Подписка на новости
Новость о том, что в Подмосковье строится самый крупный город в классическом стиле за последнее столетие, уже обошла все СМИ. В пресс-релизе сказано: «Градостроительная концепция предполагает, что общественные зоны займут 50% территории: сердцем Города-события Лайково станет зеленый парк площадью 2 га с озером, а главной водной артерией станет самый длинный в Подмосковье искусственный канал. Набережные протяженностью 4 километра расчертят город, как Сена делит Париж на Правый и Левый берега. Каждый из 19 мостов, соединяющих разные части города, будет иметь собственный стиль и станет важной видовой точкой. При этом пять мостов будут полностью пешеходными, а в арке одного из них разместятся несколько квартир с уникальными видами, в духе Понте-Веккио во Флоренции. В Городе-событии Лайково будет и собственный остров, как парижский Сите или пражский Кампа».
Мы попросили автора это амбициозного проекта – петебургского архитектора Максима Атаянца – рассказать, что же на самом деле скрывается за термином «классическая архитектура» и почему для возведения городов с нуля традиционные приемы подходят лучше всего.
07.11.2016, 12:49 | Автор: Юлия Шишалова
Каково это – строить целый город?
С одной стороны, эта мысль греет: ведь это максимум того, что может быть отпущено в жизни человеку моей профессии. С другой стороны, здесь появляется уникальная возможность собрать наконец в руках всю палитру и начать действовать без ограничений. То есть ограничений, конечно, были сотни, но объем уже такой, что в результате получаешь абсолютно самодостаточный живой организм – завершенный, законченный, полноценный.
А что это вообще такое – город в классическом стиле?
Определение «классическая архитектура» часто используют не по адресу. Строго говоря, это архитектура, компоновка которой основана на применении классической ордерной системы.
Однако в таком крупном образовании, как «Лайково», где будет жить 30 тысяч человек, еще до всякой архитектуры (если понимать под таковой, скажем, решения фасадов) важнейшим фактором является само устройство города. То есть не то, как выглядят сами дома, а какое они образуют целое, как они друг относительно друга поставлены, как сделаны все городские пространства. И в классическом городе мы пользуемся традиционными градостроительными принципами, которые за всю историю городов еще ни разу себя ни дискредитировали.
Что это за принципы?
Описать их очень просто. Город должен быть разнообразен, и человеку должно быть в нем комфортно перемещаться: и физически, и чисто психологически. Вместе с тем, для ощущения комфорта пространство должно быть хорошо структурировано.
Что имеется ввиду под структурированным пространством? Деление на районы?
Все несколько сложнее. Это система взаимоотношений его элементов, выстроенная относительно двух «крайних» точек – главных общественных пространств и приватных частных. Если, скажем, в городе самым индивидуальным частным пространством является квартира, а главное общественное пространство – это какая-нибудь площадь, то между ними должна быть выстроена четкая иерархия. Пойдем от частного к общему: квартира, лестничные холлы и подъезды, двор, переулки и скверы, улицы покрупнее, торговые улицы, главные транспортные артерии, набережные канала, рыночная площадь, площадь для собраний перед административным зданием... Получается масса элементов.
Значит, город от просто набора домов отличает, прежде всего, структура?
Конечно! Само слово «город» однокоренное с «оградой», то есть у города должны быть границы. Причем границы визуально понятные, чтобы человек въезд и выезд мог воспринимать на чувственном уровне. В «Лайково» мы уже не первый раз, но с гораздо более богатым наполнением пользуемся идеей городской стены, которая отделяет нас от главной подъездной дороги и выстроена из паркингов, вынесенных в эту часть – фактически за городские пределы. Причем со стороны кварталов стена превращена в парковые террасы, так что виды из квартир на паркинг становятся преимуществом, а не недостатком. И вот заметьте: я сейчас описал город с классической архитектурой, совершенно не апеллируя к архитектуре фасадов! Потому что самое главное – традиционная городская ткань, образуемая вышеописанным способом.
Но ведь чтобы разнообразие типологий пространств поддержать – у вас и фасады тоже разные?
Действительно, с нашей точки зрения традиционный язык фасадов предпочтительнее. Хотя, чтобы еще больше усложнить образ, в «Лайково» будет и ряд стилистически других домов. Вообще новый город будет состоять из пяти районов с индивидуальной колористической схемой, с акцентом на цвета и орнаменты, чтобы все они друг от друга отличались. Человек должен себя психологически идентифицировать с местом, где он живет. С этим бывают очень серьезные проблемы в анонимных муравейниках, которые в большом количестве понастроили в погоне за квадратными метрами.
В классическом городе все здания уникальные?
Да это и не нужно. Ведь в России в начале XIX века – в тот период, который как раз и назывался классицизмом, – чрезвычайной популярностью пользовались типовые решения, дающие возможность массовой застройки. Тогда, после пожара, этот подход Москву буквально спас. Впрочем, сегодня мы не занимаемся типовыми секциями и домами – каждый раз здание проектируется под то место, где оно будет находиться.
Стало быть, идентичность места первична? А как же локальные сообщества?
