Подписка на новости
Недавно в Москве открылась уникальная «Фабрика Estrorama». Дизайнеры этой студии решили поделиться опытом и местом с людьми, настроенными творчески и желающими свой настрой воплотить в нечто большее, чем слова.
03.10.2014, 01:20 | Автор: Андрей Кановка
Андрей Будько, которого можно назвать лидером Estrorama, неоднократно говорил, что он и его друзья всегда мечтали о большом красивом производстве, популяризирующем ручной труд. Мечта сбылась. На новой «фабрике», расположенной на Балтийской улице, три стерильно чистых помещения, среди которых литейный цех с 6 столами и верстачный зал с 7 верстаками. Обещают, что их будет больше. Верстак можно арендовать за 15 000 рублей в месяц, будут предложены некоторые инструменты. Длина такого рабочего места 2 метра, ширина – 70 см, высота – 190 см. Столешница с трех сторон отгорожена, так что будет где оставлять заметки и устанавливать крепления для чего угодно. Освещать воплощение идей в жизнь будут две лампы, закрепленные на каждом верстаке.
Работа на «фабрике» будет упрощена общей логистикой процесса. Например, если вам потребуется сделать какую-нибудь деталь на фрезерном станке, то ребята из Estrorama помогут найти такой станок, и в короткие сроки деталь будет у вас. А вот красить на улице или где-то еще не придется, покрасочный бокс есть на «фабрике». Также можно будет всегда одолжить, скажем, молоток у соседа по верстаку. Не забывайте, что взаимопомощь в деле предметного дизайна – немаловажная вещь. Все работники будут обеспечены прекрасно сшитыми комбинезонами, так что больше не придется работать в позапрошлогодних джинсах и в старой, но любимой футболке. Свои вещи можно будет оставлять в шкафчиках, а после работы будет возможность воспользоваться душем.
Начинающим мастерам приходится работать на балконе или в гараже. В первом случае – это тесно, пыльно и шумно, во втором – очень скоро придется прийти к выводу, что творческой атмосферы не хватает. Некоторые из присутствующих на открытии говорили, что аренда стоит дорого, а на том же балконе все просто: встал, поел, сделал два шага – и работай. Другие парировали, что надо не думать, как сэкономить, а надо зарабатывать больше. Истина против истины, как говорится.
Андрей считает, что выбирать «фабрику» или нет зависит, естественно, от многих факторов. Однако на ней будущие владельцы верстаков смогут полностью погрузиться в атмосферу создания чего-то нового и, главное, своего. Особенно это полезно для тех, кто только начал свой путь в предметном дизайне. При этом эксперимент с «фабрикой» не должен превратиться в тусовку мастеров и подмастерьев, а стать своего рода университетом, где будет происходить постоянный обмен опытом и идеями.
Похоже, что «Фабрика Estrorama» будет уменьшенным аналогом таких кластеров, как «Электрозавод», где находится много мастерских, производящих почти всё – от обуви до мебели. Непосредственным конкурентом «фабрики» может стать общественная столярная мастерская «DIY Академия». В скором времени там начнутся воркшопы, на которых наряду со сборкой простых вещей будет рассказываться о технологиях, истории и дизайн-подходах (от эскиза до конечного воплощения объекта).
Тот факт, что идея открытых мастерских не просто витает в воздухе, но уже и не нова, наглядно демонстрирует существующая с прошлого года «Радобадурианская столярная мастерская», где можно заниматься не только производством, но и просто приятно проводить время за работой.
Ряд известных в архитектурной и дизайнерской сфере профессионалов, оказавших большое влияние на развитие ручного труда, так прокомментировали открытие «фабрики»:
Иван Овчинников, BIO-architects: «Я всячески поддерживаю такие проекты и хорошо, что ребята наконец-то открылись. Сейчас есть спрос на открытые мастерские и, главное, необходимость в новых кадрах. Будет здорово, если к Estrorama придёт человек из творческой среды, попробует ручной труд и потом продолжит работать в этом направлении. Зная Андрея Будько, думаю, что там будет весело!»
Петр Виноградов: «Да, мы плотно работаем над своими мастерскими. Я заезжал на открытие мастерской Estrorama и, честно сказать, ничего масштабного там не увидел. Наши же мастерские будут отличаться масштабом и универсальностью.»
Олег Распопов: «Открытие «фабрики» интересно с разных сторон. Нужно, конечно, увидеть, посмотреть на цены и организацию процесса. Пока больше похоже на маркетинговый ход, чем на бизнес.»
Читайте наше интервью с Андреем Будько и Татьяной Клименко из Estrorama.
Фото: Александра Голикова, Александр Плахин.