Подписка на новости
На сайте Архсовета Москвы опубликовано интервью с Евгением Ассом, в котором он, помимо прочего, делится впечатлениями о Венецианской биеннале. И утверждает, что «архитектура – это интегрирование, а не дезинтеграция».
Несмотря на то, что открытие биеннале состоялось уже пару недель назад (по нынешним меркам, очень давно), а экспертные мнения высказаны в отчетах архитекторов и журналистов, точка зрения Евгения Викторовича всегда интересна и никогда не лишняя для цитирования. Фото: Юрий Пальмин.
26.06.2014, 23:55
Архсовет Москвы: В венецианской биеннале вы тоже приняли участие? В каком качестве? И что вам запомнилось как посетителю?
Е.В. Асс: Да, но на сей раз я выступал в неожиданной роли: мне поручили сделать архитектуру выставки выдающегося художника Михаила Рогинского в рамках параллельной программы биеннале. Мне кажется, получилось неплохо, и сама выставка вызвала большой интерес.
Вообще, Россия в этом году была представлена богато. Впервые для всех павильонов куратор Рем Колхас задал одну тему, и русский павильон остроумно ее интерпретировал. Ярмарка идей – это любопытно. Те или не те идеи были выбраны – обсуждаемый вопрос. Но у меня больше претензий к визуальной составляющей. В ироническом задоре институт «Стрелка» превратил ярмарку в промышленную выставку, причем скверную, используя характерные для этого элементы. Получилось аляповато-назойливо. Нужно ли было доводить до такого иронического абсурда?
«Русским» оказался и павильон Антарктиды – смешная утопическая выставка про то, что можно построить в Антарктиде. Наряду с Захой Хадид там было много наших – Григорян, Бродский, Козырь.
Павильон Москвы вызвал двойственные чувства. С одной стороны – роскошно и зрелищно. Но показалось, что из-за недостаточной информационной составляющей – не совсем понятно для непосвященного зрителя. Самое интересное – это дворик с волшебными плитами, но все ли сумеют увидеть маленькую табличку с концепцией Diller Scofidio+Renfro и понять, о чем речь?
Что касается экспозиций других стран, то павильон двух Корей справедливо получил главный приз. Когда Южная Корея выставляет Северную – это важный профессиональный поворот с большой политической составляющей.
Очень сильный павильон сделали французы: признание трагедии модернизма – сильный образ.
Потрясающе артистично сделан павильон Израиля, красиво и умно – у чехов и словаков, интересно и элегантно - у Австрии, остроумно, хотя и надуманно, – у Германии – про взаимодействие архитектуры и политики. Швейцарцы своей «летней архитектурной школой» по исследованию архивов апологетов позднего модернизма, архитекторов Седрика Прайса и Люциуса Бургхардта, напомнили мне мой проект 2004 года, когда я привозил в Венецию сто студентов.
А вот кураторскую выставку Рема Колхаса («Elements») я считаю абсолютно провальной. На мой взгляд, это был его способ уйти от ответов на реальные вопросы. Когда нечего сказать, то выставляем строительные элементы. Но архитектура – это не стройиндустрия, она не распадается на части. Лично я не могу рассматривать лестницы отдельно от перекрытий. Архитектура – это интегрирование, а не дезинтеграция.
Фото: Архсовет Москвы