Подписка на новости
В Петербурге наши друзья "Проект Балтия" устроили деловой завтрак: накрыли столы и пригласили спикеров. Саша Никитина, корреспондент ARCHiPEOPLE в Петербурге противостояла стихиям и посетила мероприятие, поела сэндвичи и послушала лекции.
08.12.2014, 14:27 | Автор: Саша Никитина
Фонтанка заледенела. Покрылась тонким слоем льда и даже скукожилась от ветра. Я тоже напрягаюсь, как тибетский монах пытаюсь согреть тонкую сноубордическую курту теплом своего тела. Вдох-выдох. После неприветливого Питерского утра ворваться в тёплое помещение особенно приятно. Я опаздываю на полчаса, но оказываюсь вовремя. Мне улыбается пиарщица «Проекта Балтия» и пишет на бейдже, таком, как когда-то мы носили в школе: «Саша Никитина, Архипипл».
Кажется, что «Проект Балтия» выбрали ресторан Zig-Zag для делового завтрака не случайно – нас окружают лаконичные с оттенком безумия предметы эдакого скандинавского интерьера шестидесятых: психоделические панно, яркие-неяркие цвета. Конечно, ничего особенного в выбор места не было вложено, но локация порадовала.
Итак, я на месте, куртка согревается в шкафу, я согреваюсь чашкой чая и хватаю сэндвич с лососем. А «на сцену», между тем, выходит хэдлайнер нашей сегодняшней встречи – Юкка Хальминен, финский дизайнер, со-основатель и директор дизайн-бюро KOKO3.
Это неожиданный поворот и без лишних прелюдий скажу, что презентация у Хальминена была что надо. Как хороший оратор он вовремя шутил, предлагал ровно столько информации, сколько способны были воспринять собравшиеся (в основном визуальной, представленной на слайдах), говорил лаконично и чётко, хотя переводчица не всегда умудрялась выкрутиться из его метафор.
Даже застревающие кадры на ненастроенном трапециевидном экране проектора и периодический шум кофемашины не смогли испортить речь.
• Хальминен рассказывает немного об истории финского дизайна, показывает примеры и новые работы. Финляндия, на границе между западным и восточным миром, объединила в себе признаки обоих - точно как и русский дизайн. Конечно, не обходится и без влияния локального - мифы, сказки, материалы, всё влияет на развитие дизайна Финляндии. В то самое время, когда Юкка выступает, в кинотеатре Родина идёт фестиваль финского кино. Я сую в рот сэндвич с рыбой и авокадо, политый соусом и пытаюсь сделать пару снимков. На экране тем временем интерьеры Aalto & Aalto и невероятно милые штуки Salakauppa как связь Финляндии-России-Кореи. Здесь же за стенкой спрятан ещё один пример финского дизайна - мусорные урны Mika Tolvanen, одного из тех финских дизайнеров, которые работают на компании вне Финляндии.
На экране Fake Graphics, Supercell, Flash Planet NY. Игры со светом и мебелью. Хорошая, познавательная лекция с ещё горячим чаем и бутербродами.
Дальше дизайнер переходит к своим работам и отмечает отдельно, что для него дизайн не является самоцелью, главное – люди. Он сравнивает дизайн с йогой, где каждое упражнение ты всегда делаешь, будто в первый раз.
За столами ажиотаж, многие хотят задать Юкка вопросы, он добродушно отвечает и отправляется за своей порцией кофе и сэндвичей.
• Павел Ульянов, куратор и совладелец Modernariat, представил совсем другую презентацию. Очевидный теоретик, он очень любит говорить, поэтому визуального контента у него вовсе не оказалось, зато в рукаве были припрятаны множество цитат и рассуждений.
Суть скандинавского дизайна в его простоте: перекрасить стены, практично расставить мебель. Что-то похожее сказала Элен Кей и была права. Дальше Павел продолжает вещать, сыплет формулировками типа «гипертрофированная политическая дифференциация», отчего начинает гудеть голова – сутра я к такому была не готова.
О популяризации, развитии скандинавского дизайна в России – вот о чём его лекция. Практичность, говорит Павел, здесь приживается тяжело, в России любят блеск и чрезмерность. Поэтому он проводит практические туры по Финляндии, Выборгу, занимаясь просветительской деятельностью.
Вопросов ему задавать не хотелось никому, но Павел задал вопросы себе сам и сам же на них ответил. С этого момента термобельё под джинсами и зимние ботинки стали как-то слишком парить, пальцы пухнуть, всё чесаться и раздражать. Тем более сэндвичи, очевидно подсохли, а вода в чайниках остыла и появились мысли: «когда же это кончится?».
•В режиме нон-стоп вслед за Павлом представляет свою презентацию Вячеслав Хомутов, как третий типаж архитекторов-дизайнеров. Вячеслав - руководитель архитектурного бюро Хаубаус, очень улыбчивый и приятный, но его презентация полностью вылетает из головы. Половину времени он боролся с девушкой, которая настраивала слайды, вторую половину сам боролся с проектором. На его практике в России чаще заказывают итальянскую мебель, чей дизайн больше склонен к декоративности, а не к простоте, возможно, поэтому скандинавский стиль не так популярен.
