Подписка на новости
Бюро «Народный архитектор» — это его создатели и сформировавшаяся с течением времени команда, а все месте — компания друзей, большинство из которых знает друг друга не первый год. Работа в бюро основана на товариществе, взаимной поддержке и безграничном энтузиазме. С одинаковым азартом коллеги и друзья берутся за создание систем навигации, конструирование виртуальных пространств и за традиционные архитектурные проекты. История становления бюро — пример любви к профессии и уверенности в своих силах.
30.03.2015, 12:57 | Автор: Алиса Прихудайлова
Основатели бюро:
Алексей Курков, Дмитрий Селивохин, Антон Ладыгин
Что привело вас к созданию собственного бюро, дало вам возможность начать собственное дело?
[Антон] У нас не было возможности. По большому счету, мы создали бюро не потому что, а вопреки. К нам не приходил особенно большой заказ, мы начали с абсолютного «нуля», не имея ни ресурсов, ни активов. Конечно, у нас была первоначальная идея, и даже не одна. Первое, что мы решили продвигать — «дома-конструкторы». Мы запустили сайт, где с помощью виртуального конструктора можно создать свой собственный идеальный дачный дом, набрать нужные опции, непосредственно в интернете создать типологию, которую затем можно получить в реальности.
[Митя] Мы думали, что люди хотят для себя модную архитектуру, которую можно получить за небольшие деньги, и что за таким предложением все выстроятся в очередь.
[Антон] И дальше возникла проблема, что этот продукт и идею надо кому-то продать. Сначала это не вызывало у нас опасений — в России 30 миллионов владельцев дачных участков, покупатель должен найтись. Но реальность оказалась намного сложнее.
То есть это предложение никого не заинтересовало?
[Антон] Идея была слишком идеальна.
[Митя] Это была самая первая идея, у нас отсутствовал опыт работы на рынке. В конечном счете оказалось, что те люди, которые приходят купить проект дома за 20 тысяч рублей , они не хотят специальный, особенный и минималистичный дом, им нужен обычный дом, и это нормально, это их право. А мы были уверены, что все накинутся на недорогие услуги архитекторов с хорошим опытом и нестандартным подходом к проектированию.
[Антон] На тот момент мы все работали в известных московских бюро, занимались в том числе и общественными пространствами.
Но несмотря на первое разочарование, вы все-таки не сдались?
[Митя] Наша идея была в том, что у нас есть самое важное — опыт. На тот момент мы все уже поработали в крупных бюро, чьи работы известны, но у которых высокая ценовая планка, а потому с ними не всегда комфортно работать. Мы решили, что за время работы в этих бюро уже разобрались, как все делается, и можем сохранить тот же уровень качества, но цены будем предлагать гораздо ниже. Мы решили быть более клиентоориентированными, делать проекты со всем старанием и вниманием, и были уверены, что девелоперов это заинтересует, ведь это выгодно. Так мы занялись тем, что называется «холодными звонками» — по списку обзванивали потенциальных заказчиков, три-четыре дня проводили на телефоне, один день ездили по встречам. Мы устраивали презентацию самих себя.
[Антон] Первое, что мы сделали под именем «Народный архитектор» — собственную презентацию и список девелоперов, которых и обзванивали, предлагая свои услуги.
И сколько времени и усилий потребовалось для того, чтобы получить первый заказ? Когда вы поняли, что не зря это затеяли?
[Митя] А мы сразу поняли, что не зря.
[Антон] [смеется] Сколько времени прошло, прежде чем мы получили заказ сделать проект за бесплатно? Сначала мы работали в минус.
[Митя] Мы достаточно долго ходили по встречам, в итоге правдами и неправдами нам удалось получить от одной компании позволение сделать проект поселка. Проект мы сделали за месяц (на самом деле, конечно, за одну ночь), презентация прошла идеально, и мы были абсолютно уверены, что вот он, наш первый заказ, но все затихло.
[Антон] В итоге нас не наняли. Они получили бесплатную работу, результатами которой могли воспользоваться, но почему-то этого не сделали. А мы в итоге получили за этот проект диплом Академии Архитектуры в области градостроительства [прим.: речь идет о поселке «Марафон»].
Поселок "Марафон"
[Митя] Тем не менее, нам удалось сделать несколько проектов, но наше финансовое положение это не сильно поправило. На тот момент мы, кажется, уже окупили сайт. Мы продолжали звонить всем, кого могли бы заинтересовать наши услуги, и в какой-то момент нас пригласили на крупную встречу с директором Измайловского парка.
[Антон] В тот момент у Измайловского парка была потребность в ребятах, которые сделают хорошую архитектуру. И тут практически с улицы пришли мы, и были не в курсе, что там ждут именно нас. Нам предложили сделать несколько концепций.
