Подписка на новости
Сегодня, 28 июня, для широкой аудитории открывается 10-я Европейская биеннале современного искусства MANIFESTA. MANIFESTA без манифеста в стране, которую за «хороший тон» принято бойкотировать, а президента называть нехорошими словами, в Санкт-Петербурге, холодном, мрачном и лучшем городе на Земле. Это событие года, десятилетия, где политика уступает место личности, границы государств растворяются, время и пространство теряют силу, и мир становится цельным, пускай и хаотичным.
28.06.2014, 16:35 | Автор: Саша Никитина
Атриум Главного штаба забит журналистами и некоторыми профессионалами. Здесь, бегло осматривая толпу, я встречаюсь взглядом с Утой Кильтер, одесской актрисой и арт-критиком. Ещё в декабре украинские СМИ сообщали, что она смертельно больна, поэтому видеть её живой и за работой очень радостно. За столом Каспер Кёниг, Михаил Пиотровский и Хедвиг Фейен – по очереди говорят. Хедвиг – снова о том же, что и на пресс-конференции весной, Пиотровский о том, что ни одна из работ на М10 не нарушает законов РФ, Кёниг – как всегда сложно об искусстве:
«То, что вы видите - это лучший показатель представления каждого художника о себе, о том, кто он есть, откуда он, что его вдохновляет. Кто-то моралист, другой видит всё в чёрно-белом цвете, но однозначно это не "топ-100 лучших" - в этом вся идея. Качество, которое не становится рейтингом».
Журналисты расходятся по зданию Главного штаба, оставляют под ногами оранжевые подушки. В пресс-кит есть схема «где-что», но она не слишком помогает – заблудиться очень легко даже в Главном штабе, не то что в Зимнем дворце. Лифты работают, но не со всех этажей, лестницы закрыты или открыты, но не туда, куда хочется.
Обойти стороной великолепный «Срез» Томаса Хиршхорна – невозможно. Так, по-петербургски разрушенный, он восхищает и страшит: там высоко комнаты, в которых можно бы жить, сушить бельё, греть чайник среди подлинников Малевича, Филонова и Розановой – но стены сделаны из картона и скотча, и подобраться к ним нельзя. Хаос, которым проникнута самая, наверно, крупная инсталляция М10, – гармония разнообразия, которую олицетворяет биеннале в целом.
М10 похожа на сад – не запущенный, но в таком обаятельном небрежном стиле. Площадки параллельной программы разбросаны по городу, работы участников М10 подобны Волли, которого никак не найти среди классических обитателей Эрмитажа, и даже в Главный штаб окончательно переместился Матисс, который там и должен по идее быть, и теперь запутывает китайских туристов, пришедших с фотокамерами смотреть его «Танец» на третий этаж Зимнего дворца. Сложно судить о том, как MANIFESTA проходила в других городах, но выбранная Каспером Кёнигом тактика сейчас, в Петербурге однозначно удачная, М10 вписывается в такой же художественно запущенный Петербург идеально.
Гражданские позиции участников самой политической биеннале, основанной на руинах СССР и Берлинской стены, видны там и здесь, но это разнообразие мнений рождает хаос. Этим хаосом и разрушением пропитаны работы и Клары Лиден, и разбитая «копейка» Франсиса Алиса во внутреннем дворе Зимнего, и великолепные красные работы Отто Цитко на четвёртом этаже Главного штаба. Рядом с ним стерильность картин Оливье Моссе, детализированных и прекрасно-вуайеристичеких снимков Вольфанга Тильманса, фотографий питерских девочек-гимнасток Ринеке Декстра.
М10 не обходит политические события, но и не делает их центром повествования, позволяя художникам быть собой – репейником, бурьяном или садовой розой. После стольких метаний, споров и сомнений город принял «Манифесту», теперь за четыре месяца задача жителей города принять её.
Хедвиг Фейен говорит: «Я надеюсь, к концу этих четырёх месяцев большая часть российской аудитории познает эту удивительную биеннале,» - и добавляет цитату южноафриканского художника: «Не всё, с чем мы сталкиваемся, мы можем изменить. Но ничто не может измениться, пока мы не столкнёмся с ним».
Я сталкиваюсь со старушкой-смотрительницей Эрмитажа, традиционно консервативной и присыпанной пылью, и спрашиваю: «Где мне найти «Эмму» Герхарда Рихтера», на что получаю ответ: «Эмму? Так вон она – как вы могли пропустить такую красавицу?!». И не так важно, что я считаю её красавицей, а Рихтера – гением, важно, что и смотрительница видит это.
Текст и фото: Саша Никитина.
Официальный сайт MANIFESTA 10.