Подписка на новости
ARCHiPEOPLE встретился и поговорил с художником Сергеем Животовым о том, как найти себя в искусстве и на что обращать внимание в связи с этим в первую очередь.
24.01.2014, 17:47 | Автор: Саша Голикова
Творческий путь
Мой отец - художник-оформитель, дедушка же привил мне любовь к музыке и живописи. Оттуда все и началось. Детство я провел в деревне, а где-то в 1986 году переехал в город и поступил в художественную школу, хотя изначально хотел попасть в музыкальную. Когда я был ребенком, занимался копированием открыток, придумывал что-то свое, правда порой появлялось чувство бессилия, когда смотрел на картину какого-нибудь известного художника и понимал, что хочу написать нечто подобное, но у меня не получается.
Со временем я понял, чтобы этого достичь, мне нужна база, школа, умения, способности и навыки. В 1996 году я поступил в Орловский институт на художественно-графический факультет. На третьем курсе меня обуяло желание бросить все и уехать в Сергиеву Лавру учиться иконописи. Крайне важен момент, когда человек оканчивает институт и выходит в открытое плавание, - ты уже мастер, и вопрос в том, что ты хочешь сказать нового. Существует масса людей, которые после окончания ВУЗа, занимаются тем же, чем они занимались во время обучения, это инерция в чистом виде, - нужно же четко понять, что ты хочешь делать.
О тех, у кого стоит учиться
Каждый творческий человек по натуре своей бунтарь, но, тем не менее, он опирается на своих фаворитов. Всегда есть кто-то, на кого ты оглядываешься, довольно трудно иметь свое собственное лицо. В какой-то период мне очень нравился Пикассо, я даже делал пародии в его стиле. Еще Дали, потому что он ушел от абстракции и пришел к традиции, к изображению человека все-таки. Потом был момент, когда я увлекся Джексоном Поллоком, и в похожем ключе начал делать свои работы. Очень любил и люблю импрессионистов и постимпрессионистов: Сезанн, Ван Гог, Гоген, Ренуар, Клод Моне, - это люди, которые тебя обучают через свои полотна. В конечном итоге, когда я столкнулся с тем самым вопросом, что я буду делать, что изображать, пришел к жанровой живописи. В наше время нет ничего ценнее человека. Есть мужчина, есть женщина. В природе нет ничего важнее этих двух объектов, все остальное – это приложение к ним.
О роли художника в современном обществе
Первая задача – выжить, особенно в наше время, когда людей ничего кроме денег и личного благосостояния не интересует. Второе – не предать свое призвание. Это, наверное, самое важное. Потому что если человек предает свое призвание, он попросту перестает быть художником. Третье – пройти сквозь препятствия и остаться собой, своим творчеством нести свет. Да, человек должен искать новые формы, но можно быть революционером и в рамках традиции, своим творчеством показывая, возможно, неприятные моменты нашей жизни, потому что если в искусстве нет революции, то это не искусство.
О современном искусстве
Революцию создать сложно, особенно в наши дни, когда уже все изведано, ничего нового никто не скажет, разве только в каком-то цифровом искусстве. А новый виток в искусстве, полагаю, начнется лет через сто, не раньше. Сейчас время застоя, только тогда, когда осядет муть, сможет прорасти что-то новое.
О путешествиях и России
В институтские времена я объехал почти пол-России, её центральную часть: Смоленск, Ростов, Курск, Брянск, Витебск, Нижний Новгород, Владимир, Печоры, Псков. Большинство людей путешествует по заграницам, а я изучал родные края. У меня нет желания уезжать из нашей страны. Если лет десять назад я мог бы уехать в Америку, то сейчас понял, что вряд ли смогу жить где-то вне России. Я это чувствую на уровне духа, души, в других местах жить невозможно. Конечно, интерес посетить зарубежные страны имеется, но жить там – нет. Хотелось бы увидеть Японию, у меня есть некая тяга к японскому искусству, даже какое-то время копировал Хокусая и Хиросиге. С удовольствием бы жил у моря, где есть сосны, или в лесу, в уединенных местах, окруженных природой.
Восприятие города
Архитектура может возвысить человека, например, как в случае с произведениями Гауди, когда тебя это одновременно смешит, потрясает и восторгает, потому что эта архитектура «горит». В Москву я приехал в 1997 году, и она произвела хорошее впечатление. Впрочем, чудовищно наблюдать здания XIX - начала XX в., соседствующие с торговыми центрами. К сожалению, данное явление мы будем еще долго наблюдать, так как в строительство подобного рода вложена уйма финансовых средств, от этого никуда не деться, это выгодно. Немного сохранилось мест, которые я действительно люблю: район Малой Ордынки, Таганка, Котельническая набережная, Замоскворечье и территория в районе станции метро Курская. Еще мне очень нравятся Ярославское направление и городки средней полосы: Елец, Задонск, Ливны, - там еще остался дух старины, но пребывают они в ужасном состоянии, разруха.
О картине «Провинция»
Это случай из жизни. История юноши и девушки. Сначала появились эскизы пером, акварелью, гуашью. И только спустя какое-то время появилась сама картина. Когда приступал к работе, стал вопрос, как писать? На тот момент я читал книгу Леонардо о золотом сечении, вследствие чего выстроил сюжет по этому принципу, математически: главного героя, героиню, фасадную часть дома, окружающее пространство. Каждая из моих картин имеет под собой живую историю. Мне было необходимо показать правду жизни через себя, через свое отношение к миру.
О грядущей выставке
Выставку планируется провести в Орле, в Музее изобразительных искусств. Будет представлено 70 работ: живопись, графика, эскизы к картинам (показать то, с чего начинается работа, и то, к чему она приходит), фотографии, книги (сейчас пишу книгу о своей графике и о рок-музыке). Хочу представить свою творческую «лабораторию»: от этюдов и эскизов к завершенному полотну. А также показать раскадровки к фильмам, в которых принимал участие, был художником-постановщиком и актером.
Фото: Александр Плахин