Подписка на новости
Пятеро мужчин-архитекторов, короткое ёмкое название из трех букв, награды архитектурных конкурсов, которым нет счету — знакомьтесь, перед вами архитектурное бюро «Лес». Бюро существует с февраля 2014 года и создано на базе творческих групп «Хвоя», они же «Тихий час», и «Лесосплав». Две команды долгое время сотрудничали в творческих проектах, а потом решили объединиться и для коммерческой проектной деятельности. «Лесосплав» построил незабвенный «Храм Любви» из сена на АрхФерме, а «Хвоя» строила «Невидимый дом». Отсюда у мастерской «Лес» два начала — практическое и теоретическое, бумажное.
17.02.2015, 09:23 | Автор: Алиса Прихудайлова
Андрей Воронов, выпускник Академии художеств имени Репина
Илья Спиридонов, выпускник Академии художеств имени Репина
Георгий Снежкин (слева), выпускник Академии художеств имени Репина
Александр Берзинг (слева), выпускник Академии художеств имени Репина
Сергей Аксенов, выпускник Академии художеств имени Репина
Почему Вы организовали свое бюро? Был какой-то крупный заказ, который послужил катализатором?
[Андрей] Людям надо где-то работать. А мы устали работать по конторам. Никакого специального объекта для работы не было.
[Сергей] Сначала мы приняли решение, что будем создавать бюро, потом стали искать место.
[Андрей] Постепенно у нас накопились деньги на создание бюро: мы выиграли пару конкурсов, например конкурс администрации Петербурга на проект Дворца творчества школьников.
[Сергей] Это был конкурс концепций, наш проект совершенно точно не будет реализован, но зато нам хватило денег на то, чтобы купить компьютеры. Это было в 2013 году. А в начале 2014 мы начали свое существование как «Лес».
Какими достижениями может похвастаться «Лес» за первый год своей жизни?
[Андрей] За прошедший год мы построили Музей Стритарта, и это пока что единственная наша реализация. Там мы сделали абсолютно все благоустройство площадки, и до сих пор продолжаем с ними сотрудничать. Были планы сделать зимний вариант, превратить эти заброшенные постройки в нормально функционирующее музейное пространство, даже разработали концепцию, но произошли резкие проблемы с финансированием, поэтому проект временно положили в стол. Сейчас идет обсуждение создания брендинга площадки.
Расскажите историю этой площадки. Почему музей, почему Стритарта, почему на территории завода?
[Андрей] Сама идея принадлежит владельцу территории, он же владелец завода, и площадка существует в формате полотна для уличных художников уже около трех лет. Завод принимает передвижные акции, авторов зовут со всего мира, за эти годы там накопилось уже около пятнадцати полноценных работ. Одновременно с этим сократилось производство, выделился заброшенный участок, и было решено создать на этом участке музей с постоянной экспозицией. С помощью журнала «Проект Балтия» был организован международный конкурс, его выиграли финны из бюро JKMM Architects. Они сделали хороший проект, но он оказался слишком дорогим в реализации. Но музей хотел принять участие в программе Манифесты (Примеч. автора: МАНИФЕСТА 10 - Европейская Биеннале современного искусства) этим летом, и потому финский проект был по финансовым соображениям на время отложен в сторону, а заказчик через общих знакомых вышел на нас с предложением сделать за три месяца презентабельную и одновременно бюджетную летнюю площадку.
Какие еще проекты вы делаете?
[Сергей] Совместно со «Студией 44» мы сделали проект Гостиного двора. Это серьезный проект с исследовательской частью, сейчас он на стадии концепции. Мы делали его в содружестве с разработчиками историко-культурной экспертизы и наш проект полностью экспертизе соответствует. Утвержденные предметы и зоны охраны точно отображены в нашем проекте, так что когда найдутся деньги на проведение реставрации, она будет проведена по нашему проекту. Гостиный двор — это целый квартал, по периметру которого расположены магазины, которые по своей планировке не очень соответствуют современным требованиям. Внутри квартала есть огромное пространство, куда не пускают людей, сегодня оно занято складами, территориями для загрузки и стоянки. Это пространство всегда мечтали использовать, у Гостиного двора даже был проект, созданный австралийским бюро Buchan Group, который предполагал перекрытие этого двора, но, во-первых, с учетом новых подходов к охране памятников в нашем городе это оказалось неприемлемым, а, во-вторых, дорогостоящим. Наш же проект, напротив, максимально комплиментарен к существующей архитектуре, в нем практически ничего не перекрывается. Путем грамотного распределения функциональных зон, создания пешеходных маршрутов мы восстанавливаем состояние Гостиного двора на период 18 века.