[Митя] И в результате ситуация разыгралась так, что мы вошли в тендер и приступили к работе. Мы ухватились за этот заказ обеими руками, и дальше пошла уже совсем другая работа, полное рабоче-сметное проектирование. Мы до сих пор очень плотно сотрудничаем с Измайловским парком.
Сколько времени прошло от самого начала «холодных звонков» до первого заказа?
[Митя] Мы начали обзванивать потенциальных клиентов в 2011 году, минимальная «плавучесть» появилась в конце 2012. Плавучесть — это минимальные зарплаты и ощущение того, что еще пару месяцев мы точно продержимся. А то, что наша бизнес-идея жизнеспособна мы почувствовали в начале 2014 года.
[Антон] Уже с 2012 года мы начали устойчиво развиваться, и с этого момента нас нельзя было назвать старт-апом. Важный момент в том, что у нас очень разнообразная специализация, спектр наших работ не ограничен только архитектурой. И поэтому у нас в составе бюро есть дизайнеры, вот та сторона [прим.: стола] — полностью их.
Сколько реализаций на вашем счету за 4 года?
[Антон] Во-первых, у нас реализовано довольно много выставочных проектов. Во-вторых, мы очень любим наши системы навигации.
[Алексей] Я бы назвал навигационное направление знаковым для нас, потому что оно оказалось неожиданно интересным. Мне кажется, что навигацией не могут заниматься только дизайнеры, дизайн-студии, это задача архитектора, челокека, который умеет читать пространство.
[Антон] Для создания навигации важно, во-первых, ощущать интерьер и его логику. А во-вторых, нужно понимать материал, из которого ты будешь делать отдельные элементы. Дизайнерский подход — это стандартные конструкции из композита, которые для разных парков переверстываются и выполняются немного в другом цвете. А мы раскрываем эту историю полнее.
Навигация для Музея Архиетектуры
Фрагмент навигации Дарвиновского музея
Как вы оцениваете свои перспективы в наше непростое время?
[Митя] Дела у нас идут не просто, но пока что все получается, и не в последнюю очередь, благодаря тому, что мы очень удачно подобрались. У нас нет излишней субординации, нет искусственного разделения на исполнителей и руководителей. Нам интересно работать вместе, находиться в этой комнате, каждый ведет интересный для него самого проект, и каждый может рассказать про свою задачу огромную историю. У нас нет постоянного заказчика, который бы обеспечивал нас работой. Мы всегда в поиске интересных проектов, постоянно участвуем в конкурсах, нередко их проигрываем. Очень часто мы делаем какой-то проект, например, выставку, и заодно предлагаем сделать навигацию, при этом она уже сделана и мы сразу показываем эскиз. Мы предлагаем проекты, возможные решения, делаем проекты заранее. Такой подход позволяет нам с успехом существовать, у нас есть много работы и она нам интересна. В работу идет около трети сделанных нами концепций, и это неплохой результат, который возможен именно потому, что мы фанатично убеждаем в необходимости реализации.
Почему вы «Народный архитектор»?
[Митя] Мы делаем архитектуру для народа, доступную, классную. Есть награда «Народный архитектор Российской федерации». В таком формате нам эту награду скорее всего не дадут, но зато мы уже «Народный архитектор».
[Антон] У нас уже есть одна книга с дарственной надписью: ««Народному архитектору» от Народного архитектора».
Проекты
«Елагин-парк» в Санкт-Петербурге
Это очень важный для нас проект, потому что на Земле скоро появится остров, навигация для которого сделана нашим бюро. Это абсолютно идиллическое место, целый остров, ансамбль которого создан великим архитектором Росси. Приятно, что это общедоступное место, принадлежащее народу. Единственное, чего до сих пор ему не хватало — клёвой системы ориентирования, и мы её придумали. Мы предложили довольно изящное решение, которое позволит минимально вторгаться в окружение. Особенность проекта — сменные указатели, потенциально развивающаяся система, которую можно дополнять и изменять. Кроме того, мы предлагаем уникальную конструкцию и технологию: детали выполнены из керамики, прочного, устойчивого к изменению температур, экологичного и эстетичного материала. Если не считать тестового образца, это будет первая керамическая навигация в России.
Измайловский парк
Измайловский парк — знаковый проект, который стал для нас полноценной историей большой городской парковой реконструкции. Это тот результат работы, который особенно приятно зафиксировать. Там было много рабочего проектирования, что само по себе интересно. Как раз сейчас эти объекты строятся, и мы в реальности видим плоды наших трудов. Это одна из первых реализаций, которой мы довольны на все сто!
