Александр Плоткин об архитектуре вне рамок и о Реме Колхасе
RE: новация. Александр Плоткин об архитектуре вне рамок и о том, в чём стоит согласиться с Ремом Колхасом
12.06.2013, 09:00 | Автор: Анна Кочерова
«RE: новация» – это 7 бесед с архитекторами, которые, в нашем понимании, станут сменой архитекторов поколения сегодняшнего. Зачинатели последних архитектурных тенденций, школ, неординарные практики, дети известных архитекторов делятся своими мыслями о профессии, образовании, об архитектуре – связи времен и поколений, о проблемах Москвы и России, которые намерены решить своим профессиональным трудом.
Имя
Александр Плоткин
Возраст
скрывает
Сфера деятельности
студент МАрхИ
Любимое здание
дом Наркомфина
Архитектура. Начало:
Так вышло, что все мои родственники практикующие архитекторы. Я догадывался, будучи первоклассником, кем cтану. У меня не было другого выбора, кроме как продолжить династию. В детстве строил домики из кубиков и лего. В школе рисовал здания и нечто похожее на генпланы на последних страницах тетрадей, это было довольно странно. Моя мама даже сохранила несколько таких рисунков.
Когда поступал в МАрхИ, то представлял, что меня ждет: мои друзья уже учились там. На первых двух курсах было тяжело, к тому же раздражали некоторые предметы, которые совсем не относились к архитектуре. Из-за известной фамилии ко мне по-другому относились, но и не ждали чего-то особенного.
МАрхИ:
Меня захватила необычная атмосфера МАрхИ, которая сейчас уже стала вполне привычна. Студенты МАрхИ считаются одной из самых дружных и сплоченных групп. Однако и здесь есть место конкуренции и разногласиям.
Говорят, что раньше МАрхИ был лучше, может постепенно уходит некий уникальный дух этого учебного заведения…
Приходят новые люди с совершенно различными интересами, иногда не касающимися архитектуры вовсе.
Кроме учёбы:
Знаменательным моментом была организация архитектурных вечеринок – Architecture Weekends, концепция которых была придумана вместе с моими друзьями из МАрхИ. После первой вечеринки о нас и наших проектах начали говорить.
Об архитекторе:
Сама профессия архитектора – это хрупкий баланс между творчеством и ремеслом. После учебы в МАрхИ архитектор волен стать ремесленником – чертить, заниматься «черной» работой, а может найти себя в творческих дисциплинах, например, в дизайне. Архитектура дает широкий выбор возможностей. Я не представляю, как можно не развиваться в ней. В воображаемом мире, без архитектуры я хотел бы стать гонщиком Формулы-1.
О работе руками:
Я вырос в то время, когда массовая компьютеризация уже достигла своего апогея, все работали на компьютерах и нас учили проектировать в электронном формате. Однако на первых курсах мы чертили полностью вручную. Цель этого процесса - научить работать руками, показать ценность уходящих традиций.
О проблемах Москвы:
В Москве множество проблем, которые угнетают город.
Во-первых, это невероятно низкий уровень городской культуры. Сейчас как никогда необходимо прививать вкус к знаниям, создавать моду на образованность. Бороться с бескультурьем нужно не только в столице, но и в регионах, откуда растет большинство наших проблем. Москвичи зачастую бегут от ответственности загород, у них отсутствует вовлеченность в локальную среду. В свою очередь, я, как и любой архитектор, хотел бы исправить это положение дел.
Во-вторых, Москву необходимо избавить от уродства, придать ей целостности.
Город выступает непостоянным в каждом здании. Столице не хватает стабильности.
На одной улице бок о бок соседствуют здания, одно из которых может оказаться ужасающим уродом, а другое – произведением искусства. Важно, чтобы гуляя по городу, жителю было всегда приятно находиться в пространстве, ничего бы не раздражало и не ужасало. Примером цельности может стать любая европейская столица, будь то Париж или Лондон. Я уверен, что Москва скоро догонит по энергетике и эти мегаполисы. Главное, чтобы пространство города соответствовало обществу, его веяниям.
