Подписка на новости
«Оба хором и порознь жаловались мне на качество кадров: по их совокупному мнению доверить проектирование в этой стране решительно некому. Они очень просили "придумать что-нибудь".»
Образование в России переживает сейчас не лучшие времена. Как должен измениться подход к обучению, как оно трансформируется с введением болонской системы, почему университеты исполняют роль «социального сейфа»? ARCHiPEOPLE поговорил об этом и многом другом с Данияром Юсуповым, архитектором, известным урбанистом и специалистом по ревитализации городских пространств, преподавателем СПбГАСУ. Беседа получилась очень долгая и серьёзная, а потому мы приняли решение разделить её на несколько тематических частей.
Часть 2. Выясняем, в чём отличие «выпускной продукции» наших и зарубежных университетов, как должна выглядеть идеальная модель образования и что значит сегодня имя вуза.
Все беседы в специальном проекте ARCHiPEOPLE.
26.11.2013, 14:21 | Автор: Даша Котенко
В чём специфика архитектурного образования в России? Вы, наверняка, знакомы с тем, как готовят архитекторов за рубежом. Встречалась ли Вам идеальная/близкая к идеальной модель профильного образования? Где? В чём её ключевые преимущества?
Архитектурное образование в России замкнуто само в себе и чрезвычайно оторвано от реальной жизни, крайне слабо соотносится с тем, каков действительный спрос на его продукцию. Но в рамках специалитета оно неплохо справлялось с подготовкой архитекторов «общего применения», способных быстро специализироваться и переучиваться непосредственно в практике. Зарубежное преподавание кардинально отличается от такого подхода широким набором узко- и глубокоспециализированных образовательных курсов в сочетании с развитой системой межуниверситетских обменов.
Если российские вузы полагают, что их выпускная продукция – это люди с некоторыми умениями, то зарубежные вузы ближе к представлению о том, что их выпускная продукция – качественные образовательные программы, а также другие интеллектуальные достижения и продвижение в академической карьере.
Это позволяет студенту гораздо качественнее проектировать свой профиль специализации в процессе базового обучения, а также эффективно достраивать свои компетенции по отдельным позициям в соответствии с развитием конъюнктуры рынка труда. Межуниверситетские обмены позволяют вузам развивать свои лучшие образовательные программы, не распыляя усилий на полноту охвата всего диапазона профподготовки, и заодно удерживать общую для всей сети планку качества программ, не замыкаясь на собственных доморощенных представлениях.
Получается, что вся разница в том, как российские и зарубежные вузы видят свою выпускную «продукцию». Если российские вузы полагают, что их выпускная продукция – это люди с некоторыми умениями, то зарубежные вузы ближе к представлению о том, что их выпускная продукция – качественные образовательные программы, а также другие интеллектуальные достижения и продвижение в академической карьере.
По правде сказать, мне более симпатична вторая модель, хотя меня не вполне устраивает её дискретность. В первой модели возможно обучить людей тому, о чём они не могут иметь никакого представления на входе в систему (теория пространственных напряжений, к примеру, или проектирование в «треке 2» – на это требуется время), вторая ориентирована на тех, кто точно знает, что ему нужно и в каком объёме. В рамках первой модели возможно чудо, вторая – более прагматическая. Невозможно однозначно определить, что лучше.
У меня вдруг выстроилось довольно цельное представление об идеальной модели, но в таком виде она мне нигде не встречалось.
Во всяком случае, имея опыт преподавания и в специалитете, и в бакалавриате с магистратурой, а также попробовав себя в рамках всяких летучих и коммерческих форматов, у меня вдруг выстроилось довольно цельное представление об идеальной модели, но в таком виде она мне нигде не встречалось.
Начальная часть этого представления вполне совпадает с установившимся трендом по форме, но уточняется по содержанию самой концепции – бакалавриат нужен для обучения основам проектной культуры (а вовсе не для отсева малоспособных из отрасли, как это до сих пор практикуется). Здесь явно не хватает распространённых в Европе интерактивных форматов: экскурсий на стройплощадки, к производителям и поставщикам, поездок за границу, практическим тренингам (например, по устройству инверсионной кровли или чему-то подобному). Здесь необходимо не столько наделить обучающегося умениями, сколько через понятийный, эмоциональный и операционный аппарат донести представление о том, как современная проектная культура интегрируется в многоразличные обстоятельства реального мира, – некое четкое ощущение, в чём, собственно, она состоит.
Но на выходе из бакалавриата студенту необходимо определиться с направлением дальнейшего развития:
Отмечу лишь, что выбор направления развития – это, на мой взгляд, скорее, выбор темперамента.
Ещё добавлю, что последнее направление должно быть устроено настолько дискретно, чтобы можно было развивать и варьировать свою специализацию в течение всей жизни и в соответствии с развитием конъюнктуры рынка труда и компетенций.
Где в России, по Вашему мнению, готовят лучших специалистов? Имеет ли имя вуза принципиальное значение?
Затрудняюсь сказать. Не сочтите за оголтелый патриотизм, но я привык к тому, что выпускники СПбГАСУ и СПб Академии художеств относительно неплохо смотрятся на общероссийском и даже европейском рынке труда. Прочие встречавшиеся мне школы за редким исключением обнаруживали в выпускниках либо оголтелый регионализм, либо глубоко архаичные представления (в том числе и те, что считались передовыми в недавнем прошлом). Наверное, и названные мною школы отличаются этим же, просто их архаика и регионализм случайно удачно вписываются в спрос.
Я бы не рискнул пригласить заказчиков на смотр-конкурс выпускных работ архитектурных вузов. Слишком очевидно, что лучшие из имеющихся предложений не сулят им в ближайщем будущем совсем ничего хорошего. Российские школы проектирования учат неизвестно кого неизвестно чему.
Я нахожусь под глубоким впечатлением от минувшего всероссийского смотра-конкурса выпускных работ архитектурных вузов, проходившего в этом году в СПб. Наверное, мог бы назвать еще две-три приличные школы в стране, но не стану ввиду пары обстоятельств:
Не думаю, что имя вуза имеет значение. Случаи, когда работодатель обращает на это внимание, крайне редки, а скудная интеграция с университетскими сетями приводит к тому, что наши вузы почти совсем неизвестны западным. Так что для наших выпускников умения и компетенции пока имеют значение в гораздо большей мере, чем имя вуза.
Все беседы в нашем спецпроекте.