вдохновляла возможность сделать жизнь людей лучше.
В Швеции меня очень тронули национальные черты, которые я подмечала в зданиях Стокгольма, Мальмо. Пытаетесь ли вы разрабатывая свои проекты сохранить шведский сложившийся стиль, национальную идентичность или предпочитаете современную архитектуру, которая одинаково хорошо/нейтрально впишется в любую мировую столицу или город?
Одно другому абсолютно не мешает! Безусловно, нам близки основы нашей национальной культуры и то, как они отражаются, например, в формировании жилой среды или архитектурного облика зданий. Но шведская архитектура - не замкнутая система: она развивается под воздействием разнообразных трендов, впитывая (всё самое) более разумное и передовое из архитектуры других стран. Тем не менее, каждый проект должен прежде всего учитывать "магию места"!
Насколько отличаются нормы в проектировании в России и в Швеции и что для вас является наиболее проблематичным когда вы проектируете для России?
Шведские нормы - это, скорее, свод принципов и правил, которые развиваются и детализируются в профессиональной практике. Если хотите, они чем-то сродни прецедентному праву. Шведский архитектор располагает большими полномочиями и большей свободой в решении конкретных задач, но несёт за свои действия бóльшую ответственность, чем его российский коллега.
В России нормы построены по другому: они очень детально регламентируют все процессы, пытаясь учесть и предотвратить всевозможные риски, и, наоборот, ограничивают свободу действий архитектора, перекладывая ответственность на экспертизу и другие контролирующие инстанции.
Одной из групп российских норм, которую можно было бы переосмыслить и нюансировать, являются нормы инсоляции. Я и мои коллеги с удовольствием поучаствовали бы в изучении возможностей реформирования этих норм!
Какими принципами вы руководствуетесь в построении современных зданий, соседствующих с историческими постройками?
С исторической архитектурной средой надо обращаться очень бережно и деликатно. Безусловно, соседство с историческими объектами должно быть учтено и вплетено в контекст нового проекта. Как и в каком объёме? Каждый конкретный случай требует досконального изучения, индивидуальной проработки и выбора наиболее релевантного архитектурного инструментария!
Один из ярких примеров в нашей практике - гостиница Clarion Post в Гетеборге,
где к зданию Королевской почты, являющемуся памятником истории, было пристроено очень современное новое здание. Мы нашли способ связать новую и историческую части единым ДНК - например, через использование в новых фасадах меди и сланца - материалов, широко применявшихся в отделке "исторического родственника".
Но, повторюсь: исторические объекты и историческая городская среда требуют взвешенных, продуманных и иногда просто хирургически тонких решений!
Какие приемы вы используете, чтобы минимизировать часто упоминаемый вами "фактор одиночества", характерный для социальных построек? Как эти приемы работают в России?
Мне кажется очень важным изучать жизнь людей и то, как она меняется со временем. В развитых странах люди накопили достаточно материальных благ, зачастую платя за это социальной изоляцией. Но социальная устойчивость - одно из базовых условий существования и развития современных городов, поэтому её формирование - актуальная задача для архитекторов и урбанистов.
Один из инструментов решения этой задачи - увеличение площади и количества зон для общения и совместного проведения досуга внутри жилых домов, а так же соединение внутри многофункциональных комплексов жилья, гостиниц и апартаментов с библиотеками, культурными центрами, кафе, ритейлом - и создание тем самым предпосылок для расширения коммуникации и взаимодействия между людьми.
Как показал наш опыт работы над проектами в Питере и Москве, запрос на формирование качественных общественных пространств в России, и особенно в крупных городах, абсолютно актуален. В нашем совместном с ФСК "Лидер" проекте UP-квартал "Скандинавский" качеству социальной среды было уделено самое пристальное внимание, что, наверняка, почувствуют и по достоинству оценят люди, которые будут там жить!
Какими способами вам удается разбавить жесткую квартальную культуру застройки и сделать ее более разнообразной, уникальной?
Это очень важный и своевременный вопрос, так как многие дома внутри больших жилых микрорайонов выглядят пугающе одинаково. Один из ответов, который я бы дал, весьма прост! Посмотрите на классическую историческую застройку многих европейских городов: при гармонии и единой эстетике она тем не менее состоит из домов, каждый из которых уникален своим цветом, формой балконов, архитектурными деталями. Точно так же можно создавать вариативность и внутри довольно крупных кварталов, дифференцируя их облик, к примеру, разной высотностью зданий, играя формой, размером и комбинаторикой архитектурных элементов.
Здесь я опять хочу упомянуть Up-квартал "Скандинавский", где подобное решение удалось воплотить в жизнь: все секции этого жилого комплекса имеют уникальную архитектуру, различаясь и по высоте и по деталям фасадных решений. Благодаря этому, кварталы выглядят очень динамично и живо, а жителям, что очень важно, намного проще идентифицировать себя с конкретным - своим - домом и двором!
Какой совет вы бы дали начинающим архитекторам?
Мне трудно советовать. Я лучше скажу, что я бы делал, будь я студентом. Я, наверное, с удовольствием использовал бы все современные информационные инструменты для того, чтобы утолить своё человеческое и профессиональное любопытство и усовершенствовать свои навыки. И ещё я не боялся бы делать ошибки.
Накопленный шведский опыт в архитектуре, планировочных и инфраструктурных решениях применим в России, где существуют схожие задачи строительства большого количества массового жилья и ухода от безликой архитектуры и социальной среды. В данное время в ближайшем Подмосковье бюро Semren&Mansson совместно с ФСК «Лидер» реализует строительство UP-квартала «Скандинавский», в котором использован положительный опыт современной шведской архитектуры. Скандинавские фасадные и архитектурные решения, здания различной этажности, расположение домов вдоль центральной улицы, где собрана урбанистическая «начинка», большое количество инфраструктурных объектов, запланированные детский сад и школа, большая площадь озеленения квартала – все это социальные и экологические составляющие нового проекта, о которых профессор Монссон говорит как об основных акцентах в архитектуре. Что касается планировочных решений в проекте, то они являются ярким примером соединения скандинавских и российских традиций. Принципиальным отличием шведских планировок является рациональность и компактность, объединение кухни с гостиной, наличие множества подсобных помещений. «В UP-квартале «Скандинавский» у будущих жителей также есть возможность сделать перепланировку за счет большого количества окон в помещении.