«Лучше бы это было абстрактное «АрхСтояние», без дяди Коли. Продолжается борьба – кто главный. Я родил монстра, который пихается со мной. И мне это нравится. Все это я для бодрости придумал, чтобы не закиснуть одному со своей командой... Организовать такой центр и не «испопсовиться» - это искусство высочайшей пробы.»
17.05.2011, 12:37 | Автор: Люся Малкис
Фестиваль «Архстояние», придуманный Николаем Полисским, проходит в Никола-Ленивце с 2006-го два раза в год, летом и зимой. Окрестные поля и леса постепенно превращаются в музей под открытым небом: многие объекты, выполненные для «Архстояния» художниками из разных стран, так и остаются на своих местах, становясь частью ландшафта.
Сноб от 27.07.09: «На проведение фестиваля в 2009 году Евросоюз выделил грант — на него под Калугу были привезены 15 сотрудников французского бюро ландшафтных архитекторов Atelier 710.
Гости, профессора и выпускники Версальской высшей национальной школы ландшафтного искусства поделили на квадраты березовые рощи, засеяли поля цветами, установили скамейки из бруса — в общем, перепланировали более 40 га и приступили к созданию так называемого музейного парка, где объекты «Архстояния» можно было показать самым выигрышным образом.»
А что же сайчас?
(Текст интервью не притерпел правок и украшательства, передан целиком).
Я позвонила Николаю утром, в пятницу, и услышала ровный уверенный красивый голос. Как это одним словом «алло» можно выразить всю мощь и внутреннюю силу? Разговор с Творцом был похож на «американские горки», я очень много смеялась, а Творец удовлетворенно хмыкал.
«АрхСтояние» - это место я создал по определенному подобию. Нужно держать марку интеллектуального искусства.
Некоторые люди имеют тенденции к «попсовости», а это грозит тем, что фестиваль растворится. Его просто не станет. Фестиваль стал местом, куда устремляется огромное количество молодых людей, любителей музыки, чтобы посидеть компанией, побренчать на гитаре, пожить в палатках на природе. А мне массовость не нужна. Мне нужно, чтобы сюда приходили истинные любители и ценители. Как в театр.
В прошлом году пришли люди, знатоки, ценящие нашу работу и спросили:
- Коля, что это, кто это?
То есть я рассматриваю всех, кто сюда приезжает как клуб любителей и истинных ценителей. Хотя я всегда декларировал зрителя разного. Я не против толпы, но считаю, что аудиторию нужно рассредоточить – пусть все подряд приезжают в течение года, ведь собственно говоря, это музей, который создаем я и моя команда.
Ваша команда?
Да, это крестьяне и я. Ребята из «Промыслов». И эта та история, которая интересует международный клуб кураторов. Попытки во всем мире были создать что-то подобное, но попытки неудачные. Я работаю с местными художниками, молодыми и немолодыми, которые занимаются народными промыслами на основе современного искусства.
Мы характерны тем, что адекватны на авангардном уровне.
"Николо-Ленивецкие промыслы" – это попытка сделать эту историю современной. Я придумал этот фестиваль для обслуживания нашей команды!
(я покатываюсь от смеха от этого неожиданного откровения)!
Поймали! – Николай тоже смеется. (Хитер однако).
Идея была взять самых лучших (Прим. автора: самые лучшие, это Александр Бродский /"Ротонда", В. Савинкин, В. Кузьмин/ "Николино Ухо", Василий Щетинин"/Журавль-насос", Адриан Гейзе/«Павильон шишек» и др.), а они купились на это. Они играют в оркестре, не подозревая коварства моего. Но это коварство честное. Все же - неглупые люди.
Сейчас говорят, что кто-то это все придумал, сделал. Вопросы какие-то. Лучше бы это было абстрактное «АрхСтояние», без дяди Коли. Продолжается борьба – кто главный. Я родил монстра, который пихается со мной. И мне это нравится. Все это я для бодрости придумал, чтобы не закиснуть одному со своей командой.
Фестивалю трудно найти серьезные проекты. В прошлом году фестиваль был провальным. Несмотря на то, что куратором был Кулик. И все равно мы лидируем. Провал крупный – у нас провалился Кулик! Не выдержал конкуренции.
А главное во всей этой истории – сухой остаток. То, что остается после фестиваля. Ведь Бродский не останется вам, он «Ротонду» возьмет с собой.
Ребята, это очень серьезное дело, и я очень внимательно за этим смотрю и исподволь всем руковожу. И эти провалы находятся в структуре этого большого дела.
Сейчас у нас появился личный миллионер, Максим Ноготков. И это очень важно. Я думаю, это молодой, продвинутый интеллектуал, миллионер с двадцатилетнего возраста, и он отлично понимает, что это не совсем его дело.
У него коммерческие интересы?
Я думаю, что нет. Он выступает как партнер, как соавтор, и есть те, кто готов также вкладываться в этот проект. Ведь если не стоит очередь из желающих вложить деньги, то возникает вопрос, а надо ли это вообще? Мы лидеры этого направления, в этой огромной России. Вот «Арт-Клязьма»: мы поездили туда 3 года, что-то там сделали, а потом дорогу туда всем закрыли.
Задача организовать такой центр и не «испопсовиться», иначе этот кусок земли не выдержит такого количества людей. Это искусство высочайшей пробы.
И конкуренция внутри проекта мне нужна, потому что все в своей жизни я делаю по высшему разряду! Слышали про «Вселенский разум»?
Нет.
У нас была одна система, сейчас я предлагаю схему другую - проект вне фестиваля. Я пока помалкиваю о нем, и в первый раз он будет замечен этим летом, на фестивале. Мы же его тряпочкой не прикроем…
Но это не соревнование с фестивалем, и это вполне себе отдельно. Неприлично на одном мероприятии занимать 10 стульев сразу. Но я специально это делаю, чтобы «карась не дремал, не засыпал».
Амбиции у всех крутые, и это может привести к результату. Это соревнование, которое всех очень взбодрит. Мы должны достигнуть внутренней температуры кипения, в которой должно что-то рождаться.
Фестиваль как коллайдер, который вечно строят, но когда-нибудь он будет построен.