Подписка на новости



Телеграмм

Переходите на канал Люся ин да хаус !



Здесь будет «город-сад»!

Москва в октябре шумит форумами, конференциями и круглыми столами: каким быть городу через 10, 15, 20 лет? Что сделано сегодня, сейчас, в данный момент, для того, чтобы "здесь был город-сад"? Какими программами руководствуются градостроители, о чем думают и что движет ими ежеминутно, чтобы "Моя улица" стала моей, а город стал «городом для человека»?

В прошлые, нет, в позапрошлые выходные, пошла по делам на Тверскую, пешком, ясное дело. И знаете, что? Чуть не провалилась в трещину, которая вздыбилась в Гнездниковском переулке. Шагать по нему не было возможности - дорогу перегородила строительная техника, а обойти ее можно было только таким экстремальным способом: двигаясь по разорванной узкой полосе асфальта.  А далее разруха вдоль Неглинной вплоть до "Детского Мира", с ветром и песком в глаза... И хоть провались ты, хоть кричи, хоть не кричи - не усылышит никто. Поэтому выскажусь здесь. По существу и с конкретными предложениями к градоначальникам.

23.10.2015, 17:12 | Автор: Людмила Малкис



Пост получился про урбанистические форумы, активных горожан, инициативных дизайнеров и быстрых строителей. Как бы все это вместе соединить?


Манифест 2-ой серии урбанистических конференций «Города и территории завтра: инструментарий позитивных перемен» Московского Урбанистического Форума гласит, что: «Одной из ключевых идей нового этапа должна стать эффективность. В тучные годы неэффективность решений компенсируется большими финансовыми ресурсами. Напротив, недостаток денег резко увеличивает требования к решениям, проектам и программам».

Соглашаясь с авторами данного текста хочу понять - насколько он связан с реализуемыми в настоящий момент управленческими решениями? Что такое "эффективность нового этапа" и в чем выражаются завышенные требования к проектам и программам?

По тому, что происходит в городе, я делаю вывод, что завышенные требования лежат исключительно в плоскости стремительности в стиле "будет сделано, ай момент!" Быстро по команде расширяют Спиридоновку и пилят вековые деревья, которые еще лет сто могли бы украшать город, потом очень быстро под покровом ночи исчезает старинный забор, который стоял напротив церкви, где венчался Пушкин. Еще быстрее (за две ночи) появляется немыслимое граффити, там же, на Никитском бульваре, фотографирующихся на планшет Пушкина и Гончаровой. Настроение "легкости" во всем! 

А и правда - кому нужны эти старые деревья, и забор, и в принципе, эта глупая серьезная привязанность к "духу времени и памяти места"? Легкость, помноженная на скорость! Коммон, гайс! Мы же для вас стараемся, почему такой кислый вид?

Здесь душераздирающий репортаж с места событий.

«Я, Антон Ланге, с места гибели старейших деревьев. Вот спил, я его держу, — говорит Антон, глядя прямо в камеру и обнимая оставшийся от дерева пень так, будто держит в руках покалеченного друга, — посмотрите, как играет солнце на этом белоснежном спиле, это здоровое дерево, ни одной червоточины! Вот второе дерево, самое красивое, которое давало тень над всем перекрестком. …Это — чудовищный акт вандализма! Мы не дадим погубить нашу родную, старую Москву… Деревья мы будем защищать своими телами. Если потребуется, мы будем спать, есть, пить около них!» 

Но ничего не поправить - деревья загублены, виновные не найдены и не наказаны. Увы, я отношусь к тем въедливым скептикам, которые хотят копаться в деталях и требуют основательности подходов. Мне важно, какие клумбы будут стоять на улице Забелина, какие цветы высажены на Чистых Прудах, и прочие мелочи мне, сердитому горожанину и автору проекта "Драчное место" важны. 

И здесь я снова выхожу из себя и эмоционирую по поводу двойного стандарта - система работает в одну сторону: не оплатил парковку - получи штраф. Спилили деревья не имея порубочных билетов (их не предъявили жителям, они появились позже) - все сходит с рук. Незаконно снесли памятник архитектуры в центре города - в лучшем случае штраф в сто тысяч рублей. Изредка появляются репортажи в СМИ, единичные, о фактах вандализма т.к. общая политика изданий - позитив. А для того, чтобы расшевелить сограждан и вызвать резонанс в прессе приходится активистам Архнадзора лезть с риском для жизни на демонтируемый купол дома Болконского на Воздвиженке, 9.  Бессмысленная акция, единственный полезный урок которой - создание прецедента, привлечение внимания СМИ и общественности. Потому что других инструментов у активных горожан практически нет или они недоступны. Я знаю о чем говорю, так как мною опробованы в действии сайты "Сердитый горожанин" и прочие горячие линии. Эффективность их довольно низкая и порой стремится к нулю. Тем не менее, я продолжаю ими пользоваться и приобретаемое мастерство иногда приводит к столь желанным маленьким победам.


