Подписка на новости
"Необузданное творчество, выплеснувшееся на улицы – граффити. Кто-то по привычке назовёт это вандализмом, кто-то – искусством. Но наличие данного вида деятельности говорит о том, что город несёт в себе потенциал самовыражения, а, следовательно, он развивается, в нём есть плодородная почва, он вдохновляет."
Фотограф ARCHiPEOPLE Саша Голикова провела настоящее исследование граффити-культуры в Ялте.
19.11.2013, 02:42 | Автор: Саша Голикова
Город, как любой организм, преображается, тянется к небу, уходит к недрам, меняет цвет, покрывается пылью. Помимо этого его стены не только меняют форму, текстуру, но и обрастают «отметинами времени», современного, того, в котором живём. Будь то автограф, выпуклое слово или полноценная композиция. Необузданное творчество, выплеснувшееся на улицы – граффити. Кто-то по привычке назовёт это вандализмом, кто-то – искусством. Но наличие данного вида художественной деятельности говорит о том, что город несёт в себе потенциал самовыражения, а, следовательно, он развивается, в нём есть плодородная почва, он вдохновляет.
Исходя из условной формулы: "граффити как символ бурлящей урбанистической современности", – можно сказать, что Ялта входит в число городов, обладающих этим свойством. Ведь не случайно в течение трёх лет здесь проводились международные фестивали уличного искусства.
Стены Ялтинского культурного центра, отданные организаторами под роспись, до сих пор хранят воспоминания об акции «Граффити – это искусство! Стоп вандализм!», стартовавшей в июле этого года. На мой взгляд, довольно странно, что местом, отведенным для работ, стало именно это здание. Культурный центр расположен по улице Руданского в непосредственной близости от вещевого и блошиного рынков со всеми вытекающими последствиями. Практически в любое время суток у засоренного обшарпанного фонтана можно встретить разного рода колоритных личностей, праздно общающихся.
Не знаю, как все это выглядело в момент проведения «Yalta Summer Jam», но на сегодняшний день граффити обросло и прилегающее пространство культурного центра: заборы, стены и опоры перехода, постройки напротив. Некоторые представляют собой набор бранных слов, некоторые имеют определенный художественный замысел, в итоге смешиваясь и превращаясь в хаотичную паутину рыночной площади отдохновения.
Что касается непосредственно произведений, вытекших из баллонов художников, складывается ощущение, что ребята урывали себе абстрактные куски стены и заполняли их. Да, понятно, что участвовало более десяти команд из разных городов и стран, что сложно было создать единый контекст. На мой взгляд, можно бы было наметить общую для всех идею, подчеркнуть структуру здания, а исполнить уже в собственной манере. Это с одной стороны. С другой же, – «Yalta Summer Jam» все-таки соревнование, и если рассматривать его в таком, первоначальном ключе, команды постарались на славу.
По данным «Крымской газеты» третий фестиваль уличной культуры в Ялте стал кульминационным и, к сожалению, последним, – по окончании мероприятия местные власти решили запретить в дальнейшем устраивать подобного рода акции, объясняя это тем, что граффитчики разрисовали не только обусловленную территорию, но и весь город. Такое самоуправство оказалось не по вкусу правящим головам.
Помимо задворок культурного центра, в городе существует много других мест, собирающих в себе авторские следы разного рода. К примеру, практически каждая металлическая дверь испещрена тэгами (подписями):
Те же теги довольно часто встречаются на стенах, где расклеены объявления, – рисунки и обрывки бумаги образуют своеобразный симбиоз:
На Октябрьской улице находится любопытная дверь: подписи, украшающие её, выстроились таким образом, что создается впечатление, будто смотришь на арабскую вязь:
Так называемые «куски» покрывают поверхности многих домов, переходов, заборов:
Периодически в поле зрения попадают лаконичные фразы, смысл которых либо лежит на поверхности, либо глубоко сокрыт, уж слишком они прямолинейны:
Интересной работой отмечена одна из стен на Садовой улице, это не граффити, а именно рисунок, выполненный красками. Чей-то фантастический полет, вырвавшийся наружу:
Как-то, проходя мимо, обратила внимание на двух мальчиков, которые, глядя на рисунок, размышляли: «Нет, все-таки это не граффити. И вообще, я не понимаю смысла, в чём смысл? Какой-то человек верхом на кошке, да и у той вместо головы маковка, а человеческая голова живет в космическом нутре птицы. Нет, не понимаю».
Ялта, как и многие города, покрыта большим количеством настенных росписей. Где-то они выглядят уместно, органично, где-то, может показаться, портят окружающее пространство. Однако, как минимум в интернет-сообществах города, посвященных граффити-движению, часто появляются просьбы расписать территорию детского сада, внутренний дворик или ещё что. Люди обращаются к художникам, понимая, что они смогут оригинально решить поставленную задачу. Постановка же «нравится – не нравится», – вопрос уже сугубо личного восприятия.