Подписка на новости
Какое кино посмотреть на выходных? Ар-нуво, футуризм, параметрическая архитектура, - стили разных эпох нашли отражение в знаменитых фильмах. ARCHiPEOPLE составил для вас список картин, которые должен посмотреть каждый архитектор.
Запасаемся попкорном и вспоминаем, как развивались архитектурные течения в 20-м столетии.
22.11.2013, 16:04 | Автор: Дарья Котенко
Ар-нуво (около 1890-1914 гг.) / «Полночь в Париже» (2011 г.)
Фильм Вуди Аллена рассказывает о голливудском сценаристе Гиле Пендере, который, переехав в Париж вместе с невестой, по ночам гуляет по улицам в гордом одиночестве. В какой-то момент он попадает в прошлое и встречает своих кумиров: Пикассо, Хемингуэя, Гертруду Стайн и других. Это причудливый микс романтики, волшебства и юмора, - Аллен верен себе. Не последнюю роль в фильме играют роскошные интерьеры в стиле Ар-нуво.
Это «новое искусство», известное как Jugendstil («молодой стиль») в Германии, «стиль либерти» («свободный стиль») в Италии и «сецессион» в Венеции, заметно в фильме буквально везде: извилистые линии и необычные текстуры, цветочные орнаменты, изящно изогнутую мебель, отделку комнат, декор стен.
В России это стиль традиционно называют «Модерн». Он зародился в 1890-х годах в Европе как попытка художников и архитекторов создать нечто свежее, новое - такое, что бы идеально соответствовало духу загадочного, но неизменно приближающегося будущего.
До возникновения Ар-нуво дизайнеры вдохновлялись античной или средневековой архитектурой, однако рано или поздно это должно было измениться. В поисках чего-то необычного люди стали черпать вдохновение из природных форм, изгибов растений - прекрасной иллюстрацией этому является одна из лестниц отеля Тассель (Tassel) в Брюсселе авторства великого Виктора Орта (Victor Horta):
Не стоит путать Ар-нуво с его современником – движением искусств и ремёсел («The Arts and Crafts movement»). Их техники различны: если Arts and Crafts концентрируется на возвращении к индивидуальному мастерству, то Ар-нуво был посвящён новому видению декоративного искусства.
С рождением Ар-нуво стали создаваться не только красивые, но и функциональные здания, особое внимание в которых уделялось тщательно проработанному интерьеру. В нём начали фигурировать такие материалы, как металл и стекло. Век модерна, несмотря на свою непродолжительность, оказал огромное влияние на архитектуру и её дальнейшее развитие, оставив нам в наследство множество идей для дизайна.
Футуризм (1909-1914 гг.) / «Пятый элемент» (1997 г.)
Несмотря на то, что фантастический город в «Пятом элементе» очень эклектичен, в нём воплотилась мечта футуристов, да и вообще всех фанатов фентези, грезящих о необозримом будущем. Летающие над многочисленными небоскрёбами автомобили, стрельба из немыслимого оружия, погони, драки, – на фоне всего этого разворачивается философская притча о любви.
Город будущего здесь перенимает ньюйоркский колорит, но добавляет туда сумбур, движение и опасность футуристического мегаполиса. Он такой, каким бы его могли создать только футуристы, представители одноименного направления искусства, зародившегося в Италии. Идеи футуризма как нельзя лучше нашли отражение в этом приключенческом боевике: ведь сторонников нового, сменившего модерн, стиля вдохновляли шум, скорость, жестокость и, конечно же, опасность, – этого в фильме Бессона более чем достаточно. Такие странные источники вдохновения футуристы считали неотъемлемой частью грядущего «машинного» века – быстрого, энергичного и никогда не спящего.
Архитектор Антонио Сант'Элиа (1888-1916), работа из серии «La Città Nuova» («Новый город»)
Первыми футуристами были поэты, художники и скульпторы, но в 1914 году они вдохновили итальянского архитектора Антонио Сант'Элиа на создание серии работ «La Città Nuova» («Новый город»), в которых он спроектировал индустриальный центр с мощными формами, стремящимися ввысь. Его здания представляли собой удивительно современную конструкцию, созданную с помощью стали, бетона и стекло.
