Подписка на новости
На повестке: архитектурное образование глазами молодых архитекторов, выпускников Казанского и Ижевского университетов.
"Архитектура - вещь абстрактная. Да, мы можем пустить пыль в глаза, но "молодых архитекторов" не бывает... Можно быть талантливым подающим надежды специалистом, но назвать архитектором можно лишь человека опытного, за плечами которого стоит не один реализованный проект, у которого есть своё видение. А пока что все наши рассуждения подобны разговору двух детей в песочнице, строящих замок. Причём у них архитектуры будет больше – их творение никем не навязано. Наше же мнение уже сформировано под влиянием других."
24.10.2013, 13:16 | Автор: Екатерина Пестова
Луиза Семеновых, студентка Ижевского государственного технического университета (ИжГТУ), затем Казанского государственного архитектурно-строительного университета (КГАСУ)
Михаил Тычинин, выпускник инженерно-строительного факультета ИжГТУ
Александр Копытов, студент ИжГТУ, затем КГАСУ
Константин Самарцев, студент ИжГТУ, затем КГАСУ
Слева направо: Михаил, Луиза, Александр, Константин
Друзья, расскажите, чем вы руководствовались при выборе профессии?
Луиза: Хотелось иметь творческую специальность, которая бы нравилась и была полезной. Таков был мой личный выбор.
Помню первый вопрос преподавателя: "Карандаши точить умеешь?"
Михаил: Мой друг горел архитектурой, и меня это тоже захватило. В 11 классе я пришёл к Владимиру Михайловичу Соколову, преподавателю ИжГТУ, – решил попробовать свои силы. Помню его первый вопрос: "Карандаши точить умеешь?", а первое задание – нарисовать стул. Спустя полгода он сказал: "Миш, что-то у нас с тобой совсем ничего не получается, может чем-то другим займёшься?". В итоге вступительный экзамен по рисунку я сдал на отлично. Мне это было надо – и я сделал.
Константин: У меня похожая ситуация. Я начал посещать курсы при ИжГТУ: каждую субботу приходил и работал там, т.к. дома не получалось. Иногда меня отговаривал тот же Соколов, но я стоял на своём.
Александр: В детстве родители отдали меня в художественную школу. В общеобразовательной школе я был склонен к математическим дисциплинам. В итоге все свелось к одной профессии, сложились два умения: рисовать и считать.
Константин: Да, архитектура стоит на стыке творческого и технического начал.
Александр Копытов
А если не архитектура, то что?
Михаил: Я был бы режиссёром, снимал бы фильмы.
Константин: Поддерживаю, это очень круто. Там есть ещё одно измерение – время.
Александр: Возможно, изучал бы нанотехнологии в Перми или был промышленным дизайнером. Мог бы проектировать всё: от бензопилы до машины. Слышали историю о Владимире Пирожкове, студенте из Свердловска, которому посчастливилось стажироваться у всемирно известного дизайнера Луиджи Колани (Luigi Colani), а в последствии сделать успешную карьеру на Западе и у нас, в России? Сейчас по всему миру ездят машины с "пирожковским" дизайном.
Как думаете, вас что-то глобально отличает от людей других профессий? Вы иначе смотрите на мир?
Александр: Да. Есть такое. Мы как-то стояли с Мишей на балконе, смотрим – здание кривое, спрашиваем у других, они в ответ: "Вы что, архитекторы?"
Луиза: То же самое: идём в большой супермаркет, смотрим наверх и обсуждаем, какие фермы лежат, как швы расположены. В гостях не на красивые обои смотришь, а на планировку, расположение.
Константин: Всё сводится к тому, что обычно люди просто не обращают на эти вещи внимания. Я зашёл на Финляндский вокзал в Питере – там очень интересное перекрытие в форме такой раскрытой простыни. Мы всё вокруг замечаем: смотрим не на то, как это выглядит, а на то, как это сделано.
Надо сказать, это заразно. Я с вами пообщалась и на окружающий мир иначе взглянула – много интересного, оказывается. А вы смотрите на всё больше с технической или с эстетической точки зрения?
Луиза: Мы не просто рисуем форму, а сразу думаем, как это всё подогнать, реально ли это построить, продумываем фундамент, перекрытия, нагрузки.