Все, что мы строим, мы строим в чистом поле, локальные сообщества «вырастают» там сами. И я горжусь, если позволите, тем, что, например, в «Городе набережных» архитектура, хотя и неявным образом, поспособствовала тому, чтобы локальные сообщества возникли, причем сообщества определенного толка.»
А если город строится «в чистом поле» – могут ли дома в нем существовать сами по себе? Без идентичности?
Скажу так: к сожалению, могут, и эти примеры печально известны.
С «Городом набережных» было иначе?
«Город набережных» назван городом с большим замахом на будущее – скорее это маркетинговый ход. Потому что с населением меньше определенного минимума можно называться городом лишь условно. Но «городская» идентичность у этого проекта, безусловно, есть - это проект стал для нас своеобразным образцом, закладкой на будущее.
«Лайково» же – и по количеству жителей, и по количеству домов, – в 2-2,5, а то и 5-6 раз больше, чем другие проекты, которые мы делали с Urban Group. Однако по сложности – разница в десятки раз. Увеличение количества квадратных метров должно приводить – и в данном случае приводит – к качественному скачку. Кинотеатры, торговые центры, административные здания, отделение полиции – вся эта типично городская инфраструктура на поселения в 3 тысячи человек просто так не «натянется». Зато, начиная с определенного момента, все то, что в нашем сознании образует идентичность города, начинает возникать естественным образом. Тогда и происходит скачок, а задача оказывается многократно сложнее.
Чтобы город был настоящим городом, в нем должны быть и места приложения труда горожан?
Да, у нас редкая вообще-то для Подмосковья пропорция: предусмотрены рабочие места для четверти жителей (а с учетом «стариков и детей» – для доброй трети). Поверьте, этого более, чем достаточно, причем имеются ввиду отнюдь не только какие-то социальные и обслуживающие функции. Запланированы площади для бизнеса и так далее.
Интересно, а как относятся к новому «соседу-гиганту» обитатели близлежащих районов?
Конечно, такое взаимодействие с природой, такое активное ее изменение – это всегда повод для бурных дискуссий, такая уж у архитектора профессия. Он изменяет среду – но в данном случае я постарался сделать это как минимум деликатно. Так, хотелось максимально облегчить новое соседство жителям одноименной деревни Лайково. Поэтому на линию, где наша территория граничит с существующей частной застройкой, вынесены те городские функции, которые вообще не требуют этажности: детские сады, школьный кластер, физкультурный комплекс, таунхаусы, большие озелененные территории. Таким барьером мы значительно смягчаем восприятие.
Столько замечательных идей и задумок – и ведь все равно останутся недовольные... Впрочем, как в случае с любым большим проектом.
Я прекрасно осознаю всю ответственность, много об этом думал и с пониманием отношусь к нападкам, которые всегда вызывает застройка нетронутого места. Но в рамках своей профессии я стараюсь сделать так, чтобы в этом были и преимущества, а «количество красоты» не уменьшалось, а только увеличивалось.
Максим Борисович Атаянц, архитектор, руководитель «Мастерской Максима Атаянца».
С 1995 года член Санкт-Петербургского отделения Союза архитекторов России. В 1995 году окончил архитектурный факультет Академии Художеств в Санкт-Петербурге.
2014 год «Мастерская Максима Атаянца» стала победителем государственного конкурса архитектурной концепции строительства комплекса зданий Верховного и Высшего арбитражного судов Российской Федерации в Санкт-Петербурге.
Премии:
ЖК «Город набережных» (Московская области, город Химки, девелопер Urban Group).
ЖК «Опалиха О2» также признан «Лучшим строящимся ЖК эконом-класса в Подмосковье» на Urban Awards 2012.
ЖК «Опалиха О2», ЖК «Солнечная система» и ЖК «Город набережных» выставлялись на 3 и 4 Московской Биеннале Архитектуры в мае 2014 года.
Санкт-Петербург:
Ансамбль зданий Судебный квартал: Верховный Суд, Судебный департамент, Театр Танца и медицинский центр. Небольшая группа дополнительных зданий: служебная гостиница, инженерный корпус, для инженерного обеспечения деятельности всех этих сооружений.
Жилой дом на Петроградской стороне Санкт-Петербурга.
Собор Святого Духа в Санкт-Петербурге (строится)
Московская область:
ЖК «Ивакино-Покровское», г.о. Химки, девелопер Urban Group;
ЖК «Новосходненский», район Сходня, девелопер Urban Group;
ЖК «Город набережных», г.о. Химки; девелопер Urban Group;
ЖК «Опалиха О2», Красногорский район. девелопер Urban Group;
ЖК «Солнечная система», г.о. Химки; девелопер Urban Group;
ЖК «Пятницкие кварталы», Пятницкое шоссе, девелопер «Вектор Инвестментс».
Сочи:
Горного курорта «Горки Город» (медиадеревня Олимпиады в Сочи – 2014), куда входит 10 гостиничных комплексов, спа и элитное жилье.
Культурно-этнографический парк «Моя Россия».
Ярославль:
ЖК «Династия» (девелопер Главвстрой) в историческом центре Ярославля
Другие проекты:
Церковь Св. Елены в Ленинградской области (2012 год)
Церковь Святого Креста в Нагорном Карабахе (2013)
Реконструкция Ново-Тихвинского монастыря и собора св. Александра Невского в Екатеринбурге.