Подписка на новости



Телеграмм

Переходите на канал Люся ин да хаус !



Нет никакого сообщества: есть островки непонятно чего.

 "...Нельзя, нехорошо архитектору брать откаты... Я один из немногих, который этого никогда не делал. Но это не значит, что я горжусь этим или, что все остальные – плохие люди. Дело не в этом. Дело в том, что все в нашей стране завязано в систему отношений таких вот негласных правил."

10.05.2011, 17:45 | Автор: Людмила Малкис



   Рем Хасиев, издатель журнала «Монитор», архитектор, основатель нового профессионального пространства Monitor.Space об откатах, клиентской культуре и метрах, которые ничего не стоят. 

Мы встретились с Ремом Хасиевым у него в офисе, в Артплее, который расположен а двух минутах от Monitor book/box, под самой крышей лофта. Рэм приглашает за металлический стол, напоминающий операционный. Я понимаю, что сейчас будут резать... 

- Рем, наш портал не об объектах (башнях), достаточно много профессиональных изданий им посвящено, а о субъектах (людях). Мы создаем площадку, где специалисты будут обмениваться мыслями, передовыми идеями, позитивным профопытом…
 
(перебивает) Тяжело с таким порталом. Мы не на Западе.
 
Да, нам непросто получить поддержку - все нуждаются в конкретном фид-беке…
 
И в бабле.
 
Да, и в бабле. И завтра. Мы задумали сделать интересные проекты, которые иллюстрируют жизнь сообщества…
 
Нет никакого сообщества. Есть островки непонятно чего. Профессионалы группируются по принципу кого знаю с тем и обсуждаю, ни во что коллегиальное и с общими принципами это пока не складывается.
 
Почему Вы так категорично к этому относитесь?
 
Если у нас заработки архитекторов – это откаты, то как к этому относиться? Я в свое время даже написал “догму архитектора», но не опубликовал. Первый пункт догмы: архитектор  не берет откаты.
 В России архитекторы часто вынуждены соглашаться на такой маленький гонорар, потому что  не могут покрыть даже  свои расходы, и откаты с мебели и строительства становятся их основным заработком.
 
Неужели Вы не оставляете бюро  скидки от мебельных магазинов?
 
Никогда этого  не делал.
 
Но ведь это некоторая норма для рынка. Об этом все знают и мало кто называет скидки для бизнес-партнеров откатами?
 
Дело в том, что все в нашей стране завязано в систему отношений таких вот негласных правил. Первые постперестроечные мебельщики подсадили архитекторов и дизайнеров на так называемые скидки-откаты. Если не ошибаюсь, они говорили, что во всем мире действует правило «десяти процентов». При этом во всем мире этого нет, а у нас доходит до 40%.
Но я думаю, что это двусторонний процесс - многие заказчики таким же способом заработали деньги  на которые  строят. Получается такой круговорот откатных денег.
 
Рем, ну с откатами все ясно. А в чем сложность тех, кого вы назвали творцами?
 
Взаимоотношения с клиентами.
 
Вы имеете ввиду, что архитекторы со вкусом, а клиенты нет?
 
Вкус для клиента дело личное, а для архитектора профессиональное.
Что у нас люди читают, не архитекторы (задает вопрос мне)?
 
Декораторы?)
 
Нет, ну какое представление об архитектуре получает средний человек, вот Вы, взрослый человек, какую литературу Вы читаете по архитектуре?
 
(Задумываюсь). Я в основном журналы читаю, в интернете что-то нахожу интересное.
 
Нет, не Вы. Обычный средний заказчик, где он получает информацию?
Как человек в России получает представление об архитектуре – что хорошо, а что нет?
(Отвечает сам себе) Информацию мы получаем из печатных изданий, видео и интернета. С телевидением все понятно – «Ремонт у Клавы» называется. Абстрактный человек, когда смотрит интернет, не думает о том, какой он хочет дом и «как бы я хотел жить». Он смотрит: «А сколько стоит  этот дом, а вот этот сколько?..».
 
Разве не критики определяют критерии хорошей архитектуры?
 
В России? У нас есть один, ну, полтора известных критика, которые чего-то пишут об архитектуре. Недавно читал про то, что в Москве не нуждаются в архитекторах?
 
Вы про Ревзина?
 
Да. Благая цель статьи была сказать, что новое руководство города отстранило архитекторов от Москвы. А между делом, в этой заметке автор подсчитал, сколько по его мнению архитекторы заработали  за последние 20 лет. Он взял среднюю стоимость за метр проектирования 100 долларов и объявил о новой касте миллиардеров. Вот теперь сидим и с нетерпением ждем выхода следующего номера журнала Forbes.
Тогда считал бы откаты, было бы честнее, по крайней мере. К сожалению, в большинстве не вызывают уважения ни сами архитекторы, ни заказчики, ни критики.
 
Получается, есть все и Монитор? 
 
Хорошая концепция! (смеется) Конечно, нет, я говорю о том,что должны быть четкие критерии, понимание творческих процессов, отправные точки и эталоны. На Западе существует своя система великих-невеликих архитекторов. У нас существую какие-то маленькие вкрапленьица талантливых архитекторов, юмористические я бы сказал. Они для узкого круга, смешное слово, маргиналов в данном случае. Но, в целом, они в обществе никак не обозначены. У российской архитектуры свой путь, у тех о ком я говорю – свой.
 
Так это и поражает больше всего.
 
