Подписка на новости



Телеграмм

Переходите на канал Люся ин да хаус !



«Ландшафты и театры»

В сентябре в Голландии, в сельской местности, местечке Дондерен, собрались актеры из разных европейских театров для обсуждения своего нового проекта - «Ландшафты и театры». Проект они придумали сами, а название возникло не случайно. У всех представленных на встрече театров есть свои собственные резиденции, которые располагаются «на природе». Особенность театральных трупп состоит в том, что представления происходят исключительно в сельской местности. Объединение актеров Peer Group, к примеру, выкупило заброшенную военную базу недалеко от города Эссен, в Дондерен. На базе много разных помещений, в которых разместились офис, гостевые дома, склад для реквизита, мастерские для создания декораций.

02.10.2014, 21:13 | Автор: Людмила Малкис



Объединение актеров Peer Group, к примеру, выкупило заброшенную военную базу недалеко от города Эссен, в Дондерен. На базе много разных помещений, в которых разместились офис, гостевые дома, склад для реквизита, мастерские для создания декораций.

Заправляют хозяйством сами актеры. Среди них, надо сказать, люди различных творческих профессий: архитекторы, танцоры, музыканты, художники, декораторы. При этом, в своей театральной жизни они обычно перевоплощаются в тех, кому показывают представления - фермеров, сельских жителей. Происходит своеобразная трансформационная игра, когда зрители и актер меняются местами.

Проекты очень часто совмещают театральные постановки, выставки и социальные активности. Ни в больших городах, ни на курортах увидеть артистов  Peer Group невозможно: их среда обитания - маленькие деревушки и фермы. Зрители из городов могут сами приехать к актерам на базу (в прямом смысле этого слова), разделить с ними тут же приготовленную нехитрую трапезу, пропустить стаканчик вина и посидеть во время представления в одном пространстве с артистами. Сцены здесь как таковой нет.

Обычно представления устраиваются для небольшого числа гостей. Несколько лет назад прямо в чистом поле из соломы был построен замок на 50-60 мест. Актеры уговорили местного фермера выкопать вокруг него ров. Таким образом, пройти в соломенный замок можно только по хлипкому мостику, как и положено в приличных замках.

Интересный факт: на сегодняшний день в Голландии осталось 4 000 фермеров, а актеров (ну, всех актеров, а не только тех, кто живет на ферме) – 10 000. То есть, таких прямо фермеров-фермеров, с небольшими хозяйствами, очень мало.

Перформативное искусство, по данным отчета «Датского министерства агрокультуры, природы и качества питания», способно усилить публичные дебаты о качестве продуктов, содержании животных, содержании ландшафта и развитии фермерства. И этот вопрос министерство реально заботит. Именно ему посвящены целые исследования о влиянии культурных событий на комьюнити, живущее в сельской местности.

Министерство сельского хозяйства выделяет театральным труппам деньги на постановки, видя в этом очевидную пользу. Взаимодействие с фермерами позволяет влиять на социальные процессы и усиливать положительную динамику внутри них. Ведь сохранение истории людей, которые живут в глубинке – довольно важная часть той миссии, которая возложена на Министерство сельского хозяйства. Голландии.

По мнению исследователей, перформативное искусство способно привнести в жизнь сельских жителей новый контекст, позволяет заново оценить тот ландшафт, в котором они живут. Не только в России вырубаются огромные лесные массивы в пользу застройки жилыми домами, заводами, складами и прочими индустриальными благами, то же самое происходит и в Европе. Но ни здесь, ни там процесс грубого проникновения новых технологий в естественную природную среду не вызывает беспокойства у людей, в ней живущих. Не до красот им и не до ландшафтов, как утверждает статистика.

Именно поэтому первейшая задача Peer Group – взаимодействие с местными жителями. Актеры убеждены в том, что переживания, которые испытывает зритель во время спектакля приводят к переоценке ценностей. И красота окружающей природы, обычно не очевидная и не явная, выходит на первый план. Притом, зрители в обязательном порядке покупают билеты, то есть делают совершенно осознанный выбор в пользу современного искусства…

Затронуть душу человека не так-то просто, вступить с ним в продуктивное взаимодействие – еще сложнее. Работая с фермерами с 2001 года, актеры освоили некоторые техники, которые помогают этот процесс значительно ускорить и качественно улучшить получаемый от взаимодействия продукт.

Очевидно, что каждая деревня или населенный пункт имеют свою собственную особенность и уникальность. И для  Peer Group люди, населяющие конкретную местность – ключ к пониманию данного места. Пониманию, которое приходит через специфические истории, конфликты, праздники и церемониалы.

Каждый проект Peer Group начинают как «чужаки». Когда они впервые появляются в деревне, то всегда слышат одно и то же:

- Чего? Искусство? Зачем? Нет, нам это не нужно.

Но у группы уже сложилась целая система приемов, которые работают на завоевание доверия публики.

К примеру, однажды они возили по деревням, в которых не было хлебопекарни, печку, и сами пекли хлеб. Который обменивали на истории местных жителей. Рассказал историю – получил буханку с пылу с жару!

По большому счету, задача проекта Peer Group – собирать истории, которые дальше трансформируются в документальные постановки и перформансы. Происходит взаимный обмен, когда люди подпитывают друг друга личным опытом. Местные жители и их умения всегда задействованы в постановках. Поэтому идеи идут не от концепции, придуманной в голове, а из жизни и конкретной ситуации. И из нее уже рождается методика работы с постановочным материалом.

Канва и форма перформансов разнообразна и уникальна, практически никогда не повторяется. Таким образом, из собранных историй и материала актерами каждый раз создаются события специфические и универсальные одновременно. Аудитория же воспринимает выступления с наслаждением, не отвергая того, что демонстрируют носители современного искусства. Никакие тексты кураторов, специальные разъяснения для понимания происходящего ей не требуются.

Как, например, документальный фильм, в котором прослеживалась жизнь свиней с момента рождения до превращения в колбасу и карбонат. Трагедия и, одновременно, повседневность. Фильм был показан на фестивалях, а сейчас диски с ним раздают фермерам и всем, кому интересно. Городской публике, к примеру, которая помешана на эко-продуктах.  «Вам не все равно, кого вы сегодня съели? Держите диск!»

Такие вот занятные актеры и идеи у голландского министерства сельского хозяйства.

В России выступления Peer Group пока не запланированы, а жаль. Многочисленные фестивали очень были бы рады приезду людей, которые не заняты производством шоу, а нацелены на производство социокультурного контекста.


Записано со слов куратора театральных постановок Ольги Старковой.

Билеты на представления здесь.


Еще по теме:
Урбанисты
Люся Малкис

Просмотров: 7954

Оставить комментарий

Телеграмм

Переходите на канал Люся ин да хаус !





Конкурсы

Все конкурсы