Важнейшими темами архитектуры того времени считали технологичность окружающего мира, а также насилие, власть, давление над более слабыми. Обо всём этом и даже больше футуристы заявили в своём манифесте, созданном в 1909 году и опубликованном итальянским поэтом и писателем Филиппо Маринетти. В документе провозглашался культ будущего и разрушение прошлого; отвергались страхи, пассивность и здравый смысл. Бесстрашные футуристы во время Первой мировой войны самоотверженно шли в итальянсую армию, чтобы испытать боевой запал и неподдельный трепет. К сожалению, многие из них погибли, и течение потеряло свою движущую силу.
Ар-деко (1912-1929 гг.) / «Метрополис» (1927 г.) / «Великий Гэтсби» (2013 г.)
Кадр из фильма «Метрополис» (1927 г.)
«Метрополис» - шедевр научной фантастики от Фрица Ланга. Режиссёр был обеспокоен темпами индустриализации, которая так стремительно меняла социальное устройство на протяжении десятков лет. В картине его тревога обретает воплощение в мире будущего, где общество делится на благоденствующую праздную элиту и низший класс, который занимается тяжёлым трудом. Действие разворачивается вокруг молодого человека, который вынужден стать медиатором между владельцами фабрик и рабочими, в то время как конфликт между двумя группами нарастает и сеет хаос в городе.
Хотя в «Метрополисе» можно углядеть элементы разных архитектурных стилей - от готики до футуризма, - ощущается преобладание именно Ар-деко. Известно, что Ланг находился под сильнейшим впечатлением от ньюйоркских небоскрёбов, выполненных в этом стиле.
Buffalo City Hall, Буффало, Нью-Йорк. Спроектирован Dietel, Wade & Jones в 1931 году.
Корнями Ар-деко уходит в период Парижских салонов 1912 года. Рэймон Дюшан-Вийон (Raymond Duchamp-Villion), брат Марселя Дюшана, создал коллекцию кубистских орнаментоа для интерьера, которая была представлена на Осеннем Салоне (Salon d'Autumne) и Пари Салон (Paris Salons). Предприятие оказалось крайне успешным, так как эти салоны были знаковым событием в художественном мире. Такие выставки позволяли творцам состязаться за внимание аудитории, а также продвигать свои идеи и находки в области стиля внутри художественного сообщества.
Если вы по каким-то причинам пропустили премьеру этого года, то самое время наверстать упущенное. В свежей экранизации культового романа «Великий Гэтсби» можно полюбоваться на роскошные интерьеры Ар-деко:
Стиль Дюшана-Вийона действительно обрёл широкое признание, но через творения более авторитетных архитекторов, таких как Петер Бехренс (Peter Behrens) и Йозеф Хоффман (Josef Hoffman). Правда, в отличие от него, эти архитекторы были более заинтересованы в явлениях повсеместной индустриализации и, как следствие, в индустриальном дизайне. В результате ар-деко, каким мы его знаем сейчас, сочетает в себе элементы нескольких стилей. Ар-деко нашёл воплощение в творениях многих художников 20-х годов прошлого века, их характеризуют угловатость, фактурные поверхности и стилизованные фигуры. Характерно для ар-деко и использование дорогих материалов: редких пород дерева, змеиной кожи, серебра и прочего. Своё название стиль обрёл не сразу - в 1925 году во время всемирной выставки современного декоративного и индустриального искусства.
Школа или стиль прерий (конец 19-начало 20 вв.) /
«К северу через северо-запад» (1959 г.)
В фильме можно увидеть дом, прототипом которого является работа Фрэнка Ллойда Райта (Frank Lloyd Wright)
В классическом триллере Альфреда Хичкока герой Кэри Гранта вдруг оказывается вовлечён в опасный мир шпионов, когда его по ошибке похищают на улицах Нью-Йорка.
