Подписка на новости
Редактор ARCHiPEOPLE Андрей Кановка поговорил с героями наших виртуальных страниц о том, чем запомнился им семнадцатый год и куда они движутся сейчас. В блиц-интервью приняли участие Игорь Сафиуллин, Анна Швец, Динара Хакимова, Никита Токарев. А в финале Андрей Кановка задал вопросы Людмиле Малкис, а она, соответственно - ему.
Вот, что получилось.
16.01.2018, 18:43 | Автор: Андрей Кановка, Людмила Малкис
Игорь Сафиуллин, инженер садово-паркового строительства, экс-начальник отдела по садово-парковой и природоохранной работе ГАУК г. Москвы «Парк «Зарядье»
- В уходящем году вся моя профессиональная деятельность крутилась вокруг проекта парка «Зарядье». И да, я горжусь результатом. К предмету особой гордости хочу отнести то, что в этом проекте унаследованы традиции научной школы благоустройства и озеленения городов Лесотехнического института, ныне Мытищинского филиала МГТУ им. Баумана. Я там учился, как и мои коллеги по проекту: Ирина Борзых (инженер садово-паркового строительства, проектировщик озеленения, МАХПИ), Сергей Рысин (заведующий отделом дендрологии Главного ботанического сада РАН), Игорь Никонов (инженер по озеленению, Arteza).
Для меня это был прекраснейший опыт работы в международной команде и в системе государственного управления, ведь до этого я занимался ландшафтными проектами в частном бюро. Должен отметить, что системе госуправления необходимо перенимать лучшие практики из частного бизнеса, перестать быть такой неповоротливой и сориентировать все вспомогательные службы на обслуживание тех, кто производит реальный продукт.
Удивительно, но огорчений в этом году у меня не было. Есть несколько сожалений, что некоторые дела не имею возможности продолжать, но в следующем году задуманное буду просто реализовывать в другом месте. Начну работу над своей магистерской диссертацией по ландшафтной архитектуре. Но всегда буду инженером садово-паркового строительства. Потому что находить решения я умею очень хорошо.
- 2017 год запомнился многочисленными путешествиями – США, Италия, Перу, Аргентина, Эквадор, Турция, Колумбия, Германия. Разные культуры, потрясающие люди – много-много удивительно талантливых людей из разных сфер. Могу с уверенностью назвать их людьми будущего. Именно они занимаются новаторскими разработками, технологиями, концепциями. Ты чувствуешь пульс планеты, работая вместе с этими профи, чувствуешь, что делаешь важное и получаешь невероятное интеллектуальное удовольствие.
В прошедшем году я в качестве продюсера и директора с международной командой подготовила и провела Antarctic Biennale – международную арт-экспедицию в Антарктику и групповое шоу в Antarctic Pavilion в рамках Венецианской биеннале. Будучи автором и «проводником» провела Римские арт-каникулы – путешествие в мой любимый Рим, где снова представилась возможность поделиться знаниями о его невероятной культуре и истории. В течение года я также вела лекции по истории искусства и взаимодействию современного искусства и бизнеса для разной аудитории. Всегда здорово делиться знаниями и помогать любопытным art-people находить возможности для профессионального роста. Помимо этого, я консультировала коллег из ARTEX.Global – потрясающего стартапа, объединяющего технологию блокчейна и искусство. Будущее точно там.
Горжусь ростом аудитории моего сервиса, адресованного художникам, людям искусства и его любителям – Tatchers’ Art Management. Не меньше я горжусь и тем, что в рамках экспедиции в Антарктику удалось реализовать то, что когда-то увидела во сне – мэппинг на огромный айсберг. Капитан виртуозно управлял судном. Вся команда принимала участие. И все получилось. Совершенный по форме гигантский айсберг ожил. И все это происходило в бухте, где красовались 50 китов.
Это сильнейшие впечатления.
В прошедшем году я достигла уверенного уровня владения новым языком – испанским. Теперь их четыре в моем арсенале, что дает ощущение невероятной свободы и расширяет возможности по ведению международных проектов, - а это моя страсть. Еще я получила сертификат дайвера Open Water PADI, причем курс проходила на испанском, а практика состоялась в красивейших местах Тихого океана.
В 2017 году обрадовало традиционно то, что мир полон возможностей и профессиональных людей, с которыми вы чувствуете время и пространство одинаково, неважно, где вы родились и на каком языке разговариваете.
Огорчило то, что во многом нашей арт-сфере еще идти и идти к цивилизованному ведению дел. Успешное взаимодействие искусства и бизнеса возможны только при соблюдении деловой этики и уважении к специфике сторон.
В новом году мы с коллегами из разных стран готовим арт-экспедицию на Галапагосские острова в Тихом океане. Принимать участие будут также ученые, занимающиеся кораллами и микробиологи. Будем погружаться к подводным вулканам и изучать природу цвета. К демонстрации результатов этого проекта уже проявили заинтересованность университеты и культурные институции США, Европы и Латинской Америки. В плане профессионального развития год начну в Лондоне в Sotheby’s Art Institute, пожалуй, в лучшей арт-бизнес школе. Новые знания, связи и идеи ждут!
