Максим Агаханов — ведущий преподаватель БВШД и директор по поиску новых марок BNS Group:"На заре своей карьеры, когда жил в Красноярске, я делал Конкурс молодых дизайнеров одежды Сибири и Дальнего Востока «Поколение М». Я вышел на Британский совет, мы стали сотрудничать и привозить в регион английских дизайнеров. Это был 1998 год. Потом переехал в Москву и, параллельно развивая проект, получил стипендию Chievning, которая позволила мне отправится в магистратуру в Лондонский колледж моды (London College of Fashion). Я прожил 1,5 года в Лондоне, защитил диплом и целых пять месяцев проработал в Burberry."
17.02.2012, 15:17
Fashion business от первого лица. Интервью с Максимом Агахановым
Максим Агаханов — ведущий преподаватель БВШД и директор по поиску новых марок BNS Group. В начале учебного года он стал инициатором целого ряда встреч с ключевыми лицами российской фэшн-индустрии в рамках модуля «Бренд менеджмент в индустрии моды» на курсе Fashion Business. Во многом благодаря личным договоренностям преподавателя за весьма короткий срок Школу посетили издатель VOGUE Россия Елена Зайцева, бренд-директор Topshop Ирина Расселл, директор по продукту Louis Vuitton Дмитрий Бурьянов, директор по развитию бренда Leica Camera Александр Березкин и директор PANDORA в России Ольга Еремеева.
Брендинг — профессиональное, но не единственное увлечение Агаханова. Помимо основной работы в BNS Group по поиску новых марок он также выпускает онлайн-журнал «12/24», а этим летом планирует запустить свой собственный курс по управлению брендами сегмента luxury.
Расскажи с чего все начиналось, как тебе удалось стать своим в достаточно жестком и высококонкурентном бизнесе?
На заре своей карьеры, когда жил в Красноярске, я делал Конкурс молодых дизайнеров одежды Сибири и Дальнего Востока «Поколение М». Я вышел на Британский совет, мы стали сотрудничать и привозить в регион английских дизайнеров. Это был 1998 год. Потом переехал в Москву и, параллельно развивая проект, получил стипендию Chievning, которая позволила мне отправится в магистратуру в Лондонский колледж моды (London College of Fashion). Я прожил 1,5 года в Лондоне, защитил диплом и целых пять месяцев проработал в Burberry.
Что дали тебе обучение и практика в Великобритании?
В Burberry я работал на позиции VM (специалист по визуальному мерчандайзингу), курировал сразу несколько рынков. Моим руководителем была Наташа Дэйвис, у которой на тот момент не было академического образования, но был грандиозный опыт работы в Escada.
Для меня это стало откровением, что есть такой баланс: ты либо получаешь образование и потом опыт, либо долго работаешь в одной сфере, и это дает тебе те знания, которые необходимы в индустрии. Наташа возглавляла направление по VM, она с закрытыми глазами могла сделать магазин c нуля. И глядя на ее пример, я понял, что если бы сам искал людей в команду, то выбирал бы между людьми с громадным опытом и людьми с хорошим образованием и хорошим опытом.
Когда я заканчивал Лондонский колледж у нас была такая поговорка: строчка об образовании в вашем резюме — откроет вам дверь, дальше все зависит от вас — опыт, очарование и т.д. И открыть эту дверь — дорогого стоит.
Максим Агаханов с лекцией «Создание фанзинов в России»
Ты «открыл дверь» через образование?
До того как прийти в модный бизнес, я работал в книжной торговле. Но когда решил реализовать себя в моде, захотел разложить все свои мысли и идеи по полочкам. Начал искать образование в Москве. Пошел учиться в Высшую школу экономики. Но подумал, что если я зафиксирую новые знания зарубежным опытом, то мне просто цены не будет. Британское образование построено таким образом, что это в основном самообучение, все зависит от тебя. Мне, конечно, помогла не только теория, но и люди вокруг меня. Я знакомился со всеми дизайнерами, посещая недели моды.
А как ты сам начал преподавать?
После возвращения из Англии я продолжил отношения с Британским советом. Я англофил, поэтому когда открылась Британcкая Высшая Школа Дизайна, сразу заинтересовался. На тот момент была открыта позиция практикующего специалиста, который может прочитать спецкурс по маркетингу в индустрии моды. Мы начали сотрудничество и у нас все сложилось. В прошлом году меня пригласили преподавать на программу Fashion business, куратором которой является Бернардо Паоли.
Но твоя основная деятельность происходит в BNS Group? Чем ты занимаешься в компании?
У меня есть два направления. Первое — я ищу новые марки, потому что BNS — одна из крупнейших компаний на рынке, которая представляет иностранные бренды (Calvin Klein, Mexx, Firetrap, Jennyfer, Topshop и др.) и которая всегда нацелена на рост. Все мои частые командировки связаны с этим. Я посещаю международные выставки, знакомлюсь с новыми игроками и таким образом пытаюсь держать руку на пульсе. Cмотрю на то, что, как говорится, what is hot, what is not. О наиболее ярких новинках сообщаю руководству, и в случае взаимного интереса, мы предлагаем свои услуги компании, для того, чтобы успешно развивать ее на российском рынке. Сейчас я с очередной такой встречи.
Многие сделки проходят не за рубежом, а в Москве, рынок сейчас сильно меняется. Например, одна очень крупная компания ищет нового партнера. Не могу назвать имя.
А о чем уже можно рассказывать?
Последняя наша гордость — Michael Kors, один из крупнейших мировых брендов. Мы с ними подписали контракт и открываем первые магазины в августе-сентябре 2012 года. И с этим как раз связано второе мое направление — я занимаюсь маркетингом Michael Kors с начала этого года.
