Подписка на новости
Мы уже осознали, что Олимпиада - это не только праздник мира и спорта, но еще и огромная стройка. Олимпийские сооружения служат славе и спортсменов, для которых они предназначены, и архитекторов, которыми они спроектированы. ARCHiPEOPLE предлагает познакомиться с несколькими проектами, которые в свое время стали революционными и до сих пор производят огромное впечатление.
11.02.2014, 17:28 | Автор: Андрей Кановка
Ниппон Будокан
Арена Будокан была построена в 1964 году для соревнований по дзюдо на Олимпийских играх в Токио. Её название переводится как «зал боевого искусства». Архитектор Мамору Ямада, еще в первой половине XX века организовавший Группу японских сецессионистов и ставший идеологом модерна в японской архитектуре, при проектировании Будокана вдохновлялся Юмэдоно («Залом снов»), одной из построек древнего храмового комплекса Хорю-дзи. Именно у нее была позаимствована традиционная восьмиугольная форма крыши спортивного сооружения высотой 42 метра.
Будокан вмещает 14 200 человек (места для которых располагаются на двух ярусах) и продолжает оставаться основным местом проведения национальных чемпионатов по дзюдо, каратэ, айкидо и т.п. Но за пределами Японии он более известен как крупнейшая концертная площадка этой страны. В 1966 году первой из зарубежных групп здесь отыграли The Beatles, а впоследствии организовывали свои выступления Боб Дилан, Deep Purple, AC/DC, Queen, ABBA, Led Zeppelin и многие другие.
Олимпийский центр в Токио
Вершиной творческой карьеры Кендзо Танге называют спортивный комплекс, построенный ко все тем же Олимпийским играм 1964 года в Токио и упомянутый одним из первых при вручении архитектору Притцкеровской премии в 1987 году. Будучи главным представителем интернационального стиля в Японии, Танге взял за основу проекты Ле Корбюзье для павильона Philips на Всемирной выставке в Брюсселе и Сааринена для хоккейного стадиона Йельского университета. В плане здание, также называемое величайшим образцом структурного экспрессионизма в архитектуре, представляет собой два полукруга, смещенных по отношению друг к другу. Таким образом, входы располагаются с вогнутых сторон этих полукругов в тех местах, где они не соприкасаются.
Ко времени постройки олимпийский центр стал крупнейшим в мире зданием с подвесной двускатной крышей. Две железобетонные мачты поддерживают предварительно напряженную стальную сетку, на которую прикреплены стальные пластины. Внизу сетка крепится к бетонному сооружению, образующему собой четкую кривую как внутри, так и снаружи здания. Общая кривизна крыши помогает защитить здание от разрушающего воздействия сильных ветров.
Олимпийский стадион в Мюнхене
Немецкий архитектор Отто Фрай заслужил известность, используя в своих проектах облегченные материалы, подвесные, тентовые и мембранные конструкции. В этом его всячески поддерживал Гюнтер Бениш, представитель модернистского направления в немецкой архитектуре и сторонник «демократического строительства без всякого рода статусной и властной символики». Для Олимпийских игр 1972 года в Мюнхене вместе они спроектировали парк, доминантой которого стал «несущий свободу в стеклянно-воздушных формах» стадион, символизирующий новую Германию. Стадион, действительно, был хорошим поводом для экзальтации. Для широкого и прозрачного купола над этим внушительным сооружением были использованы навесы из акрилового стекла и стальные тросы, впервые задействованные в таком количестве.
Олимпийский стадион в Монреале
Олимпийский стадион в Монреале спроектирован французским архитектором Роже Тайибером и представляет собой сложный объект с раздвижной крышей, над которой поднимается 175-метровая башня со смотровой площадкой и фуникулером. Данное сооружение приводится в пример как образец органического направления в современной архитектуре, берущего за основу структурные решения, которые можно и нужно заимствовать у природы.
Монреальский стадион – сооружение с непростой судьбой. Заложенное в 1972 году к началу Олимпиады 1976 года оно так и не было завершено. Только к 1987 году на крыше установили кевларовые пластины, но и те плохо выдерживали сильный ветер, что стало причиной закрытия крыши навсегда. Требующий постоянных переделок и реконструкций, стадион стал настоящим разорением для Канады: чтобы покрыть издержки на его строительство приходилось даже вводить дополнительные налоги в провинции Квебек. В настоящее время в прессе все чаще говорят о необходимости его ликвидации.
Гораздо больше повезло расположенному рядом со стадионом Олимпийскому велодрому того же архитектора, перепрофилированному в зоопарк «Биодом».
Телекоммуникационная башня Монжуик
135-метровая белая башня построена к Олимпийским играм 1992 года в Барселоне в самом сердце олимпийского парка. По задумке Сантьяго Калатравы, спроектировавшего ее, она является стилизованной фигурой атлета, несущего факел. Построенная для трансляции игр по всему миру, башня стала символом огромного значения современных технологий в объединении людей, интересующихся спортом. Из-за своей ориентации башня помимо прямого предназначения может использоваться как гигантские солнечные часы. Основание башни оформлено в мозаичной технике «тренкадис», которую ранее в своих постройках активно использовал Антонио Гауди.
Стадион ANZ
Крупнейший стадион в мире, способный вмещать 110 000 зрителей, был спроектирован еще в 1993 году для Олимпийских игр 2000 года в Сиднее. Проектировщиком выступило бюро Populous, имеющее огромное доверие со стороны МОК и являющееся с 1996 года (Олимпиада в Атланте) главной архитектурной и строительной организацией при подготовке ко всем последним, как зимним, так и летним, играм. Сооружения этого бюро есть не только в Сиднее и Атланте, но и в Нагано, Солт-Лейк-Сити, Афинах, Турине, Пекине, Ванкувере, Лондоне, Сочи, а в скором времени они появятся и в Рио-де-Жанейро.
Конструктивные особенности стадиона позволили затратить на него меньше стали, чем это может показаться на первый взгляд. Однако вскоре после Олимпиады потребовалась реконструкция для того, чтобы сократить количество зрительских мест до 83 500.
Олимпийская арена Palasport
Арена Palasport была построена по проекту ученика Кендзо Танге, японского архитектора Арата Исодзаки для туринской Олимпиады 2006 года. Непримечательное снаружи здание строгой прямоугольной формы, возведенное из нержавеющей стали и стекла, представляет собой сложное многоуровневое сооружение. Многофункциональность арены подчеркивается гибкой внутренней структурой, позволяющей менять конфигурацию помещений с помощью легко передвигаемых сцен и трибун. Это позволяет использовать ее не только для спортивных, но и для научных, культурно-развлекательных и других мероприятий.
Центр водных видов спорта в Лондоне
Дизайн-проект Центра водных видов спорта, разработанный в 2004 году британским архитектором Захой Хадид, получил приз Притцкеровской премии прежде, чем Лондон выиграл право на проведение Олимпийских игр 2012 года. Здание с характерно изогнутой крышей, представляющей собой алюминиевую конструкцию, закрепленную на стальном каркасе (общая масса 3200 тонн), было помещено при входе в Олимпийский парк. Внушительной крышей действительно есть что закрывать: внутри центра находятся три бассейна, в которых удерживается около 10 млн литров воды.