Константин: Ты можешь выдумать что-то совершенно безумное, но будет ли это стоять? Вот в Питере есть СПбГАСУ и Академия художеств Репина. Это два лагеря: одни инженеры-конструкторы, другие – художники. У них на весь процесс разные точки зрения, возможно – полярные.
Вам тоже есть что сравнить: кто-то успел поучиться и в ИжГТУ, и в КГАСУ. В чём разница?
Луиза: В Казани более узкая специализация, более сильная архитектурная направленность.
Александр: К примеру, в ИжГТУ у нас был один курсовой проект за полгода, а в КГАСУ уже 2-3, и это только по основной специальности.
Константин: ИжГТУ – огромный вуз, где обучаются и экономисты, и информатики, и управленцы, а в Казани – все наши, все ходят с папками, чертежами, у всех схожие проблемы.
Александр: И ты можешь подойти к любой девушке и обсудить, как лучше сделать ригель.
Михаил Тычинин
Получается, в Казани больше практики?
Александр: В ИжГТУ я принёс проект дома, и мне его зачли. А в Казани сказали, что так не пойдёт: здесь большой расход материалов, надо переделать. Конечно, при этом стоит учитывать и разные временные рамки в этих вузах.
Константин: В ИжГТУ ввели систему бакалавриата, поэтому все учебные планы были переписаны под программу на 4 года. В Казани – специалитет, 5,5 лет.
Одна абитуриентка, поступив в Ижевск, Казань и Екатеринбург, спросила меня, куда ей идти, где лучше учиться. Я не хочу ничего плохого говорить об ижевском образовании, в ИжГТУ работают достойнейшие люди, которые в 1997 году организовали, по сути, экспериментальную кафедру архитектуры: Александр Николаевич Зорин, Владимир Михайлович Соколов, Лилия Изосимовна Ившина. Они выпускают хороших специалистов, они создали хорошую "воронку" для заинтересованных. У нас в Казани немного по-другому. Иногда приходится делать некоторые вещи "стиснув зубы", чтобы идти дальше, но делать это легче, так как у нас умеют мотивировать.
Если ты – "звёздочка", тебе лучше будет в ИжГТУ.
Михаил: Вот в чем отличие казанского вуза от ижевского: Казань – это школа, это постулат, а в ИжГТУ тебя слушают, с тобой ведут диалог. В КГАСУ говорят, что надо делать так – и ты делаешь так. Я думаю, там вот такое "давление" есть. Я в Казани не учился. В Ижевске свободнее, если ты всерьез любишь архитектуру и настроен на результат. Но базу получать надо в Казани, в Питере, в Москве. Ижевск – это неформат, здесь может быть необычно, здорово и качественно, но это неформат. Наша кафедра во многих конкурсах очень хорошо о себе заявляет. Суть в том, что в Казани – массовость, а здесь на каждом выпуске есть 2-3 "звёздочки". Если ты – "звёздочка", тебе лучше будет в ИжГТУ.
Луиза: По-моему, в ИжГТУ рамок больше. В Казани видела много "сумасшедших" проектов.
Александр: Наоборот. Я делал проект дома, но после всех замечаний и корректировок вышло как у всех, и пришлось делать прямоугольник, кое-что дорабатывая на фасаде. В ИжГТУ было по-другому: тебе дают добро, идут навстречу, позволяют эксперементировать и творить.
Михаил: Eсли горишь этим, то сам всё делаешь. А в Казни ты должен "базу тянуть".
Константин: Ещё сроки. На бакалавриате у Миши было 5 курсовых и диплом за последний семестр, а в Казани ты волен делать полгода одну лишь дипломную работу.
А пока что все наши рассуждения подобны разговору двух детей в песочнице, которые строят замок. Причём там архитектуры будет больше – это же непредвзято, никем не навязано.
Возможно ли после окончания бакалавриата ИжГТУ поступить в магистратуру за рубеж?
Михаил: Конечно, но только не на архитектора. Это ещё одна интересная особенность. В дипломе у меня об архитектуре ни слова нет, написано: "присуждена степень бакалавра техники и технологии в направлении строительство". То есть я – проектировщик зданий, и не могу пойти в магистратуру по направлению архитектуры, потому что на бумаге к ней я отношения не имею. И ещё 3 выпуска после нас будут получать такие дипломы.
Константин: А нынешние первокурсники, по-моему, уже будут делать акцент на рисунке и меньше на технических предметах, и диплом у них будет "архитектурный".
