Мегабудка: когда нам будет по сорок, все встанет на свои места
«А что же сейчас? В настоящее время, архитектура – это мусор. Сосредоточенность архитекторов на производстве псевдоуникальных именных упаковок засорила пространство. Отличный пример современной архитектуры - медленно разлагающийся на участке, вульгарный садовый гном. Просто кусок пластика, поглощаемый грунтом».
17.04.2011, 12:29 | Автор: Зера Черешнева
Борцы за малую архитектуру города, участники круглых столов, победители архитектурных конкурсов, ребята с мозгами и фантазией – молодое архитектурное бюро Мегабудка - говорит с нами о том, как важно нести актуальную архитектуру в общество, воспитывать в новом поколении сознательное отношение к городскому (и не только) пространству и не стоять на месте.
- Четыре студента Мархи, объединенных совместным творчеством, стали командой. Долго думали, как себя обозвать, и решили оставить это до момента появления лучшего варианта, так что на первые конкурсы подавали заявки без названия.
«Мегабудка» возникла случайно и прижилась - название полностью отражает нашу деятельность, имеет правильный внутренний посыл - что-то доброе, домашнее, доступное.
-У вас множество проектов – что-то «во благо города», что-то на конкурсы, а что-то на заказ. Расскажите про ваши лучшие работы?
- Первый интересный проект – «Солнечный забор» - для города. Метафорический объект, который может находиться в любой точке. Мы хотели использовать идею солнечных часов, но как оказалось, солнечные часы хотели делать все. Поэтому мы «перевернули» механизм солнцеотражения, и в итоге наш объект отбрасывает свет, а не тень. А забор, конечно, символический: два с половиной метра в длину – удобный арт-объект для Москвы.
На российский конкурс «дом престарелых» мы выдвинули работу «Плавающие домики». Суть конкурса была не в реализации проекта, а в идее. Мы решили попробовать организовать «жизнь на воде» для пожилых людей, чтобы они могли путешествовать, передвигаться, управлять маленьким садовым участком, объединять его, при желании, с кем-то, чтобы не было одиноко.
В проекте доминировал психологический момент - мы не случайно выбрали воду, она успокаивает, настраивает на созерцание и размышления.
Комментарии российского жюри были неоднозначными: пенсионеры будут «падать» в воду, это непрактично, и все в таком духе, тем не менее, нам дали первое место. Американцам проект тоже понравился, NEW Aging 2010, проводившийся порталом Архитайзер тоже дал нам 1-ое место. Позднее они даже запросили фотографии, подробные чертежи и опубликовали все это в книге с перечнем самых интересных проектов, основной контингент которой – знаменитые архитекторы разряда Жана Новеля.
- Летали за книжкой и грамотой?
- На этот раз нет, но мы стажировались в Америке некоторое время и тогда уже поняли, что там совсем другая система ценностей и отношения к старости. Пожилые люди абсолютно свободны в действии, равноправны и не чувствуют никакой ущемленности, возможно поэтому американцам пришлась по душе наша фантазия.
Самое большое впечатление на нас произвел специальный автобус, который каждый день бесплатно отвозил всех желающих на природу в лес общаться и дышать свежим воздухом, а еще то, с каким желанием и воодушевлением старички ждали его на остановке!
- Вы когда создавали чудо-домики на реке, понимали, что проект не подходит для России?
- Как раз из-за того, что у наших пенсионеров больше стресса, недоверия и чувства одиночества, нам в голову и пришла такая идея, способная сгладить все недостатки жизни в России. В Америке люди не чувствуют себя ущербными в старости, им не нужна помощь, они самодостаточны. Так что думали мы о России, о наших пенсионерах. Другой вопрос, что идея метафорична, не подходит для претворения в жизнь в нашей стране.
- Ваш проект «Школа будущего» тоже протестует против российской обыденности?
- Школа в этом смысле уникальная вещь. В этом проекте соблюдены все нормы МГСН, при этом в нем нет ничего от обычной школы. Мы хотели создать место, где смогли бы учиться вместе и обычные дети и дети-инвалиды. Поскольку корень предвзятого отношения к больным от рождения людям в нашей стране лежит в раздельности обучения, воспитания, то и идея была в том, чтобы убрать разделение на больных и здоровых.
Мы сделали одноэтажную школу без лестниц, и она занимает все пространство, отведенное на территорию образовательного школьного учреждения. Поскольку у нас чаще плохая, чем хорошая погода, площадки для прогулок и спорта простаивают большую половину года. Поэтому игровой комплекс с зимним садом мы поместили внутрь школы. Там много пространства для свободы и творчества, геометрия пространства позволяет любое наполнение: лаборатории или даже планетарий.
Самая важная деталь в помещении - это отсутствие стен!
- И как дети выживут при таком раскладе? Эта, почти утопическая, картина не скажется на детской психике?
