Подписка на новости
ARCHiPEOPLE узнал у Ричарда Кастелли, первого иностранного куратора в истории «Архстояния», чем его привлек фестиваль, и что нового будет на нём в этом году.
10.06.2014, 02:42 | Автор: Андрей Кановка
Ричард Кастелли – известный куратор, продюсер и режиссер. Он продюсирует таких художников, как Жан-Мишель Брюер, Dumb Type, Granular Synthesis, Курт Хентшлягер, Ульф Лангхайнрих, Робер Лепаж, Джеффи Шоу, Широ Такатами и Сабуро Тешигавара. За режиссерскую работу награжден Золотой премией Фестиваля музыкальных фильмов в Рио-де-Жанейро, а также первым призом фестиваля Estavar (Испания). Ричард Кастелли – куратор множества выставок в Китае, Франции, Германии, Италии, Турции. С 1999 по 2007 г. он был главным куратором программы «Лиль – культурная столица Европы».
Впервые ли Вы курируете фестиваль подобный «Архстоянию», или у Вас уже был аналогичный опыт?
Безусловно, мне уже доводилось курировать различные фестивали, но фестиваль под открытым небом, посвященный архитектуре – еще нет. В мире очень мало таких фестивалей.
Почему Вы согласились работать с «Архстоянием», и какие возможности Вас привлекли?
Концепция фестиваля заинтересовала меня своей необычностью. Он напомнил мне Вудсток, но в архитектурном аспекте. И история фестиваля мне тоже пришлась по душе. Художники, которые, увидев храм (Троицкий храм в Никола-Ленивце – Прим. ред.), вдохновились им и ландшафтом вокруг него, решили осесть и творить нечто – все это кажется мне очень поэтичным. Николай Полисский, пришедший позднее, задействовал территорию максимально. Он много всего сделал, мне импонируют его работы. В общем, история с обустройством Никола-Ленивца мне очень симпатична, поскольку она показывает, как люди, которые не являются коренными жителями, приехав туда, почувствовали территорию, сумели ее облагородить и вдохнуть в нее новую жизнь. Узнав все эти детали, я с удовольствием принял приглашение стать куратором.
Что изменится на фестивале с Вашим появлением? Чего ему не хватает?
Конечно, я привнесу в фестиваль что-то новое, но не думаю, что термин нехватки, которую я якобы заполняю, уместен. Я следую следующим принципам: во-первых, показать как можно больше иностранных участников в этом году и, во-вторых, получить представление о российских участниках как иностранец.
Кого и почему Вы пригласили на фестиваль лично?
Сначала родилась концепция фестиваля для этого года. Когда я ознакомился с программами предыдущих лет, я обнаружил, что до меня не касались такого аспекта, как время. Это нормально, потому что архитектуру всегда воспринимают с точки зрения пространства и почти никогда – с точки зрения времени. Но и то и другое важно для архитектуры. Отталкиваясь от идей времени, я неизбежно задумался о пространстве. Например, мне пришло на ум имя японки Сашико Абе, занимающейся изящным искусством и перформансами. Она известна работами, сделанными из очень тонко нарезанной бумаги.
Другой участник, которого я пригласил и который вписывается в тематику времени, - Марк Форманек. Он возводит часы из досок, приводящиеся в движение людьми, которых будет до 50. Издалека часы будут напоминать электронные, а использование древесины, в какой-то мере приблизит этот перформанс к архитектуре.
Есть несколько художников, от которых мы еще ждем подтверждения. Один из них, Ульф Лангхайнрих, посещал Никола-Ленивец в этом году с целью участия в творческой резиденции, в ходе которой он много снимал в полях, в лесу, на разных типах ландшафта. У него получился целый фильм, который будет представлен в Шанхае в июле этого года. В следующем году мы надеемся показать эту работу на «Архстоянии». Пока что Лангхайнрих привезет проект Flash Scape. Очень яркая вспышка, яркость которой может составить до 90 000 Вт, будет каждые полчаса освещать территорию фестиваля в темное время суток. Будет казаться, что ненадолго наступает день. Мы высчитали, в одну из ночей будет новолуние, таким образом, нам удастся из полной темноты резко переходить ко «дню».
Среди российских художников особенно выделяется Александр Вайсман. Ему принадлежит авторство объекта «Павильон бесконечности» или «Купель». Он предлагает достигать эффект бесконечности с помощью зеркал и света, причем посетитель инсталляции обнаружит бесконечность, но не найдет в ней себя, своего отражения.
«Архстояние», конечно, это уже не просто архитектурный фестиваль. Не кажется ли Вам, что первоначальная архитектурная составляющая уходит на второй план, превращается в фон?
Мне кажется, что это связано с финансами, поскольку создание физического объекта предполагает бóльшие затраты, нежели организация какого-то события. Фестивалю, конечно, нужно соблюдать равновесие между архитектурой и другими активностями. Но в этом году будет построен крупный объект бельведерного типа, во Франции мы подобные называем «сумасшедшинками», потому что они вроде бы существуют, но особой пользы в долговременной перспективе не несут. Меня также очень интересует вопрос сохранности архитектурных элементов. Любой объект может получить новую жизнь, если его представить в ином свете. Было бы хорошо поменять расцветку уже существующих в Никола-Ленивце сооружений. Я называю это реактивацией.
Официальный сайт «Архстояния».
13-14 июня в Никола-Ленивце пройдет фестиваль «Архстояние Детское: Можно!», интервью с кураторами которого вы можете прочитать на нашем сайте.
Также читайте о том, что представляет из себя новый бельведер «Ленивый зиккурат».