Подписка на новости
«Добавочная стоимость в конечном продукте экономики знаний даётся легко только если изменится управленческая парадигма, в ином случае она кажется сущим ненужным кошмаром менеджера («гимор» – на всем понятном языке).»
Часть 6. Завершающая, монологическая. Данияр Юсупов рассуждает о специфике производства и качественном показателе продукции, а также объясняет, что делать, чтобы профессия проектировщика сохранила престиж.
Образование в России переживает сейчас не лучшие времена. Как должен измениться подход к обучению, как оно трансформируется с введением болонской системы, почему университеты исполняют роль «социального сейфа»? ARCHiPEOPLE поговорил об этом и многом другом с Данияром Юсуповым, архитектором, известным урбанистом и специалистом по ревитализации городских пространств, преподавателем СПбГАСУ. Беседа получилась очень долгая и серьёзная, а потому мы приняли решение разделить её на несколько тематических частей.
Все беседы в специальном проекте ARCHiPEOPLE.
25.12.2013, 18:05 | Автор: Даша Котенко
Управленческая культура
Тяжёлая тема, но она очень связана с развитием во времени.
Всё дело в том, что практикуемые в отрасли проектирования формы управленческой культуры – это предпринимательская и производственная. Первое направление обращено обычно вовне производственного процесса (культура общения с заказчиком, легимитизация деятельности, предупреждение разногласий и недоразумений и пр.), а вторая – в стандартной индустриальной манере игнорирует созидательную специфику производства.
Эффект явления «overqualified» состоит в том, что к высокой квалификации конкретных людей в сфере управления относятся, как к обычному твердотельному неизбывному ресурсу – углю или электричеству, только слишком капризному.
Производственный менеджмент – это управление доступными средствами и ресурсами, и он неизбежно приводит к борьбе либо с дефицитом средств и ресурсов в случае поступления заказа, либо к их простою и неэффективному использованию в отсутствие заказа. Всё это вроде было бы нормально, если б не одно обстоятельство: средства и ресурсы архитектурного бюро – это даже не человекочасы, а созидательная способность совокупного человеческого капитала этого типа производства (эффект явления «overqualified», в частности, состоит именно в том, что к высокой квалификации конкретных людей в сфере управления относятся, как к обычному твердотельному неизбывному ресурсу – углю или электричеству, только слишком капризному). Соответственно, тип выпускной продукции такого бюро (и в этом отличие трека-1 от трека-2) – не проекты и их масштаб, объём, общие и удельные капиталовложения, прочие исчислимые показатели, а дизайн решений, то есть качественный показатель, который массой управленческих культур вообще не расценивается как показатель (только опосредованно – через цифры).
Дизайн решений, то есть качественный показатель, массой управленческих культур вообще не расценивается как показатель (только опосредованно – через цифры).
А управление созидательным потенциалом – это совсем не борьба с дефицитом, перегрузками, доступностью ресурсов, как это было принято в индустриальную эпоху управления твердотельными ресурсами. Это управление гораздо более тонкими вещами – мотивацией, способствованиями, инфраструктурной поддержкой и т.п. Добавочная стоимость в конечном продукте экономики знаний даётся легко только если изменится управленческая парадигма, в ином случае она кажется сущим ненужным кошмаром менеджера («гимор» – на всем понятном языке).
В частности, игнорирование этого аспекта в очень скором времени обернётся тем, что в конечном итоге профессия проектировщика потеряет свой престиж (как профессия инженера в недавнем прошлом, к примеру).
Весь призыв обращен в конечном счёте к тому, что управление созидательным капиталом просто ради эффективности такого рода предприятия или производства требует принципиально иных инструментов и умений, нежели обычный производственный менеджмент, и этому нигде не учат. В частности, игнорирование этого аспекта в очень скором времени обернётся тем, что в конечном итоге профессия проектировщика потеряет свой престиж (как профессия инженера в недавнем прошлом, к примеру). Будем помнить, что престиж проектного подхода мобилизовался с приходом индустриальной эпохи (которой проект как сущность был нужен очень сильно, как задание – цепочке производства), и может уйти с её отступлением, если не преобразуется в нечто качественно другое.
В общем, если мы хотим, чтобы профессия сохранила спрос в образовании, необходимо, чтобы образование обучало также и способам распоряжения тем ресурсом, который образуется на выходе из образовательного процесса – созидательным человечески потенциалом.