Подписка на новости
В последние годы в российской архитектурной жизни происходят важные изменения: на первый план выходят бюро, во главе которых и в которых работают молодые, но уже опытные архитекторы. Они все чаще побеждают в конкурсах, активно сотрудничают с зарубежными коллегами, не боятся самых смелых решений, их проектами восторгается все большее количество как профессионалов, так и далеких от архитектуры людей. Одним из таких по праву можно назвать WALL. Основанное в 2014 году Рубеном Аракеляном и Айком Навасардяном оно уже в 2015-м было признано на «АРХ Москве» лучшим молодым бюро, а в декабре того же года – получило одобрение своей концепции развития Павелецкой площади, этой городской пустоши, получившей шанс на новую жизнь.
После знакомства с WALL команда ARCHiPEOPLE делает уверенный вывод: за этим проектом последуют не менее громкие.
08.02.2016, 00:55 | Автор: Андрей Кановка
Айк Навасардян, главный архитектор и сооснователь бюро WALL
Айк, каким был ваш путь в архитектуре до основания WALL?
Мы учились вместе с Рубеном в МАрхИ в группе у Андрея Некрасова. Потом я оказался в первом потоке группы Юрия Григоряна. После выпуска мы работали в «Проекте Меганом»; я оттуда ушел раньше, а Рубен остался. Спустя несколько лет мы решили основать собственное бюро. Сейчас мы пытаемся добиться признания, не гоняясь за коммерческими проектами. Для нас всегда было важно обеспечить высокое качество архитектуры. Это тяжело, но у нас получается.
После «Проекта Меганом» лично Вы чем занимались?
Частной архитектурной практикой. Проектированием индивидуальных жилых образований, небольших общественных зданий. Любая индивидуальная практика полезна, но когда вы действуете в состоянии относительного отчуждения от всего творческого сообщества, это приводит к постепенной деградации, даже если у вас устойчивый вкус, принципиальное отношение к своей профессии и желание расти. А для сотворения чуда требуется коллективный и, очень важно, многодисциплинарный штурм на всех стадиях деятельности (исследование, постановка правильных вопросов и поиск решений). Еще важно, чтобы в команде были сумасшедшие в хорошем смысле этого слова, только тогда случается чудо, и наступает маленькое счастье.
Какими были первые проекты в WALL?
Первым был проект реконструкции Дома культуры «Москвич» по линии Департамента культуры. Мы занимались исследованием огромной территории этого здания и придумали множество интересных общественных пространств с различными функциями.
Современным российским архитекторам довольно редко, по разным причинам, выпадает шанс построить знаменательный с точки зрения архитектуры объект. Вас такого рода проблемы не волнуют?
Мы стараемся, чтобы реализованный объект как можно больше соответствовал изначальной концепции проекта. Конечно, во время реализации возникает много проблем, связанных с бюджетом и отношением заказчиков. Приходится многое пересматривать. В ходе строительства, например, станции метро «Технопарк» пришлось значительно сократить расходы, был даже уменьшен объем павильона.
В проекте развития Павелецкой площади тоже будут серьезные изменения? Нашел ли он понимание у властей Москвы?
Изменения неизбежны, но наша концепция разработана настолько подробно, что результатом мы, надеюсь, останемся довольны. Не хотелось бы, чтобы возникли проблемы с землеотводом, потому что из-за них концепция потеряет в своей целостности. Пожалуй, главная сложность при проектировании была связана с пониманием распределения коммуникаций на территории, глубины заложения линий метро и так далее. Трудно было получить соответствующую документацию. По части же эстетики и функционального обоснования уже все согласовано. Нам повезло, что главный архитектор города Сергей Кузнецов способствует продвижению уникальных проектов.
В чем суть этого проекта?
В разработку входит не только площадь перед вокзалом, но и несколько прилегающих к нему участков. Под землей все зоны будут объединены, образуя единый логистический уровень, соединяющий участки на Дубининской и Кожевнической улицах и на площади. Новый павильон для «Аэроэкспресса», расположенный за зданием вокзала, тоже будет построен нами. У ТПУ на Павелецкой площади есть основная цель – сделать все функции доступными. За короткое время человек должен пересесть с одного транспорта на другой.
Район Павелецкого вокзала, по сути, транзитный. Будут ли созданы новые центры притяжения?
На самом деле таких центров там достаточно. Их просто нужно собрать и точней распределить. Важно еще и решить проблему сложного пешеходного и транспортного движения.
WALL – очень молодое бюро. Как работается в ситуации, когда все вокруг говорят о сложных временах?
Все великие изобретения и открытия появлялись в тяжелые времена. Так что это своеобразный плюс. Когда чувствуешь напряжение, мысль тоже работает напряженно, и результаты получаются эффективными и интересными.
Чувствуете ли вы преемственность с той архитектурой, что была до вас? Возникает ли желание критиковать ее?
Вон там висит фотография с Григоряном. И лично у меня, когда я что-то придумываю, каждый раз автоматически возникает вопрос: а что бы он подумал по поводу того или иного решения? Терять ориентиры и связь с предшественниками нельзя. А критиковать, конечно, очень легко, но мы не тратим на это свои силы и время. В конце концов, у каждого архитектора свое видение.