Миша, а ты не пошёл в магистратуру?
Михаил: Раньше я думал о магистратуре за границей. Но после армии понял, что хочу работать, жить самостоятельно, независимо. У меня более приземлённая цель: набраться строительного и экономического опыта, понять, как, что и с чем кушают в нашей стране. Россия очень энергетически мощная, и раз уж я здесь родился, планирую биться дальше.
Россия очень энергетически мощная, и раз уж я здесь родился, планирую биться дальше.
Я не вижу себя архитектором. Я отличаюсь от товарищей тем, что мне нужна конкретика. Архитектура - вещь абстрактная. Да, мы можем пустить пыль в глаза, но нет "молодых архитекторов", не бывает таких специалистов в нашем возрасте. Можно быть талантливым, но назвать архитектором можно лишь человека опытного, за плечами которого стоит не один реализованный проект, у которого есть своё видение. А пока что все наши рассуждения подобны разговору двух детей в песочнице, которые строят замок. Причём там архитектуры будет больше – это непредвзято, никем не навязано. У нас мнение уже сформировано под влиянием других.
Луиза Семеновых и Константин Самарцев
Но и великие с чего-то начинали.
Михаил: У меня был проект, и заказчики не знали, что им надо. Я работал с ними как рекламщик: определял целевую аудиторию, контингент, ценовые характеристики, – я делал не архитектуру, я делал "билборд". Вот такое отношение. Зачастую люди сами не знают, чего хотят.
Один мой друг вкладывает душу в каждый проект. Он делает не ширпотреб, он горит этим, а потом его представление не совпадает с представлениями заказчика.
Все наши рассуждения подобны разговору двух детей в песочнице, которые строят замок. Причём у них архитектуры будет больше – их видение непредвзято, никем не навязано.
Константин: Зачастую архитектору приходится сталкиваться с иным взглядом. Я поведусь на чужое мнение, если оно профессионально и обосновано, а если это просто какая-то прихоть – тут уж увольте.
Луиза: Заказчик всегда будет хотеть делать всё по-своему, даже если это невозможно воплотить в жизнь с технической точки зрения. Некоторым сложно объяснить, почему вышло не так, как мечталось.
Михаил: Вот чем архитектор отличается от слесаря? У слесаря виден результат работы – у архитектора всё неочевидно.
Луиза: Да, это дело вкуса. Как новое здание Мариинки: одни восхищаются, другие торговым центром называют.
На начальных курсах мы рисовали нереальные дома, где много стекла: большие витражи, панорамные окна, но нам говорили, что мы в России, и здесь нет условий для таких домов: большие теплопотери плюс деньги на отопление, да и немногие захотят открывать своё жилище для посторонних глаз.
Может, просто русские довольствуются меньшим?
Константин: Это система формирования потребностей. Если человеку дать фотоаппарат, он просто будет снимать. А вот если ему рассказать об автоспуске, он будет этим пользоваться. Если мы покажем заказчику, что можно и иначе построить, его это заинтересует.
Сказалось влияние советской эпохи, люди привыкли к квадратным коробкам, хрущёвкам. Исключая, конечно, множество столичных построек. Сейчас, когда кто-то хочет выделиться, часто получается не очень красиво.
Здорово самому для себя спроектировать дом. И чем больше опыта, тем больше отдачи и удовольствия получаешь.
Луиза: Плюс за постройки зданий отвечает городская администрация, главный строитель, архитектор, которые также диктуют свои условия и умеряют пыл архитектурных задумок.
Александр Копытов
Есть какие-либо профессиональные задумки в личном плане?
Александр: Я бы дом построил!
Константин: Да, здорово самому для себя спроектировать дом. И чем больше опыта, тем больше отдачи и удовольствия получишь.
Александр: С квартирой сложнее: там меньше простора, надо считаться со многими факторами, не трогать несущие стены, например.
Луиза: Почему? Из квартиры-студии вполне можно сделать нечто интересное, с помощью перепланировки, зонирования.
Константин: А ещё хорошая идея – умный дом, где тратится минимум энергии, естественная вентиляция. Круто сделать что-нибудь независимое.
Александр: Да, дома, где используются альтернативные источники энергии превращают энергию солнца в электричество. Но в нашей стране это всё тяжело осуществимо: дорого и холодно.