Действие этого фильма происходит на фоне «органической архитектуры» – важнейшей части стиля прерий, распространённом на Среднем Западе США. Это направление характеризовалось преобладанием горизонтальных линий, открытых пространств, выступающих крыш и карнизов и множеством орнаментов. Горизонтальные элементы зданий призваны напоминать о пейзажах Великих равнин, или прерий. Этим объясняется название школы. Кроме того, в новом стиле нашли отражение впечатления американцев от восточных построек, в первую очередь - от японских храмов.
Дом Роби (The Robie House, 1910 г.) в Чикаго, один из лучших иллюстраций стиля Школы Прерий
Развитие этой американской школы прерий происходило по двум причинам: во-первых, как реакция на индустриализацию искусств - движение искусств и ремёсел (Arts and Crafts movement), а во-вторых, потому что США находились в поиске своего уникального стиля. Движение искусств и ремёсел зародилось в Британии и разцвело в Европе во второй половине 19 века. Его возглавляли такие знаменитости, как Уильям Моррис (William Morris, 1834-1896 гг.) и Джон Раскин (John Ruskin, 1819-1900 гг.). В это же время архитекторы вроде Луиса Салливана (Louis Sullivan, 1856-1924 гг.) и его последователя Фрэнка Ллойда Райта (Frank Lloyd Wright, 1867-1959 гг.) пытались найти вдохновение в открытом, минималистичном американском пейзаже с целью создать неповторимую национальную архитектуру. В результе взаимное влияние двух течений привело к появлению «органической» философии Школы Прерий: архитектура должна плавно вписываться в природное окружение.
Архитектура Фашизма (около 1922-1942 гг.) / «Эквилибриум» (2002 г.)
Фашистскую архитектуры по понятным причинам тяжело воспринимать даже современному человеку. Являясь важным элементом художественного мира в «Эквилибриуме», она усиливает тот гнетущий эффект, который оказывает на зрителя эта в истинном смысле драматическая картина. Сюжет повествует о судьбе одного из высших представителей власти (Кристиан Бэйл) в государстве Оруэлловского типа: там нет места эмоциям и чувствам – только полное повиновение и механическая работа.
Большая часть съёмок прошла в Берлине: для создания атмосферы использовались и ветхие сооружения в Восточной части, и то, что осталось от фашистской архитектуры времён нацисткой Германии. Она характеризуется нечеловеческими масштабами, минимумом декоративных элементов и давящей систематичностью и симметрией.
«Эквилибриум» снимался по большей части в Берлине, в антураже старой фашистской архитектуры
Трудно не уловить послания, скрытого в строгих формах, так любимых фашистскими лидерами: государство – это доминирующая сила во всех аспектах общественной и личной жизни. Наиболее выдающиеся образцы фашистской архитектуры были созданы, конечно, в Италии при Муссолини и нацистской Германии. В Италии новая архитектура родилась из попытки примирить современный рационалистский подход (такие материалы, как сталь, стекло, бетон) и классические стили – Греческий и Римский.
Иллюстрацией такого симбиоза может служить, например, это Палаццо (Palazzo della Civilta Italiana). Здание вызывает определённые ассоциации с Колизеем, но с очень чёткой симметрией и абсолютно гладкой поверхностью:
Нацистская Германия также обращалась к грозному классицизму, который должен был выражать мощь и постоянство Партии. В обеих странах, особенно в Германии, фашистская архитектура приобретала грандиозный размах, так как существовала необходимость в постоянном проведении многочисленных политических съездов.
Модернизм (начало 20 в. – н. в.) / «Время развлечений» (1967 г.)
Добро пожаловать в мир чистого модернизма. Картина Жака Тати (Jacques Tati) «Время развлечений» говорит сама за себя, пока её герои молчат: здесь нет диалогов, зато есть гениальный ситуационный юмор на грани фарса. Эта комедия призвана показать абсурдность современного мира. Тати предлагает зрителю понаблюдать со стороны за такими привычными объектами, как квартиры, офисы, аэропорты, парки, автомобили, – всё в абсолютно модернистском стиле, конечно. Чистенький минимализм современного европейского города скрывает множество нелепых противоречий, которые режиссёр очень умно подчёркивает для большего комического эффекта.