В-третьих, нельзя забывать про такие сложности как плотность окружающей среды и бесконечные пробки. Но эти проблемы требуют глобальных внутренних изменений, с ними не так просто справиться.
Почему хорошие проекты остаются на бумаге:
Зачастую проекты слишком утопичны, в чем, по моему мнению, в основном виноват заказчик. Выбор падает на более дешевый проект, заказчику практически не важна творческая, культурная составляющая.
В нашей стране главное – сделать подешевле и побыстрее. Опять же, это вопрос культуры.
На конкурсах предпочтение отдают иностранцам, хотя отечественный архитектор может предложить более интересный проект или новый поход. Существует стереотип, что иностранцы строят лучше. На одном из конкурсов Рем Колхас представил проект перехода внегородской архитектуры на новый уровень. Я во многом с ним согласен. Отечественная архитектура сильно отстает от европейской, особенно вне больших городов. Колхас сейчас именно тот самый иностранец, которого в России так ждали.
О том, что вдохновляет:
Меня завораживает дом Наркомфина. Жаль, что сейчас он находится в плачевном состоянии. Это гениальный проект и невероятное по красоте и функциональности здание. Я фанат Ле Корбюзье, ценю абсолютно все его проекты и разделяю подходы. Вдохновляюсь им, но и папой тоже. Дом Мельникова для меня своеобразный предмет культа, впрочем, как и для многих архитекторов. Архитектурной Меккой для меня является Париж. Это мой любимый город, в нем всё прекрасно.
Об обновлении и собственных проектах:
Обновление – непрерывный процесс, изначально заложенный в человеке. 20-й век – время большого эволюционного скачка, естественно он нашел свое воплощение и в архитектуре. Корни нынешней архитектуры уходят в 20-й век, мы заимствуем и трансформируем уже существующие решения, приемы, но не стоит забывать и об античных памятниках, которые до сих пор приковывают внимание.
Для архитектора важно искать вдохновение фактически в любом здании, постройке любой эпохи.
Для меня обновление – это моя последняя работа, созданная с однокурсником Стасом Козиным – проект башен-гаражей в районе Москва-Сити, под названием "Город Машин". Мы работали в команде из пяти человек, каждый проектировал башню высотой 130 метров. Проект является частично утопией, но в перспективе его возможно реализовать. Цель проекта – разгрузить транспортную развязку и район Москвы-сити. Приступая к нему, мы знали что именно в этом месте остро стоит проблема парковки. Поэтому, наше решение: занять минимум площади, при этом вместить в каждую из башен 1000 машиномест. Мы отталкивались от того, что в городских планах в перспективе на 20 лет значится расширение Москва-сити, вплоть до создания четвертого транспортного кольца и создания московского Манхеттена. Такие башни-небоскребы, полностью созданные для машин, идеально подошли этому месту.
Философия «кайфа»:
Мы стараемся делать не по заданию, а по чувствам, убеждениям и философии. Наша философия - "делать то, что в кайф". Мы чувствуем себя свободно, однако все равно получаются отличные проекты. Их замечают и даже хвалят.
Проект должен рождаться в сердце, а не в строгих рамках и алгоритмах.
Все великие архитекторы добивались многого, основываясь на своих ощущениях, чувствах. Я работаю, когда хочется, могу тратить половину времени на развлечения, вдохновляясь ими. Один из проектов, созданный с помощью такого подхода, получил оценку 9 из 10, что укрепило веру в собственную философию. Подобный ритм помогает расслабиться, чтобы затем собраться с мыслями.
Цель:
Постараться закончить институт, открыть свое бюро и сразу делать всё. Главное, чтобы были желание и амбиции. Многим людям не хватает решительности, их останавливают трудности. Надеюсь, это не про меня.
Совет:
Учиться архитектуре за границей, реализовывать себя вне рамок, делать в удовольствие, освободиться от комплексов.