Почему «Лес»?
[Сергей] Мы все любим лес. Это короткое ёмкое слово из трех букв.
[Андрей] На самом деле мы образовались из двух коллективов, один из которых назывался "Хвоя", а другой "Лесосплав". Вместе они превратились в «Лес».
Как вы планируете вашу дальнейшую работу? За какие проекты вы будете браться, а за какие — нет?
[Сергей] Главное, чтобы было интересно. Дело не в объеме, не в типе объекта.
[Андрей] Наши собственные проекты могут привести нас к славе и успеху, а погрязнуть в выполнении рабочих чертежей для других, пусть даже за большие деньги, это не то, к чему мы стремимся.
Является ли полноценным детищем архитектора то, что он не построил и не вычертил до последней черточки?
[Сергей] Все зависит от здания. Если Музей Стритарта не построить, то там и не о чем говорить, вся его суть именно в том, что его постоянно строят, и получается классно. А если мы говорим о «Невидимом доме», то предел его реализации — листок бумаги, на котором он нарисован. И при этом и то, и другое — архитектура.
[Григорий] Бывает архитектура, которая не работает без строительства. А есть проекты, выдуманные из головы, которые появились только ради того, чтобы их выдумать.
Расскажите побольше про такие выдуманные из головы проекты.
[Илья] У нас есть проект «Дома-колыбели», который совершенно точно будет реализован этим летом. В Петербурге строится новый хостел, где кроме обычных номеров будут предлагаться креативные арт-номера, отдельные домики, в том числе наш.
[Сергей] Мы сделали для них еще «Дом с люстрой», и тоже выиграли, но они решили его не строить — им показалось, что слишком много наград для одной команды.
Сколько у вас всего призов и побед?
[Сергей] Мы не ведем им счет, они же все маленькие. На самом деле их очень много, особенно у «Лесосплава». А именно у «Леса» пока что только награда фестиваля «Зодчество» за «Музей Стритарта», приз за проект «Дома-колыбели» и Конкурс на концепцию Дворца творчества, который позволил нам возникнуть как бюро. Три выигранных конкурса и одна реализация за год — не самый плохой результат.
Гостиный двор
Сегодня в Гостином дворе можно ходить можно только по торговой галерее. Во внутреннем дворе стоит так называемое «Второе кольцо», есть улица, которая в первоначальном проекте предполагалась торговой, и короткое время она таковой была. Но еще до революции она была закрыта, а после революции окончательно перестала использоваться. На фасадах внутреннего кольца выявлены сохранившиеся фрагменты, которые признаны как объекты охраны. Пространство наружного кольца всегда было единым, а внутреннее кольцо застраивалось мелкими лавочками, поэтому оно получилось лоскутным, для него было меньше ограничений, и там не все подлежит охране. Современный торговый комплекс должен включать не только торговые, но и общественные функции, как правило в нем есть кинотеатр, кафе и рестораны, парковки. В противном случае туда достаточно сложно привлечь людей. В нашем проекте мы открываем все внутреннее пространство и размещаем там все общественные функции. Существующая лоскутная эстетика этому соответствует, получаются разные домики, разной высоты и с разными функциями. А торговля остается в наружном корпусе. Между внутренним и внешнем поясами образуется пешеходная улица, а весь внутренний двор заполняется садом, которых в центре нашего города очень мало. Это пространство можно будет частично пересекать, и, таким образом пешеходы смогут «срезать» свой путь через Гостиный двор. Предполагается, что такое решение будет хорошо функционировать даже без перекрытий, сносов, добавления новых объемов, без того, чтобы отапливать улицу, тратить на это деньги и ломать исторический облик этих пространств.
Это почти полностью ландшафтное решение. Мы полностью облагородили площадку, продумали все до последнего камня, и мебель из бобин, и все элементы благоустройства летней площадки. Мы специально делали все так, чтобы казалось, что архитекторов там вообще никогда не было. До сих пор мы периодически проектируем для них то тир, то каток, а они постоянно думают о том, чтобы чем-то дополнить площадку, что-то изменить. Мы оформляем отдельные проекты, открытия, и все, от грузовика с диджеем и до сцен и мобильных кафе, все создаем мы. Стиль этой архитектуры можно обозначить как «мусорный дизайн». Это специфическая тема, в этом стиле мало кто работает, но он соответсвует специфике музея. То, что мы успели всего за год реализовать этот проект, стало возможным только потому, что строился он без согласований, без поиска строителей и подрядчиков, силами одних только рабочих завода.
Фото: Михаил Гринев, АБ «Лес».