Шахматный павильон в Измайловском парке почти достроен
Веб-отдел
Это большой секрет, но наше бюро делает самые крутые сайты для архитектурных бюро. Помимо нашего сайта, мы делали сайт для мастерской Антона Нагавицына, сейчас делаем сайт Академии Архитектуры. Это наша особенность — в процессе профессиональной деятельности мы открываем в себе и в нашем коллективе новые возможности. Так, мы обнаружили, что нам интересно и у нас получается делать системы навигации. А Сережа оказался гением-самоучкой, сам освоил ремесло создания сайтов и теперь с удовольствием этим занимается. И теперь у нас появилась возможность применить эти знания и умения в том числе для создания Виртуальных музеев.
Сейчас у нас есть целый веб-отдел, он развился именно в рамках работы с музеями. Отдел представлен двумя людьми: арт-директор Сергей создает гениальные концепции, а веб-дизайнер Сергей пишет идеальный код. В случае необходимости к отделу подключаются дизайнеры, и тогда его состав увеличивается до пяти человек.
Создание виртуальных музеев — это перевод музейных коллекций в виртуальный формат. Процесс виртуализации фондов актуален во всем мире, активно развивается в Европе. К реализации этого проекта нас привлекло Министерство Культуры, и мы очень рады, что стоим у истоков этого процесса в России.
Виртуальный Музей: Музей Архитектуры имени Щусева
Как известно, у МуАра огромные архивы, но нет возможности их экспонировать. Во-первых, их нельзя демонстрировать в течение длительного времени, чертежи выцветают, а во-вторых, нет места для того, чтобы показать все — по объемам архивы абсолютно сумасшедшие. Хочется их все оцифровать, и эта работа давно ведется, но до сих пор было непонятно, каким образом можно получить доступ хотя бы к оцифрованным архивам. А виртуальный музей открывает для людей музейную площадку.
Проект мы построили на принципе хронологии, основной элемент — таймлайн. На временной шкале существуют разделения на стилистические периоды, от Древней Руси до Модернизма, в бета-версии работает только Классицизм. В каждом разделе собраны принадлежащие ему объекты, по каждому из которых есть современные фотографии объекта и оцифрованные материалы из фонда. Проект должен быть согласован и запущен весной.
Виртуальный Музей: Музей Современной истории России
Если виртуальный Музей Архитектуры — это по сути электронный каталог архитектурных объектов, то «Музей Современной истории России» сделан по совершенно другому принципу. Структура у сайта сложная, по сути он состоит из трех сайтов, трех разных тем, трех музеев: открытое хранение, сам музей и его постоянная экспозиция, а также Подпольная типография — это филиал Музея. И для каждого раздела придуманы свои сюжетные ходы и структуры, например, в «Подпольной типографии» есть квест. Этот виртуальный музей очень разношерстный, но это сделано для того, чтобы каждую тему показать по-своему. Есть обязательная программа — каталог и виртуальный тур, в этих разделах можно найти все объекты и получить по ним развернутые исторические справки. Это стандартные решения для музейных сайтов, такие разделы предназначены для вдумчивого посетителя, который ищет что-то конкретное. Для случайно забредшего на сайт человека есть виртуальная экспозиция — подборки из 10 специфических, ярких объектов, объединенных одной темой, и по каждому из экспонатов представлен развернутый рассказ. Сейчас у нас в работе интерактивный проект для школьников, приуроченный к 70-летию Победы — 10 экспонатов и 10 связанных с ними историй о Великой Отечественной войне.
Одна из главных страниц Виртуального музея Истории России
У нас есть ощущение, что эту типологию — виртуальные музеи — можно развивать, можно выходить за рамки шаблонов «каталог - виртуальный тур». В работе сильно ограничивают технические задания, а эксперименты у нас не приветствуются. Как и в работе с парками, здесь важнее предварительная исследовательская, дотендерная работа. У нас же часто объявляется конкурс на то, что в последствии может оказаться не нужным.
Выставочная деятельность
Зодчество 2015
Для недавно завершившегося фестиваля «Зодчество» мы делали проект «Авангарду быть!». Мы оцифровали номера журнала «Современная архитектура», вышедшие в период с 28 по 30 годы, и их можно было полистать на сенсорном экране, окунуться в атмосферу тех лет.
Фрагмент стенда для "Зодчества-2015"
"Зодчество-2014"
Музей Мирового океана
Один из наших старых партнеров — калининградский «Музей Мирового океана». В своем городе они — одна из крупнейших организаций, Музей объединяет множество зданий, разбросанных по всему городу, и занимает десятки гектар территории, это город в городе. Сейчас мы делаем для них экспозицию, которая разместится в здании Оперного театра. В центре большого пространства появится рампа, на которой будет размещена инсталляция, демонстрирующая взаимодействие балтийского океана и человека. Для них же мы сделали экспозицию «Война на море», которая открыла новый корпус музея, а также интерьерную и экстерьерную навигацию.
Официальный сайт бюро "Народный архитектор"