- Уходящий год могу сравнить с ракетой, которая пролетела со скоростью света. Год Петуха был ярким и насыщенным разнообразными событиями. Дизайн - это образ жизни очень схожий с образом жизни художника. Профессия обязывает нас постоянно развиваться, следить за потребностями человека и общества в целом, ощущать различные веяния и настроения. Помимо журналов, книг, интернета и других источников информации, наиболее важен процесс взаимодействия с коллегами. Меня невероятно вдохновили гости из Нижнего Новгорода, Самары, Бугульмы на воркшопе от ARCHiPEOPLE в Казани. Ещё мне посчастливилось побывать на презентации выпускных работ «Архидетей». Очень радостно смотреть на талантливую молодёжь, которая уже сейчас полна идей, креатива и желания изучать профессию.
Могу похвастаться тем, что для меня профессия - это не только чертежи, заказчики, визуализации и стройки, а ещё и общественная деятельность. Удалось упростить для себя некоторые рабочие моменты проектирования, от этого скорость увеличилась. Впервые реализовала в этом году торговый островок головных уборов «Сорокина» в ТЦ Паркхаус и барбершоп «Chair» в центре Казани. Горжусь тем, что удалось организовать творческое объединение с практикующими дизайнерами, с которыми я «на одной волне».
На будущий 2018 год планов не меньше. В первую очередь продолжить писать картины, заниматься любимым делом и не стоять на месте. Всем желаю успехов в работе!
- Для меня главный итог года - это пятилетие школы МАРШ: важный рубеж. У детей в этом возрасте обычно начинают меняться зубы, формируется «я», личность, проявляется самосознание.
Издав пятилетний сборник, увидели свою школу в перспективе пяти лет, увидели лучшие работы и то, как развивались студенты на протяжении этого времени. Все эти идеи, мысли и тексты должны были появиться до рождения школы, как некий замысел и проект. Они и существовали конечно на уровне ощущений, в непроговоренной, интуитивной форме, но как проект не были описаны.
Думая о будущем школы, мы, конечно, видим МАРШ в ряду школ, которые формулируют тренды, а не следуют за модой. Такой школой была и остается Architectural Association School of Architecture (AA), когда-то ею была Академия Мендризио, Бартлетт, SCIArch, Институт Берлаге. Все эти школы очень непохожи друг на друга и в этом, собственно, и заключается их главный смысл: они формулируют собственную повестку дня. Мы - маленькая школа и способны формировать радикальную повестку, которая была бы невозможна в случае, если бы у нас обучалась тысяча студентов.
Впервые за пять лет мы вышли на, так называемую, «проектную мощность» - заполнили все курсы. Это сто шестьдесят человек плюс подготовительное отделение, примерно еще сорок, итого, в сумме - двести. И мы полагаем, что это правильно для школы, поскольку размер имеет значение и именно такой размер дает нам определенную фору - когда можно помнить студентов по именам, узнавать в лицо, следить за развитием практически каждого из них.
Не знаю, насколько мы заметны в мировом пространстве, но, по меньшей мере, в России МАРШ остается уникальным событием.
Большие надежды я также возлагаю на Лабораторию МАРШ, ей уже три года и у нас получается делать выездные программы в разных регионах (Казань, Набережные Челны, Дербент, Дагестан). Запрос на проведение воркшопов сегодня есть - и от частных девелоперов, и от некоммерческих организаций, и от местных администраций, по меньшей мере, 3-4 воркшопа в год Лаборатория проводит. Очень многое из того, что мы создаем в виде концепций в ходе воркшопов реализуется: в Махачкале сейчас достраивается здание, концепция которого была разработана на воркшопе, в Татарстане реализованы общественные пространства в малых городах республики.
Если же говорить о том, что, на мой взгляд, значительного произошло в архитектуре в этом году, то назову два основных события - это «Зарядье» и реновация. Их стороной не обойти никак.
«Зарядье» при всей спорности идеи, скорее, проект положительный, хотя бы потому что в Москве нового парка, такого сложного и необычного, не было никогда. Не могу сказать такого о реновации, которая не знаю, куда нас приведет. Много было сказано о правовой стороне вопроса, но я вернусь к архитектуре - мы совершенно не понимаем, какой город должен возникнуть на месте исчезнувших кварталов: его видения ни один документ нам не предложил. Архитектурный конкурс - это, скорее, дымовая завеса, посвященная пяти участкам, а есть еще сто пятьдесят пять, которые планируются к застройке без всяких конкурсов. И даже если случится чудо и на пяти площадках построят то, что родится в результате конкурсов, то появится всего лишь витрина реновации.
Что касается самих конкурсных проектов - нельзя дать хороший ответ на неправильно поставленный вопрос. Никто из конкурсантов не пошел поперек задания, например, сохранив пятиэтажки с реконструкцией надстройкой и тд.. Да, возможно их, в этом случае, дисквалифицировали бы, но как минимум, слово было бы сказано. Такая возможность была.
