Подписка на новости
Основатель проектов «Москультпрог» и «Велоночь» Сергей Никитин:
«Разрыв связей между историческими фактами и современностью приводит к тому, что уходит вкус к жизни... Культура – не просто абстрактная эрудиция или начитанность - это набор рецепторов, на которых строится все: от политики до гастрономии. Проекты Москультпрога, и, прежде всего, «Умный транспорт» направлены на активацию культурного кода в повседневности наших городов».
28.10.2014, 11:46 | Автор: Алиса Прихудайлова
Сергей Никитин, основатель проекта «Москультпрог» и «Московская Архитектурная Велоночь», российский историк, культуролог, действительный член Русского географического общества, доцент кафедры теории и истории культуры РУДН (Российского университета дружбы народов). Окончил исторический факультет МГУ им. Ломоносова. Преподаёт в РУДН.
Алиса Прихудайлова [АП] Как выглядит ближайшее будущее проекта «Велоночь»?
Сергей Никитин [СН] Музыкально. В ближайших планах непосредственно «Велоночи» — весенний сезон, и, в первую очередь, Венская музыкальная Велоночь, которую мы готовим в конце мая – начале лета. А творческая группа «МосКультПрог» будет продолжать работу по освоению других видов транспорта в рамках концепта Smarttransport.
[АП] Что такое Умный транспорт?
Мы предложили использовать популярный рейсовый транспорт для формирующихся экскурсионных инициатив, причем аудитория – жители города. Москвичи давно знакомы с этим ноу-хау: все началось в 2004-м, когда по просьбе Третьяковки мы придумали превратить троллейбус «Б» в экскурсионный: так родилась первая Букашка. В этом году по Садовому кольцу проехала «Гранд Букашка», посвященная истории музыки; выпущено мобильное приложение для айфонов – едешь и слушаешь, кто, где и какую музыку сочинил.
Разрыв связей между историческими фактами и современностью
приводит к тому, что уходит вкус к жизни.
Культура – не просто абстрактная эрудиция или начитанность - это набор рецепторов, на которых строится все: от политики до гастрономии. Проекты Москультпрога, и, прежде всего, «Умный транспорт» направлены на активацию культурного кода в повседневности наших городов.
Через две недели мы запускаем в Красноярске новый проект этой серии, он будет называться Story Bus – автобус историй. Он создан для маршрута автобуса N90, который проходит через весь город: начинается на исторической левой стороне города, у Университета, проходит через центральный квартал, через Николаевку, известный среди археологов как Афонтова гора, дальше маршрут пересекает Енисей по знаменитому на всю Россию Коммунальному мосту — именно он изображен на купюре достоинством 10 рублей, и идет по самой длинной улице Красноярска — Семафорной, а потом выходит на Красраб. Настоящее название этой улицы — проспект имени Газеты «Красноярский рабочий», но жители города сократили этот длинный официозный топоним. Это, кстати, один из знаковых моментов, о которых мы будем говорить во время аудиоэкскурсии — юмор, играющий огромное значение в повседневной коммуникации красноярцев и в городской навигации. В связи с этим невольно вспоминаются старомосковские названия, такие, как «Вшивая горка» или «Собачья площадка», которые сегодняшними москвичами забыты, мы их стесняемся, а в Красноярске этот процесс продолжается по сей день. Это видно и в названии маршрута N90, который красноярцы ласково называют «Девяностик». Такой прекрасный Девяностик.
[АП] Откуда родилась идея создать городскую архитектурно-транспортную активность? Сколько времени прошло от рождения идеи до самой Велоночи?
[СН] «МосКультПрог» с самого начала занимался архитектурой и урбанистикой, нас интересовала история московских окраин, и прежде всего — московских поселков и ансамблей 20-40 годов. В 2006 году был юбилей Мельникова, самые интересные и творческие годы которого прошли на углу Петровки и бульвара. Вот так и началась первая дружеская ночная велопрогулка. В 2007 году прошла первая открытая «Велоночь», тогда же появилось это название.
Многие спрашивают, зачем мы это делаем?
Суть проекта в том, чтобы передать вкус к городу и городскому стилю общения как можно большему количеству людей. Изначально — архитекторам и искусствоведам, но этот круг очень быстро разросся, и сейчас мы разговариваем с очень широкой аудиторией, а Московская «Велоночь» уже третий год транслируется на всю страну радиостанцией «Маяк», так что она вышла уже на федеральный уровень, а это сотни тысяч радиослушателей. И нам очень важна возможность продолжать начатый разговор, говорить не только о проблемах, но и о вдохновении, которое получает человек занятый урбанистическими и культурологическими исследованиями. Слово «урбанистика» за эти годы стало популярным, что нам очень приятно.
[АП] Сколько времени и усилий сегодня отнимают «Велоночь» и другие действующие проекты «МосКультПрога» у своих создателей?
[СН] Много (смеется). С самого начала мы привыкли не отказываться от самых смелых идей и начинаний, доводить их до реализации. Для нас это очень важно. И поэтому помимо «Велоночи», проекта, в котором заинтересован город и у которого есть крупные серьезные партнеры, мы также реализуем инициативы меньшего размаха, у которых нет поддержки со стороны городских властей, или мы ее не получаем в достаточной степени. Пару лет назад мы запустили в Москве лекционный pop-up “Мельников Бар”. Собрали самых лучших из лучших специалистов по нашей архитектуре – от Вячеслава Глазычева и Натальи Душкиной до Жан-Луи Коэна и Алессандро Де Магистриса (в рамкахмеждународной серии RKM Save urban heritage). В этом проекте мы сосредоточились над новым жанром – лекция-диалог. Да, «Велоночь» по-прежнему особенно важна для нашей команды, но сейчас большая задача и главный интерес — концепт-линейка «Умный транспорт».
[АП] Кто выступает заказчиком ваших проектов? Город или коммерческие организации?
[СН] По-разному бывает. Казанская Велоночь создана по заказу Мэрии Казани. Московская Велоночь не могла бы состояться без поддержки «Москомархитектуры» и ВТБ «Арена Парк». Наша самая первая Букашка на Садовом была создана по заказу Третьяковки. А музыкальная «Гранд Букашка» состоялась благодаря средствам, собранным при помощи краудфандинга. Проект в Красноярске приурочен к Красноярской ярмарке книжной культуры и делается при поддержке Фонда Михаила Прохорова.
[АП] Получается, проект «МосКультПрог» и его мероприятия существуют в основном на спонсорские деньги?
[СН] Это так. Мы представляем новые задумки нашим потенциальным партнерам. А если не получается — мы обращаемся к краудфандингу. С этого года мы также ввели регистрационный взнос на Велоночи.
[АП] Расскажите о проектах, для которых еще не пришло время. Что ждать от группы «МосКультПрог» через 5-10 лет?
[СН] У нас дружеский коллектив, для нас очень важна творческая атмосфера. Хотелось бы и через пять, и через десять лет быть такими же счастливыми и веселыми, как сейчас. У нас есть два глобальных, гигантских прорывных проекта. Я очень надеюсь на них. В ближайшем же будущем я жду Венскую музыкальную, а дальше Петроградскую музыкальную Велоночи. И большую выставку «Искусство Метро», посвященную 80-летию московского метрополитена, которую мы задумали вместе с Юлей Наполовой. Это три проекта, важных для всей нашей команды.
Фото: www.velonotte.com