- ( Улыбаясь) Мы не раз консультировались с психологами, все в порядке. А из-за отсутствия стен детям просто не во что будет врезаться, носясь на переменах, и покалеченных будет меньше. Все классы – это углубления в пол на 1.8 метра. За счет акустических панелей на потолке шума из других классов не слышно, все очень удобно. Еще мы применили необычное световое решение – огромные окна в потолке дает рассеивающийся свет, лучший вариант для зрения, кстати.
- Поскольку конкурс был российским, реакция на ваше новаторство должна была быть интересной…
-Все банально - нас не поняли.
Мы рассчитывали на первые места, а результаты оказались печальными. Победили обыденные тусклые проекты, больше напоминающие затертые нереализованные чертежи.
- Сейчас вы больше занимаетесь «малыми архитектурными формами» для города, почему?
- Хотелось делать что-то небольшое, несущее смысл и делающее город «живым» – у нас мало интересных объектов в Москве подобного рода. Но именно они создают эстетику: скамейки, детские площадки, скверики. Все, чем ограничивается привычный ландшафтный дизайн – это, наверное, небольшой ручеек, импровизированный мостик и клумбочка рядом. Хочется большего, это все-таки Москва.
-Много удалось создать объектов за это время?
- Мы существуем всего 3 года, реализовано не так много, как хотелось бы. На нашем сайте представлены много идей и проектов, большинство из них притворено в жизнь.
- У вас довольно неоднозначный, непривычный для пользователя, навигационно-нестандартный сайт. При этом очень стильный и минималистично-функциональный. Вы сами его придумали? Много спорили?
- (смеются) Споры до сих пор существуют и внутри команды, хотя делали сами и идея наша. Для некоторых пользователей он непонятен, но это не значит, что он плохо сделан, он таким и задумывался - сайт для смышленых. Его главное качество - некоммерциализированность, он не рассчитан на привлечение рекламы, он создан для людей, для того, чтобы им просто было интересно узнавать про архитектурные новшества и про наши проекты.
- Общество сегодня отдалено от вопросов архитектуры. Эта тема все еще остается полем обсуждения для избранных. Пора что-то менять?
Так вышло, что в последние года два современное искусство стало трендом – это модно, про это читают, в этом разбираются, об этом говорят. А архитектура не стала трендом, к сожалению. Мы хотим объяснить обывателю, что архитектура не хуже современного искусства, более того, она интересней. Мы хотим, чтобы люди стали ею интересоваться. И речь не только о нашем поколении, которое в принципе улавливает все, что им посылаешь, но и об уже состоявшихся, взрослых людях.
- А в чем драма этого незнания?
В том, что молодые, разбирающиеся в архитектуре, мобильные и интересующиеся люди пока не имеют средств, чтобы что-то построить, а те, кому за сорок, обладающие капиталом, являющиеся основным покупателем на рынке строительства чаще не образованы в культуре архитектуры или имеют слишком узкие представления в этой области. В этом и парадокс. Выход – либо ждать следующее поколение, чтобы преобразить город, либо перевоспитывать уже взрослое, что имеет малые шансы на успех.
- Как можно изменить эту ситуацию?
- Архитектура сегодня - закрытый цех – и это плохо. Архитектору важно не стоять на месте - участвовать. Участие – самое важное. Обсуждения, круглые столы, лекции… Нести архкультуру в массы, выходить на широкую аудиторию.
-Вы ведь деятельные ребята, как вносите свою лепту в начало «эры архкультуры»?
-Во-первых, мы делаем все вышеперечисленное и у нас есть специальный проект, помогающий людям осмелеть и обратиться за помощью, даже если у них нет на это средств. Из-за ограниченного бюджета люди обычно отказываются от услуг архитектора. Но ведь ограниченный бюджет предполагает самые интересные решения. Поэтому мы стали предлагать социальным проектам, у которых финансирование отсутствует в принципе, свои бесплатные услуги. Нам важно помочь создать «качество и красоту».
- Кому помогаете сейчас?
- Работаем над созданием кухни-игровой для детского реабилитационного центра, и мы рады, что этот проект попал к нам в руки. В противном случае из-за недостатка средств они бы ни к кому не обратились, сделали бы сами и, возможно, дети бы лишились чего-то важного.
- Архитектура какой страны, города вам ближе остальных?
- Мы любим японцев, их тактильно-осязабельные проекты и фантазию. Конечно, большинство их идей работают благодаря менталитету, у нас бы это не прижилось. Например, очень известный SANAA (домики, разбросанные по участку). Мы летали туда, видели все вживую – это потрясающе!
- В довершении нашего разговора на тему культурного развития архитектуры в стране, все-таки спрошу, как считаете, Россия имеет шанс вырулить на путь истинный?
- Хотим надеяться! Когда нашему поколению будет по 40 все встанет на свои места.
Правила творчества архитекторов Мегабудки:
1. Делать просто, хорошо и честно.
2. Максимальное количество задач решить одним ответом.