Подписка на новости
На Design Week в Санкт-Петербург заглянули замечательные дизайнеры со всего мира: гости из Великобритании, Швейцарии и, конечно, Италии – передовой страны современного дизайна. Даниэле Бассо, дизайнер и художник, работающий с зеркалами, открыл свою небольшую выставку в галерее Yellow Corner. На открытии его встретила Саша Никитина и подробно допросила, почему так мало его работ привезено и что делать с Петербургом.
09.06.2014, 10:10 | Автор: Саша Никитина
Мы с фотографом зашли в Yellow Corner пораньше, посмотреть скудную выставку зазеркалья Даниэле. По каталогу видно, что много работ привозить не планировалось, но на втором этаже небольшой, но вполне уютной галереи-магазина Yellow Corner оказалось ещё меньше зеркал, чем мы ожидали. Немного грустно и одиноко стояла кружевная лампа в углу, напротив – линия горизонта Санкт-Петербурга, рядом сверкающая Италия, зеркальный «чёрный квадрат» (совсем не чёрный) и всадники, уходящие в закат, как в фильме «Неуловимые мстители». Мы схватили Даниэле, пока кураторы Yellow Corner убирали лишние снимки от его зеркальных работ, и отправились в ближайшее кафе пить сок и общаться.
Почему вы здесь? Это бизнес или зов сердца?
В основном я здесь из-за возможностей, которые даёт поездка. Сейчас у меня будто бы тур по миру: как специальный гость я был недавно в Дубае, теперь я здесь, в сентябре еду в Нью-Йорк, Атланту, Майами, в октябре – в Гонконг… В общем, этот год - повод осмотреться, понять, что происходит. Тем более у меня много проектов в местах, где живут русские, в Монте-Карло, к примеру, там очень много русских. Так что приехать сюда было необходимостью. Одно дело слышать о России, совсем другое - побывать в ней. Санкт-Петербург - город замечательный, мне очень нравится, я многое посмотрел, много где побывал.
Вас не смущает, что он построен итальянцами?
(Мы смеёмся.) О да, я знаю! Растрелли и все остальные! Но он наполнен вами, вы здесь главные, создаёте всю атмосферу. В Италии тоже много замечательных мест, но они не так хорошо организованы.
Серьёзно?
Да, мне очень нравится город. Я же здесь не только проекты делаю, важно ходить, осматривать всё, изучать, ведь я отчасти психолог. Людям нужно давать то, чего они хотят, а для этого надо понимать их.
Вы работали с Джанни Версаче, что именно вы делали для него?
Так, давайте начнём с самого начала. Я изучал экономику в США, затем приехал в Италию и стал работать в модном бизнесе с Версаче. Я ездил в разные города по старым магазинам, смотрел, который из них хороший, который - нет, что нужно изменить. Я сделал большой тур по США, вернулся и стал изучать дизайн, стал работать с Ferrari, Fiat, Lufthansa…
То есть вы променяли одежду на транспорт?
Ну, это не совсем смена, просто другой уровень. Одежда представляет человека так или иначе, машина тоже, особенно если в неё сесть. Точно так же дизайн представляет людей, он – часть нашей жизни. Когда ты делаешь что-то для компании, это, конечно, то, что ты хочешь сделать, но ты должен учитывать бренд и сопутствующую ему философию, выраженную в предметах, интерьере, деталях. Maserati, Porsche, Ferrari – это три компании, которые делают спортивные машины, и если ты работаешь на одну из них, то не можешь сделать Porsche дизайн для Ferrari, потому что это не сработает. Люди ждут от Ferrari, что она будет выглядеть как Ferrari, со всей привычной глазу стилистикой и эстетикой.
В этом основное отличие дизайна от искусства?
Абсолютно. Одно из отличий. Компаниям не всегда нравится то, что ты делаешь, тебе не всегда предлагают конкретное описание задачи и поэтому очень важно понимать, чего хотят люди. В конечном итоге я открыл студию Glocal. У неё своя философия. Идея в том, чтобы мыслить глобально, а действовать локально. Мы сейчас в основном говорим о дизайне, не об искусстве. Хотя я считаю, что дизайн, мода и искусство едины, они все выражают современность.
Мода в принципе или вы имеете в виду именно одежду?