Просто некое отражение всего нашего общества.
 
 Я бы даже сказала, что архитектура - это зеркало.
А у Вас были хорошие клиенты?
 
Да, мне везло. Не часто, но везло, но  бывало разное, мягко сказать. К сожалению на лицах не написано -  даже хороший заказчик не знает, что он хочет.
 
Никогда?
 
Кто-то знает, с опытом. Но многие не знают. Более того, выполняя заказ, ты моделируешь для клиента ту жизнь, которой у него не было и которой он себе даже не представляет. Проектируя дом, нужно знать, как заказчик просыпается, как он хочет есть, как он хочет спать.  Это не то, что «дайте нам идею дома», через месяц приходит: «вот вам дом». Это чушь. Это абстрактный дом. Создавая личное пространство надо хорошо знать, как его хозяева собираются в будущем меняться. Помимо количества комнат, санузлов и личного гардероба, мне надо знать привычки и образ жизни клиента. А если клиент спрашивает: «А сколько у вас метр проектирования стоит?» На такой вопрос  я отвечаю: «у  нас он вообще нисколько не стоит»  Заказывая дом, клиент в первую очередь должен думать о том, как он хочет жить. Архитектору в первую очередь нужно понять технологию жизни заказчика. Только после этого могут появиться идеи по реализации, а следовательно и смета, которую в России привыкли считать в метрах, а не трудозатратах.
 
А что такое технология жизни?
 
Технология – это сумма определенных функций. Как человек спит, ест, веселится, отдыхает, загорает, общается. Даже когда мне друзья заказывают что-то, а  о них я очень много знаю, то все равно задаю миллион вопросов. Поэтому «заочное проектирование», когда предоставляется техническое задание и все – это просто странно. Ну, да, может быть абстрактная архитектура. Между архитектором и заказчиком не стоит менеджмент с обеих сторон как в рекламном бизнесе, к примеру. Менеджмент есть, но он вспомогательный. Архитектура все же область прямого заказа, по большей части. Кроме конкурсов - там другая история. Когда речь идет об общественно значимом проекте.
 
Но ведь часто принятие решения по общественно-значимым зданиям утверждают далекие от архитектуры люди. Например, политики.
 
Да, вот центр Помпиду в Париже. Я до сих пор не понимаю, как глава Франции подписал этот проект. На конкурсе было около десятка финишных работ. Победителя выбирало не жюри, а мэр и глава правительства. Политик не мог остановить свой выбор на таком уникальном проекте, но у него были люди, которым он доверял и они дали правильный совет. То есть не как наши «первые лица» выбирают, ориентируясь на собственный вкус. Нравится или нет – не критерий. Даже сейчас, спустя почти 30 лет, идешь по Парижу, смотришь на здание – это открытый космос. 
 
А если в своем выборе ориентироваться на эмоции, на чувства?
 
Современное искусство - оно просто контекстно. Больше ничего. Что такое абстракция? До сих пор люди говорят: «квадрат Малевича, ну, я сам могу такое намалевать». Все, что было великим, можно повторить. Ну, так сделайте это первыми! Отсутствие понимания контекста, это когда нет всего наносного, приобретенного. Взрослые люди в отличии от детей, конечно, без контекста ничего не понимают. А современное искусство, как правило, работает на контексте. Более того, и классическое искусство тоже работает на контексте, но мы его уже знаем. Мы знаем мифологию, нам внушают с рождения многие вещи, и вы принимаете их как точку отсчета. То же самое и в архитектуре.
 
Вернемся к клиентам… А как правильно заказать архитектуру?
 
Первый водораздел – если человек говорит эмоциями, это хорошо. А если он говорит: «Мне нравится темный пол»… Блондинки, брюнетки нравятся – это понятно. Но темный пол? В одном пространстве это хорошо, в другом – это плохо. А Вы о чем говорите? Мне просто нравится. Просто – это ничего. Это не блондинка. Поэтому хороший клиент говорит: «Я хочу жить вот так». А архитектор должен создать уникальную среду для его самобытного образа жизни.
 
Знаете, у меня был смешной эпизод… Очень состоятельный человек приходит ко мне по рекомендации с заказом. Человека четыре охраны стоит за дверью…и приносит такой вот листочек, вырванный из тетради у сына. Там все нарисовано. Чудовищно! Показывает листочки: «Вот первый этаж», -  все это корявой рукой нарисовано, я спрашиваю: «А что это?? Давайте я дам Вам телефон чертежника, Пети, он Вам все начертит. Потом потратите миллионов десять, построите всю эту лабуду, но если поумнеете, приходите». Он обиделся. Я говорю, ну, а что Вы – банкир, приходите к архитектору. Я бы к Вам пришел и сказал, знаете что, я вот сейчас порулю своими деньгами тут у Вас. Я ничего не понимаю, но дайте порулить ПИФами и что там еще у Вас есть. Куда Вы меня пошлете? Бывало и такое. Так что много забавного и печального. И долго еще будет происходить.
 
Не жалели об этих миллионах?
 
Конечно нет! Как можно об этом жалеть?  Деньги? Концепция такая – если вы выбираете деньги, как систему отношений, то вы выбираете большой риск и отсутствие творческого результата. Всегда.

 


Еще по теме:
Архитекторы
архбюро: крупный план
Люся Малкис

Просмотров: 14048

Оставить комментарий

Телеграмм

Переходите на канал Люся ин да хаус !





Конкурсы

Все конкурсы