Еще одна проблема лежит в невозможности быстро налепить, напилить, настругать стандартных объектов, задача которых - создание комфортной среды. Не вижу связи между быстро соструганным неким объектом и арт-объектом. Решение - оно долгое, не быстрое - рассмотреть возможности молодых промодизайнеров.


Читаю "Эксперт", репортаж Алексея Щукина: «Городской проект «Моя улица» появился в середине прошлого года. Он включен в программу «Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012–2018 годы», связанную с улучшением туристической инфраструктуры столицы. Одна из главных целей проекта — создание благоприятной среды для пешеходов и велосипедистов. В числе инструментов ее реализации расширение тротуаров и укладка новой плитки, прокладка велодорожек, улучшение уличного освещения, установка урн и лавочек, ремонт фасадов, дополнительное озеленение... В этом году в столице будут переделаны 44 улицы. Интересно, что Москва еще легко отделалась. Обсуждались планы блицкрига — за лето предполагалось благоустроить до 150 улиц. Но выяснилось, что сделать это невозможно. Но не по причине недостатка денег — российская промышленность оказалась неспособной напилить столько гранита, сделать столько фонарей и бордюров». 

Между тем, уже пара лет как появился новый тренд - небольшие столярные мастерские, кузнечные цеха, в которых талантливые дизайнеры научились делать настоящие арт-объекты: скамейки, фонари, урны, которых так не хватает городу для создания действительно комфортной среды. Единственная проблема подобных стартапов - нет заказчиков или их гораздо меньше, чем хотелось бы.

Алессандра Орофино, исполнительный директор и соучредитель портала MeuRio («Мой Рио»): «Проблемы, которые мы воспринимаем как глобальные, – такие как изменение климата, энергетический кризис, бедность, – в действительности во многих отношениях являются проблемами города. Они не будут решены до тех пор, пока люди, которые живут в городах, а это большинство из нас, не начнут лучше играть свою роль – в настоящее время мы с ней не особенно успешно справляемся. Это становится совершенно ясно, если мы посмотрим на три аспекта городской жизни: во-первых, желание наших граждан сотрудничать с демократическими институтами; во-вторых, способность наших городов подключить к работе всех своих жителей; и наконец, нашу собственную способность жить полно и счастливо». 

Юрий Аввакумов, архитектор и градозащитник, с группой студентов занимается исследованием исторических зданий Мясницкой улицы, восстанавливает на свои личные средства памятник архитектуры на Хитровке, а инициативная группа в Гнездниковском переулке на свои деньги и собственными силами реставрирует случайно обнаруженную старинную вывеску. Рядом с рестовраторами небольшой плакат «Отреставрируем сами!», который сообщает, что сочувствующие могут помочь - кто чем может.

И все эти процессы идет параллельно, сливаясь в единый гул, где голос громче у тех, кто имеет ресурс. Вернусь к документу "Форума": «У нас в триаде «власть – бизнес – общество» последний элемент традиционно слаб. Управление российским городом на протяжении, как минимум, последних пяти веков обычно велось «сверху», без вовлечения местных сообществ. Сегодня необходимо найти модели, включающие широкие слои жителей в проекты городского развития».


Уважаемые градостроители, чиновники и представители власти! Я предлагаю хотя бы с тех небольших сообществ начать, которые уже существуют, а там, глядишь, и широкие слои жителей подтянутся.


Как активный гражданин готова подключиться к поиску эффективных решений для реализации городских проектов, имея в наличии довольно мощный инструмент - те самые сообщества, архитектурные по большей части, которые уже безвозмездно оказывают помощь городу в решении его задач. Среди нас есть архитекторы, промышленные дизайнеры, художники, скульпторы, ландшафтные архитекторы, социологи, специалисты по брендингу и урбанисты. Мы готовы консультировать, искать и предлагать адекватные, взвешенные и осмысленные решения, в центре которые будет «Город для человека»!

Уважаемые градостроители, не ищите коротких и быстрых путей и дорог: давайте думать, сомневаться и только потом строить город для людей! Вместе.

У дома 85А по улице Удальцова обнаружена самая короткая велодорожка в мире! Ее длина не более трех метров. 


Еще по теме:
Урбанисты
Колумнисты

Просмотров: 6971

Оставить комментарий

Телеграмм

Переходите на канал Люся ин да хаус !





Конкурсы

Все конкурсы