Если же говорить о том, что в мире произошло, то, по-моему, чудесную вещь построили в Абу-Даби (Прим.: Новый Лувр в Абу-Даби, архитектор Жан Нувель). Мне эта вещь запомнилась как образ лесной сени в раскаленной пустыне - удивительная работа с содержанием и смыслом этого ландшафта, где солнце является главым фактором. Нувель сумел минус превратить в плюс, используя самое главное, самое страшное и самое характерное. Создал внутреннее пространство, которое и не интерьер и не открытое пространство - таких мест почти нет в мире.
- Андрей, Вы хотели бы быть архитектором? Как, думаете, тогда бы сложилась Ваша жизнь?
- На протяжении нескольких лет общения с архитекторами я неоднократно задумывался – а почему я сам не выбрал эту профессию? Мысли о моем возможном будущем в архитектуре всякий раз были разной крепости. В общем, я понял, что если бы я был архитектором, то не построил бы ничего, лишь потому, что желал бы строить только идеальные здания. В моем понимании идеальная архитектура заканчивается ровно тогда, когда архитектор ставит аккуратно заточенный кончик карандаша на чистый лист бумаги с целью сделать первый набросок. Идеальная архитектура существует в пределах мысленного поля, она не может быть материальной.
Все это к тому, что я восхищаюсь архитекторами, которые, судя по всему, ежедневно преодолевают страх разрушить задуманные идеалы ради того, чтобы мы с вами работали и жили не в чистом поле, а в среде, соответствующей потребностям и желаниям современного человека.
- О чем бы Вы мечтали в следующем году и что хотели бы пожелать себе лично и другим.
- Я точно не хочу, чтобы 2018-й повторил мой 2017-й. Мне не хватало любви, терпения, понимания происходящего вокруг, выдержки, способности радоваться и еще много чего. Просто по-человечески не хватало. Пусть в новом году всем хватает хорошего, необходимого, радующего. Пусть всем будет хорошо и никто не останется обделенным.
- Чем вас порадовала и разочаровала архитектурная жизнь столицы и России в этом году?
- Ой, ну радостей и разочарований довольно много. Я такой странный человек, меня, к примеру, радовал пустырь "Зарядья" в обрамлении старинных церквей, чьи купола дарили всяк проходящему поздним вечером удивительное свечение, источником которого была сияющая в небе луна. Это такое весьма эгоистическое переживание, да, но теперь вот я почти не хожу по Варварке. Мне очень больно от того, что любимая мною старая Москва как бы отодвинулась и поджалась, уступив место новой архитектуре. И это совершенно жизненно: старое уходит, уступая место новому. Но вот для себя я с этим никак согласиться не могу. Надеюсь, что парк (который строго говоря, не парк) расцветет в течение будущих ближайших лет и я вдруг, однажды, оказавшись в его пределах порадуюсь увиденному и по-хорошему удивлюсь. Но "Дом с якорями" (№14, стр. 1 – корпус зданий общества «Якорь» постройки 1897 года, архитектора Александра Иванова) уж не вернуть. Их фасады были украшены стилизованными якорями, выступающими как составные части консолей, как бы несущих карниз. Так же, впрочем, как и угловое здание, строение 2 – бывший доходный дом Зелика Мордуховича Персица, построенный в 1909 году архитектором Николаем Жериховым с чугунными вставками на фасадах. По крайней мере, сохранились фотографии и описания.
Если же говорить о России, то в семнадцатом году я много по ней поездила. Важным и вдохновляющим событием стало для меня участие в качестве программного директора в фестивале Зодчество VRN в июне. К тому времени я уже успела полюбить Воронеж и даже подружиться со многими его жителями, хотя впервые побывала здесь в октябре 2016 года.
Мы провели ряд успешных воркшопов с лабораторией EDDE в Казани, Краснодаре, Санкт-Петербурге, Белгороде и, разумеется, в Воронеже, где исследовали потенциал типографии "Коммуна". С участниками воркшопа мы сделали перформанс "Коммуна: Дух Места", который как раз и показали на Зодчестве VRN, и это для меня еще одна сбывшаяся мечта - написание сценария и репрезентация нашей работы общественности вот в таком, как нам кажется, эмоциональном контексте.
Ярославь, Сочи, Казань, Берлин, Гамбург, Роттердам, Альмере, Бялмер (Bijlmer) - города, в которых были интересные рабочие встречи и независимое исследование в рамках "Школы девелопера", касающееся градостроительной политики, реновации, благоустройства, в целом политики социального и культурного развития. Такие поездки дают очень много для личного и профессионального роста.
Каким вам хотелось бы видеть ARCHiPEOLE в следующем году? Каких новых проектов нам всем ждать?
- Я думаю еще больше сфокусироваться на том, что мне по-настоящему интересно: профессиональном общении, обмене опытом, хотелось бы, Андрей, с Вашей помощью делать еще больше интервью. Говорить и делиться тем, что происходит, тем, что волнует. Вообще, в конце года меня посетила такая мысль - сделать цикл аудио-интервью. Ведь живой разговор, без цензуры, он всегда гораздо ярче. Хотелось бы вот такую "живую речь" сделать эпицентром www.archipeople.ru.
Фото: из личных архивов авторов
Фото обложки: Андрей Сорокин