И при этом ты также руководишь модным журналом 12/24. Зачем тебе это?
У меня всегда была такая мысль, что у каждого Джона Гальяно помимо успешного крупного проекта а ля Dior, в котором он является креативным директором, должен быть свой собственный маленький бизнес, который является отдушиной. Для меня журнал — это что-то похожее.
Идея пришла мне в голову после возвращения в Москву из Лондона. Мне сразу бросилось в глаза, что у нас нет таких журналов, как Tank, ID, Love, Pop и т.д. И я хотел заняться таким проектом. Я понял, что по большому счету делать такое издание здесь не так сложно, потому как все российские модельеры, фотографы, стилисты, в большинстве своем — это люди, с которыми я работаю, мои друзья. Мне были интересны молодые дизайнеры, такие как Дмитрий Логинов, Вардуи Назарян, Леонид Алексеев, Кирилл Гасилин. Они очень успешные, хорошо продаются, мне кажется, это такие первооткрыватели, за которыми тянется большая череда новых имен. На них основывается мой журнал, я много про них пишу, беру вещи для съемок. Получается интересный инсайдерский проект, который пока находится в интернете, но рано или поздно он выйдет в печать.
Журнал существует с 2008 года, cейчас я готовлю уже седьмой номер. За это время издание выросло, в прошлом номере был заглавный материал с дизайнером Кириллом Гасилиным и большое интервью с Кэролайн Грир, фэшн-директором универмага «Цветной». Для «12/24» постоянно снимает фотограф Данила Головкин, который сотрудничает с крупными глянцевыми изданиями. Это уже не просто любительский блог, это полновесный проект. Интересен он еще и тем, что в нем постоянно появляются новые имена иллюстраторов, стилистов, модельеров. Одна из целей журнала — открытие новых талантов.
Расскажи про встречи, которые ты делал для студентов курса Fashion business?
Я подумал, что мой курс длится почти полтора месяца и студенты умрут со скуки, слушая только меня. А с другой стороны мне было интересно показать и других людей из индустрии. Я подумал, что будет здорово, если на курсе «Брендинг» у нас появится один из ведущих брендов на уровне масс-маркета Topshop и противоположность в сегменте люкс — Louis Vuitton. Дальше я взял камеру Leica — это не модный бренд в плане одежды, но он модный в плане lifestyle. Leica — культовый фотоаппарат, они очень правильно позиционируют бренд. Мне было интересно помимо двух конкретных модных марок, которые связаны с одеждой и аксессуарами, показать чем они схожи и чем отличаются от компаний, которые торгуют не одеждой, но имеющих схожее позиционирование на рынке.
И первые дискуссии мы закрепили встречей с Vogue. Vogue — это серьезная единица в сфере моды, хотя это тоже не производитель одежды. Было очень интересно послушать чем видение этих людей схоже с тем, что мы проходили на моем курсе. Елена — издатель Vogue, это коммерческий человек. У меня была задача привести на этот курс людей, которые связаны именно с бизнесом. Главный редактор или редактор моды для этих целей не подходят. Нужен человек который хорошо понимает бизнес. Поэтому у меня был директор по продукту Louis Vuitton, который занимается продуктом и продвижением различных линий, Topshop — бренд-менеджер, Leica — сам хозяин бизнеса в России.
Что происходит на курсе во втором семестре?
Мы сейчас со студентами Fashion business делаем спецпроект по выводу французского бренда Sia на российский рынок, работаем по бизнес-плану. Разделили ребят на бренд-менеджеров и специалистов по маркетингу.
Они будут работать в группах, разрабатывая план по выводу бренда на российский рынок. Курировать образовательный процесс будет реальный бренд директор Sia в России. И результаты будут оцениваться с оглядкой на то, что в апреле BNS Group открывает первый магазин Sia в России. Какие-то свежие актуальные идеи от студентов обязательно будут реализованы. Связь с индустрией у курса очень серьезная.
Ты планируешь открыть летний курс? О чем он будет?
Очень интересная тема — управление брендами сегмента luxury. Luxury — это красивый, стабильный и развивающийся бизнес. Я понимаю, что рынок сейчас сильно меняется. Во-первых, меняются пристрастия потребителей; во-вторых, меняется работа самих брендов с операторами на рынке. Сейчас заметна тенденция самостоятельного выхода крупных марок на российский рынок. Мне интересно организовать такой курс, который раскрывал бы специфику сегмента luxury и рассказывал о тех специфических вещах, которые нужно иметь в виду при развитии люксовых брендов. Я планирую сделать стажировки здесь в российских офисах, но все будет зависеть от студентов. Идея такая, чтобы люди пришли в понедельник, погрузились в эту атмосферу, а ушли в пятницу совершенно с перевернутой головой и с ответами на большинство своих вопросов.
Мой интенсив должен давать специфическую информацию для тех людей, которые уже работают в индустрии, но также это может быть старт для новичков, которые в моде пока не работали.
В чем по-твоему основная ценность образования?
Ценность образования заключается в том, что тебе дают некий вектор, и ты вокруг него выстраиваешь свою жизнь. Ты понимаешь, ради чего пошел учиться, читаешь книги, погружаешься в проекты, делаешь достаточно глубокое исследование. Если тебе это интересно и ты старательно учишься, тратя значительное время на учебу, то финальный результат потрясающий! И для этого не обязательно ездить в Париж, Милан или Лондон, это все можно получить здесь. Обучение — перестройка своего mindset. Я, например, сейчас прекрасно осознаю, что можно уехать в Лондон, и абсолютно ничему там не научиться, приехать пустым, таким же, каким ты уезжал.