Всего за два года в бюро разработано 38 проектов. Как вам удается быть такими продуктивными? В чем принципы работы бюро?
У нас горизонтальное распределение прав и обязанностей. Мы все вместе принимаем решения и вместе несем ответственность за них. Каждый проект тщательно обсуждается. При этом важно на всех стадиях проектирования точно следовать изначальной концепции. Если идея потеряна, то последствия могут быть самыми нежелательными.
Многие архитекторы старшего поколения говорят, что их профессию заказчики буквально не уважают.
Мы стараемся не работать с такими заказчиками. Если чувствуется, что заказчик настроен критично, мы сразу отказываемся. Бесполезно тратить силы на проекты, которые будут фактически «разрушены».
Что хорошего и что плохого в современной российской архитектуре?
Все динамично развивается, но проблема лишь в том, что делать все приходится слишком быстро. В момент реализации проекта начинается самая настоящая гонка между архитекторами и строителями. Порой строители на месте начинают самостоятельно что-то придумывать, а от этого страдает качество. Качественная архитектура требует много времени.
Какими должны быть современные общественные пространства?
Они должны быть интегрированы в городскую структуру. Мы абсолютно против изоляции, заборов и тому подобного. Хотя в Москве так принято. Даже парки обносят заборами. Это смешно и одновременно печально.
Что для вас значит участие в конкурсах?
Возможность заявить о себе и делать интересные проекты. И многое здесь зависит от жюри. Например, в конкурсе на проект для станции метро «Солнцево» было профессиональное жюри, но окончательное решение принимали горожане. А это опасная практика. Конкретные специалисты должны заниматься своей работой. Я же не буду советовать хирургу, как делать операцию. В архитектуре точно так же.
Анна Козлова и Мария Оганян
Почему вы выбрали WALL?
Мария. Еще задолго до окончания МАРШ мне понравились проекты и идеи бюро, так что у меня не было сомнений, где надо работать. Большинство моих нынешних коллег, кстати, заканчивали тот же вуз, поэтому нам легко работается вместе, нас объединяет общая философия. Анна, например, еще и преподает там.
Анна. Да, я один из преподавателей модуля «Профессиональные навыки» в МАРШ, который курирует Рубен. Мы занимаемся инновационной дисциплиной, суть которой в разделении проектирования согласно прикладным и интеллектуальным навыкам. Например, мы учим, что идея, формализация идеи и ее выражение – три основы проектирования, среди которых формализация – самая сложная стадия, потому что надо сделать так, чтобы всем было понятно, в чем смысл идеи.
Получается, WALL – это именно одно из тех бюро, которое строит свою деятельность на новых подходах в архитектуре?
Анна. Мы полностью переоцениваем мейнстрим в архитектуре: как идеологический, так и репрезентативный. В WALL мы пытаемся уловить новую волну, при этом имеем свой графический язык. Для многих бюро наши работы – это точка высокой эстетики, которую даже начинают копировать. У нас довольно простой, но максимально эстетичный метод презентаций, так что даже на некоторых курсах по графике используют «стиль WALL».
Как вам работается в системе горизонтальных отношений внутри бюро?
Мария. Это самая удобная система! Ты должен сам принимать решения, при этом всегда можешь обратиться за помощью в ходе постоянных обсуждений. Задания раздаются так же, как и в бюро с четкой иерархией, но у нас это выглядит так, будто Айк и Рубен сами бы с радостью все сделали, но доверяют нашей помощи.
Анна. Она помогает обмениваться идеями. Рубен и Айк – одни из тех руководителей, которые не исключают возможности появления хороших идей извне. От этого максимальную пользу получают и они, и остальные сотрудники.
В отсутствии давления сверху вам проще работать?
Анна. Если ты знаешь, что твое мнение принимается во внимание, ты сильней чувствуешь ответственность, что позволяет тебе быть продуктивней. Раньше я работала в SPEECH, но здесь мне гораздо интересней.
Алина Назмеева
Почему WALL?
Я проходила здесь практику, когда училась в МАрхИ. Мне хотелось попасть в бюро совершенно новое, молодое, с небольшим количеством сотрудников. Я абсолютно уверена, что молодой специалист может развиваться только в небольшом бюро, а не в огромной, признанной кем бы то ни было системе, где ты не вовлечен в большинство процессов.
Не стала ли работа в WALL шоком после консервативного МАрхИ?
МАрхИ же не монастырь! Безусловно, среда влияет на человека, но если ты хочешь и готов учиться, то выучишься и станешь хорошим специалистом.
Что вы привносите в работу WALL?
Участие в ежедневных дискуссиях и обсуждениях позволяет мне, как и каждому из нас, довести проект почти до совершенства. Самое неожиданное предложение или замечание может быть принято даже на финальной стадии проектирования при условии, что оно будет хорошо аргументировано.
Официальная страница WALL в Facebook.
Фотографии: Александра Голикова, Александр Плахин.
Иллюстрации: WALL.