Я имею в виду моду в принципе. Но одежда, обувь, акссесуары, все , что создает облик человека – очень большая и важная ее часть, она позволяет самовыражаться. Она очень хорошо определяет общество, хоть и быстро меняется, но в общем – можно легко определить эпоху по одежде: шестидесятые это, семидесятые, или восьмидесятые…. Каждый год выходит по две коллекции, но ты не можешь изменить слишком многое, изменения в этой области происходят медленно. Дизайн работает с объектами будущего. Если посмотреть старые фантастические фильмы, понимаешь, что сегодня можно увидеть в реальности то, что тогда казалось фантазией. Задача дизайна – менять окружение и предметы. Но искусство – это совсем другое. Искусство показывает нужды, ценности, создаёт культурное общество. И то и другое говорит нам о современности, и то и другое направлено в будущее. Но на разных уровнях. Искусство на уровне моральных ценностей даёт понять, во что нам верить, ради чего жить. Дизайн – об окружении, о предметах. Но когда ты проектируешь вещи, ты проектируешь будущее, в любом случае. А мода, она о поведении. Жизнь очень быстро меняется, она сама – движение.
Традиции, история как-то влияют на работу дизайнера? Италия, говорят, достаточно консервативная страна.
Чтобы узнать, кем ты являешься, необходимо знать, кем ты был. Консервативность Италии, конечно, проблема. Это проблема для возможности перемен, но в то же время она придаёт уверенность. Италия консервативна, потому что её жители становятся всё старше и старше. Средний возраст итальянцев… достаточно большой, у нас мало детей, больше стариков. И это пожилое общество всё меньше способно к обновлению. Но это из разряда тех вещей, которые мы не можем изменить. У нас богатая история, её сложно забыть – она изобилиует информацией, идеями, вдохновением.
В Санкт-Петербурге много старых ветхих зданий, которые сохранили следы былой красоты, не не пригодны для новых функций. Что с ними делать?
В первую очередь не надо бояться перемен. Главная вещь, которую стоит помнить, – когда ты приходишь с полностью новым проектом, люди всегда боятся его. Люди не хотят меняться. Но меняться необходимо, такова жизнь. Я думаю, мы должны понимать, что изменения - это хорошо. (Даниэле достаёт журнал со снимками своих работ и показывает на лампу, выставленную сейчас в Yellow Corner). Давайте поговорим о свете. Вот эта сделана для Italamp, классическая компания по осветительным приборам, они работают со Swarovski, они очень классические. И они говорят: «Мы понимаем, что нужны перемены, но мы не хотим терять свою репутацию». И что я делаю: я делаю объект, используя кружева, нечто классическое, но оно выглядит новым.
Всегда, когда ты делаешь нечто новое, ты должен оставлять частицу старого, чтобы в этих переменах люди чувствовали себя комфортно. Мне нравится Петербург, мне нравятся эти здания, о которых вы говорите. Многие места выглядят прекрасно. Не знаю, мне кажется, вам нужно признать новые потребности людей, их тягу к комфорту, технологиям, и поместить их внутрь старого – результат может быть поразительным. Вы видели фильм «Матрица»?
Да, конечно.
Мне очень нравится этот фильм. Там вы можете увидеть новое, футуристическое вместе со старыми автомобилями.
Вроде ретро-футуризма?
Да, что-то вроде этого. Мне нравится такой подход, когда ты привносишь в будущее что-то, с чем знаком, что-то из прошлой жизни. Это очень хороший компромисс.
Откуда вы берёте сюжеты для работ? Чем вдохновляетесь?
В первую очередь это повод, тематика. Ты встречаешь людей, они говорят тебе: «почему бы нам не сделать что-нибудь вместе?» – вот вам и повод. Нужно знать людей и ситуацию. Затем личная культура, путешествия – всё может вдохновлять. Но я всегда хочу донести некое послание, сказать своими работами что-то. Это сначала относилось к искусству, но затем я обнаружил, что и дизайн о том же.
Почему здесь не все работы, которые вы планировали привезти?
Из-за таможни. Пошлины меняются так быстро, и они такие высокие, такого никогда раньше не случалось. Я не смог привезти стол, статую, и ещё в коллекции должно было быть три лампы, не одна. Всё было нормально, затем за три дня до выезда мне прислали письмо и запросили в семь раз больше денег, чем мы договаривались раньше. Я хочу сказать отдельное спасибо не только дизайнерскому сообществу, но и Yellow Corner, они ведут себя очень профессионально, но таможенные сборы просто колоссальные, поэтому сложно что-то везти в Россию. И так пошлина была больше в три раза, чем когда я вёз работы в Дубай, и вдруг в последний момент они поднимают её ещё в семь раз. Очень жаль, я чувствую, что людям нужны новые впечатления, новые предметы, но они просто не получают их.
Надеюсь что-то изменится.
Да, я тоже. Я бы хотел найти повод приехать сюда ещё и в следующем году.
Вы планируете поработать с кем-то из российских дизайнеров или, может, компаний?
Да, конечно, я открыт для предложений. Я пока делаю только свои первые шаги в России, до сих пор я только однажды работал с русской девушкой, Людмилой Радченко, мы стали друзьями и периодически встречаемся. Но пока ни с одной компанией не сотрудничал.
Текст: Саша Никитина.
Фото: Иван Забавников.