Здесь допущу небольшую NB: практически все (кроме разве что Хальминена) выступающие говорили о том, как сложно скандинавский дизайн внедрить в российское общество и как он требует специальной популяризации. По моим личным наблюдениям: Икеа – считается чуть ли не верхом стиля и качества в кругах молодёжи. Каждый первый антиспейс, модный барбер-шоп, кофейня или бар оформлен именно в скандинавском стиле. В особенности это чувствуется здесь, в Питере, где каждый первый хотя бы на полчаса ездил в Финляндию и в крови у него прописана любовь к свитерам с оленями и однотонным покрывалам, одновременно с ненавистью к пёстрым коврам (привет «совок»!) и хрусталю в сервантах. То есть речь идёт в основном об элитных заказчиках, тех, кто собственно заказывают декор у спикеров, но никак не о большинстве. Лично мой взгляд на это – просто надо переждать. Тем, кому сейчас по 20 и кто уже любит скандинавский стиль именно за его примитивный уют, через 15 лет будет по 35 и они, развиваясь как 3D моделлеры, граф-дизайнеры, пиарщики, стартаперы, кулинары и гейм-разработчики, логисты и менеджеры смогут позволить себе элитный декор в скандинавском стиле уже спокойно и без уговоров.
Вячеслав рассказывает в основном о том, что и как он делает. Демонстрирует дизайнерских слоников на детские площадки, в частности своего, художественно продырявленного, говорит о Европейской эстетике и том, как туда вписываются выпускники Мухи, натренированные делать «декоративщину». Не ясно о чём лекция и она забывается, но само её прослушивание ещё приносит удовольствие, наряду с испытанием терпения.
• Так же практически без вопросов (не считая комментариев неугомонного Павла Ульянова) Вячеслав передаёт эстафету Вадиму Кондрашеву, руководителю Archi-Do. Возможно, его лекция и была бы интересной, но кожа под термолеггинсами уже пылает огнём, а сидеть на одном месте в течение трёх часов у кружки остывшего и опостылевшего чая мне, холерику, кажется просто невыносимым. Я отправляюсь на прогулку в туалет – смотреть на урну, о которой упоминал Хальминен, и делать сэлфи, затем пристаю к знакомой фотографу, краем уха слышу, опять речь об Италии (хотя тема скандинавская).
Итальянский стиль – как эталон роскоши, богатства, потому в России часто тянутся к нему, в то время, как ближайшие соседи остаются будто инопланетянами. Тезис не новый, звучит теперь из уст Вадима. Если не ошибаюсь, его бюро делает праздничное оформление для Икеа на Парнасе, какой-то невероятный сюрприз, но я туда не пойду, не люблю мегамаркеты.
• На пределе напряжения и усталости начинает лекцию Ярослав Мисожников, ещё один типаж. Можно сказать, Проект Балтия подобрали спикеров очень грамотно, раскрыв основные типажи активных людей. Ярослав глашатай и представитель мелких независимых мастеров, людей, которые делают авторский локальный дизайн типа 52 Factory или Саши Каныгина. Он первый из спикеров, кто говорит о русском современном дизайне и том, как на него влияет скандинавский. Собственно Ярослав оказывается ближе всех к тому, как выглядит «неэлитный» Петербург и тому, какое на самом деле сильное влияние имеет Скандинавия на молодёжь. Его лекция интересная, почти на уровне лекции Хальминена, хорошее распределение произносимого текста и изображений на слайдах. Даже немного взбодрила моё распухшее от перегрева тело. Много времени Ярослав посвящает Кате Копытиной и её LightBean, как примеру очень успешного проекта одного человека, а не компании. В частности в проекте LightBean Ярослав отмечает простоту его производства и упаковку. Объединяющий фактор российского и скандинавского дизайна не только расположение между Европой и Азией, но и материал – а именно дерево, основные предметы, о которых рассказывает Ярослав, сделаны из дерева, а сам спикер – участник проекта «Именно лавка».
Ему задают каверзные вопросы, и завершает «завтрак» (не)прилично за полдень снова Юкка, подводя итог:
«Не важно, русский это дизайн или скандинавский, важно делать лично свои вещи». И с ним можно только согласиться.
Я не успеваю пообщаться неформально с гостями, хватаю интересные визитки и убегаю на морозную Фонтанку, потому что и так последующие планы пришлось перенести и времени только, чтобы бежать и хватать воздух простывшим горлом. Ну, спасибо журналу «Проект Балтия», было вкусно, познавательно и очень долго.
Текст и фото: Саша Никитина
Организатор "Проект Балтия"
Место: Zig-Zag
Спикеры:
Юкка Хальминен, KOKO3
Павел Ульянов, галерея Modernariat FB VK
Вячеслав Хомутов, Хаубаус
Вадим Кондрашев, Archi-Do
Ярослав Мисожников, "Именно лавка"