Lake Shore Drive, Чикаго (1949 г.), проект Миса Ван дер Роэ (Mies Van der Rohe)
Идея архитектурного модернизма развивается на протяжении последних ста лет и характеризуется широким рядом архитекторов и архитектурных стилей. При этом, когда мы говорим «Модернизм», обычно имеется в виду минимализм и использование современных материалов. Хороший пример тому – проекты Миса Ван дер Роэ. Несмотря на то, что у него было много современников, которых мы бы могли назвать модернистскими архитекторами (Ле корбюзье, Оскар Нимейер, Луис Кан и Бакминстер Фуллер, навскидку), это был Ван дер Роэ, чей гладкий, рациональный стиль стали называть термином «модернизм» в популярной культуре. Его подход к дизайну («меньше значит больше» - «less is more») был укоренён в искусстве конструктивизма, сконцентрированном на фасаде и структурных деталях здания.
Брутализм (1950-1970-е) / «Судья Дредд» (2012)
Кадр из фильма «Судья Дредд»: пейзаж Mega-City One отражает негативное восприятие бруталисткой архитектуры
Бруталисткая архитектура уже долгое время ассоциируется с дешёвыми строительными материалами, упадком городской культуры и провалом социальных реформ. Именно такой взгляд на неё отражён в этом фильме, который повествует об одном дне из жизни служителя Фемиды, который борется с преступностью на улицах города Mega-City One в безысходном и мрачном мире будущего.
Практически всё события в фильме происходят в жилом комплексе Peach Trees, огромной башне, которая представляет небольшой город сама по себе. Давящая конструкция намеренно вызывает воспоминания об убогом социальном жилье, выполненном как раз в стиле Брутализма.
Жилое единство (Unité d'Habitacion) Ле Корбюзье (1952 г.)
Старт Брутализму дал французский архитектор Ле Корбюзье. Характерной чертой его послевоенных проектов стало использование сырого бетона, что по-французски звучит как «bréton brut». Этот термин и дал название всему стилю – Брутализм. Вскоре его стали осваивать повсеместно, причём не только как способ сократить расходы, но и как возможность делать более честную и скульптурную архитектуру. Несмотря на достаточно дурную славу Брутализма (из-за неудавшихся попыток создания социального жилья и применения в значимых академических проектах), в действительности далеко не все бруталистские конструкции производят гнетущее впечатление.
Цифровой или параметрический стиль (н.в.) / «Трон: наследие» (2010)
Цифровая, или параметрическая архитектура – это не столько архитектурный стиль, сколько определённая техника работы. Она даёт возможность брать элементы и детали, которыми мыслят архитекторы при создании своих проектов, и изготавливать из них цифровую модель.
«Трон: наследие» (как и его предшественник «Трон») рассказывает о компьютерном программисте, который попадает в цифровой вселенную. Сиквел, впрочем, снимал режиссёр с архитектурным бэкграундом, поэтому фильм, пока мы наблюдаем за приключениями героя, также исследует вопрос совершенства дизайна в бесконечно меняющем свою форму киберпространстве. Эстетика «Трона» с его плавными, гармоничными формами и чистыми плоскостями визуально напоминает реальные объекты, выполненные с помощью параметрической архитектуры.
MAXXI: Музей искусств 21 века; Zaha Hadid Architects, 2009
Нечто похожее воплощают в жизнь такие архитекторы, как Заха Хадид (Zaha Hadid) и Фрэнк Гэри (Frank Gehry). Это не значит, что органические элементы не существовали до появления параметрического дизайна или что цифровая архитектура не предполагает прямых, чётких линий, но развитие технологий сделало возможным создание гораздо более смелых форм. Кстати, о параметрической архитектуре подробно рассказывал в своём интервью ARCHiPEOPLE Филипп Кац.
8 Spruce Street, Нью-Йорк; Frank Gehry Partner, 2010
Материал подготовлен на основе блога Захарии Эдельсона (Zachari Edelson)